Открытое мероприятие по этнокалендарю. Международный день родного языка.
методическая разработка по чтению (1 класс)

Долганова Елена Павловна

Открытое мероприятие по этнокалендарю.

Международный день родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие по этнокалендарю.

Международный день родного языка.

Включить фонограмму, где люди говорят на разных языках.

Учитель:- Вы поняли, что нам хотели сообщить, сказать?

Дети: Нет.

Учитель: -Почему?

Дети: Не понятен язык ,на котором говорили.

Учитель:- А на каком языке говорим мы с вами?

Дети: На русском.

Учитель:- В мире существует великое множество языков, наречий. диалектов

Учитель: Какие?

Дети: Английский, немецкий, французский, украинский. узбекский,  белорусский…

Учитель:- Для нас с вами родным является русский язык. Все, живущие в России, говорят на русском языке. И книги мы читаем тоже на русском языке. Русский язык один из самых красивых и богатых языков мира.

Ученик: Миллиарды людей говорят на тысячах разных языков.

На каких языках?

Дети: на английском языке, на итальянском языке, на французском языке и так д.

На многих языках говорят и пишут народы России. Однако общим языком для всех народов нашей страны принят русский. Его называют государственным языком . Русский язык один из самых красивых и богатых языков мира.

Ученик: Щедрое народное наследство _

Я люблю красивый наш язык,

Ведь на русском говорю с детства,

Словно к матери к нему привык.

Ученик 2: Жизнь идет , словарь опережая.

(Сколько новых дел, событий, чувств!)

Мысль свою на русском  выражая ,

Я у предков многому учусь.

Ученик 3: Я ко всем наукам ключ имею,

Я со всей вселенною знаком-

Это потому , что я владею

Русским всеохватным языком.

Учитель: Совсем скоро -21 февраля будет Международный день родного языка ,и  сегодня наше мероприятие посвящается этому дню.

Изучение родного языка каждый школьник начинает с книги, которая называется-

Дети: (хором): Азбука.

Учитель: А как по-другому называют азбуку?

Дети: Букварь.

Учитель: А вот, ребята, как выглядела страница самого первого Букваря, который напечатал первопечатник Иван Федоров в  1574 году.

Давайте внимательно посмотрим на эти буквы. Похожи они на те, которые есть в современном букваре? Да, действительно, многие похожи по написанию, а некоторые отличаются.

А знаете ли вы, что каждая буква древнерусского алфавита имела свое имя собственное?

Может быть, вы сможете назвать какие-нибудь имена букв древнерусского алфавита?

Конечно, слово азбука произошло от названия двух первых букв древнерусского алфавита - аз,буки.

А придумали русский алфавит два монаха - Кирилл и Мефодий.

При помощи азбуки из глубины веков они передали нам наказ о том, как должно жить людям, думающим и говорящим на  русском языке.

Это звучит как клятва, заповедь: «Я знающий буквы, должен нести добро, потому что добро есть жизнь на Земле!»  Так вот что такое букварь! Это не просто первая книга, которую мы изучаем в детстве. Это книга жизни! И вот на каком удивительном языке мы говорим, думаем и читаем! Так давайте любить наш язык, бережно хранить его, уважать и ценить!

Учитель: А кто создал первую Азбуку?

Дети: Просветители Кирилл и Мефодий (на экране памятник )

Учитель: В 1992 году в Москве, на Славянской площади был открыт памятник братьям-просветителям Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была зажжена Неугасаемая лампада-знак вечной памяти.

- Так выглядела азбука, созданная Кириллом и Мефодием (на экране ).

-Шли годы. Менялся внешний вид азбуки (виды азбук на экране ).

-Кто узнал эту книгу? (на экране )

-Да это азбука, по которой мы учимся сейчас.

-А как еще называют азбуку?

-Дети: Букварь (на экране ).

Быстро месяцы летели.

Промелькнул декабрь, январь,

Оглянуться не успели,

Как прочли мы весь «Букварь»

Дорогому Букварю

Я говорю: «Благодарю!»

Учитель: Вот мы и преодолели самую первую , самую трудную и самую важную ступеньку. Но мы не  можем начать праздник без главного героя -

Букваря. Наверно он задержался в своем городе Букваринске.

Есть на речке на Чернильной

Город  маленький, не пыльный.

С незапамятных времен

Букваринск зовется он.

В этом городе живет

Удивительный народ.

Учитель: Правят им король Букварь и королева Азбука.

Давайте совершим путешествие в этот город. Как туда попасть? Я, кажется, знаю, только для этого вы должны отгадать загадку.

Звучит музыка.

Кто с доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет?

Кого повсюду узнают?

Скажите, как его зовут?

Дети: Буратино (хором).

Вбегает Буратино.

Буратино:

Слышу, слышу и спешу вам помочь.

Я знаю заветную дверцу, которая ведет в город  Букваринск.

О, какой это волшебный город!

Но у меня нет ключика от этой волшебной дверцы. Он у Карабаса.

Звучит музыка.

(Входит Карабас, в руках у него плетка).

Карабас:

Приведите-ка ко мне этого бездельника Буратино. Где он? О, как много зрителей! Здравствуйте, дорогие гости!

Итак, ты, Буратино, хочешь найти золотой ключик, чтобы попасть в город Букваринск. А что ты там будешь делать, ведь ты не умеешь ни читать ,ни писать? (Зло смеется).

Буратино:  

В этом городе живут буквы и король Букварь с королевой Азбукой. Они меня научат читать и писать! Ребята, а вы умеете читать и писать?

Дети: Да.

Буратино:

Поднимите руки те, кто пойдет со мной в город Букваринск.

-Вот видишь, Карабас, сколько у меня друзей!

Карабас:

Я знаю, где хранится золотой ключик. Но ты его получишь, если отгадаешь загадку.

Стоит веселый светлый дом

Ребят проворных много в нем,

Там пишут и считают,

Рисуют и читают.

Дети: (помогают Буратино).Школа.

Фото нашей школы.

Карабас:

-А твои друзья знают, как себя вести в школе?

Буратино:

Да. Ребята, расскажите основные правила.

  1. Ты не должен оставлять

Дома книжку и тетрадь.

2.Парта- это не кровать,

И нельзя на ней лежать.

3.Вставайте дружно каждый раз.

Когда учитель входит в класс.

(Карабас отдает ключик Буратино)

Буратино:

Посмотрите, теперь у нас есть ключик. Он поможет нам открыть дверь в этот чудесный город. Крекс-фекс-пекс!

Музыка Э. Григ.

Встречайте! Королева Азбука и король Букварь со своей свитой (построение букв).

  1. Буквы-значки, как бойцы на параде,

В четком равнении построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

А называется все алфавит.

  1. Ты эти буквы заучи.

Их три десятка с лишком.

А для тебя они - ключи

Ко всем хорошим книжкам.

А-начало алфавита.

Тем она и знаменита,

А узнать ее легко-

Ноги ставит широко.

Вот буква В

Видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель испекли,

Приезжих поджидая.

Перед нами буква Г

Стоит подобно кочерге.

Этот домик-буква Д

В домике- окошко

Этот домик аккуратный

С высокой крышею двухскатной.

Е и Е-родные сестры

Различать сестер непросто.

Но у буквы Е две точки,

Словно в лепестке гвоздочки.

Буква Ж широка

И похожа на жука.

И при этом точно жук

Издает жужжащий звук:

Ж-Ж-Ж !

На букву З посмотри:

Она совсем как цифра 3.

Буква И наискосок

Примеряла поясок.

Снизу вверх его тянула

К правой ножке пристегнула.

Букву Й зовут «и кратким».

Чтобы Й не путать с И

Сверху галочку пиши.

На прямую палочку

Справа села галочка

Там поныне и сидит

Буквой К на нас глядит.

Алфавит продолжит наш

Буква Л - лесной шалаш.

Вот качели-

Буква М!

Здесь качаться

Можно всем!

На букве Н

Я как на лесенке,

Сижу и распеваю песенки.

О- как обруч, захочу

По дороге покачу.

На хоккее на футболе

Буква П –ворота в поле.

Буква Р на мачте парус,

Вдаль плывет небес касаясь.

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Т в антенну превратилась

И на доме очутилась.

У- сучок. В любом лесу

Ты увидишь букву У.

Филин, в книжку залетев,

Притворился буквой Ф.

Х- забавная игрушка

Деревянная вертушка.

Вот какая буква Ц

С коготочком на конце.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Посмотри на букву Ш

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Е.

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

Мягкий знак живет беспечно,

Он без кепки ходит вечно.

А упрямый твердый знак

Кепку носит только так.

А бедняжка буква Ы

Бродит с палочкой, увы.

Это Э

С открытым ртом

И большущим языком.

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотрите, что случилось:

Получилась буква Ю.

Каждый знает:

Буква Я

Самая хвастливая.

Всем на свете буква Я

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Я не только буква Я-

Буква,

Слог

И слово!

Тридцать три богатыря

К нам пришли сюда не зря.

Изучая их секреты

Ты на все найдешь ответы.

Букв сначала мы не знали.

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами!

Подружились сказки с нами!

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не  надо умолять сестрицу.

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

А можно взять и почитать!

Сейчас, ребята, вы должны отправиться на станцию «Находкино»

 Но впереди дремучий лес. Чтобы вы могли пройти через лес и не заблудиться в нем, он предлагает вам свою помощь. Но только в том случае, если вы выполните правильно его задания.

-Подумайте и скажите, какие «буквы заблудились».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И- хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла

Буква-озорница,

Очень странные дела

Начали твориться….

Куклу выронив из рук.

Маша мчится к маме:

-Там ползет зеленый ЛУК

С длинными усами!

Врач напомнил дяде Мите:

-Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять ЦАПЕЛЬ перед сном…

На виду у детворы

КРЫСУ красят маляры…

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно ВРАЧЕЙ.

 

Миша дров не напилил

Печку КЕПКАМИ топил.

Старый дедушка Пахом

На КОЗЕ скакал верхом.

Учитель: Молодцы, ребята!

Отправляемся на станцию «Читайкино». Но впереди река. Чтобы перейти через реку, вам нужно построить мост. За каждое прочитанное слово для строительства выдается бревно.

(На экране чайнворд )

_Найдите слова и прочитайте.

Учитель: Ребята! Вы правильно выполнили задание и построили мост. Впереди станция «Загадкино». Но, чтобы туда попасть, вам надо преодолеть гору. В горе есть туннель

(сквозной проход под землей или в горах). Он откроется, если вы отгадаете

эхо-загадки.(Детям выдаются три конверта).

Учитель: Молодцы!

Теперь вы должны отправиться на станцию «Сказочная» к замку и узнать кто в нем живет. Для этого вам надо разгадать кроссворд. Ключевое слово в кроссворде укажет вам, кто живет в замке.

  1. Как звали мальчика-луковку из повести-сказки  Д. Родари.

(Чиполлино)

  1. Как звали доктора из сказки К. И. Чуковского.
  2. Кто охранял домик Мальвины. (Артемон)
  3. Имя главного героя сказки «Золотой ключик».
  4. Как звали царевича в сказке А.С. Пушкина, который в бочке прибыл на необитаемый остров. (Гвидон)
  5. Кого колотили палкой, давали пощечины и подзатыльники в сказке «Золотой ключик».

Ключевое слово-чтение.

-Кто живет в сказочном замке»?

Дети: Литературное чтение.

(Выходит учебник литературное чтение)

Лит. Чт.: Здравствуйте, ребята !

Я знаю, что вы аккуратные, и хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.

Мой чистый вид приятен:

Оберегай меня от пятен,

Мой переплет не выгибай

И корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни.

Где взял меня- туда верни.

Я вас всех поздравляю и желаю еще лучше научиться читать, и овладеть родным языком. А я вам в этом помогу(выдает из сундучка учебники и призы.

Дети строятся и  исполняют песню «Учат в шкале».

Король Букварь: Ну вот, ребята, нам пришла пора расставаться с вами.

Королева Азбука: А вы должны совершить путешествие по станциям и найти нашу старшую сестру «Литературное чтение», чтобы продолжить изучать родной язык.

Учитель: Итак, ребята, впереди нас ждет станция .»Пословицино». В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в речи. От этого их речь становится яркой, образной. Чтобы попасть на станцию «Пословицино» вы должны преодолеть болото. Болото укажет вам тропу, по которой вы можете пройти, если вы выполните задание. Для этого необходимо продолжить пословицы.

Кто много читает , …

Без труда не вынешь …

Умелые руки …

Терпенье и труд …

Труд кормит, ….

Старый друг  лучше …

Век живи - …

Кончил дело-…

Поспешишь-

Делу время…

Семь раз примерь-

Скучен день до вечера, ….

К


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Международный день РОДНОГО ЯЗЫКА

Слайд 5

Кто много читает… Без труда не вынешь … Терпенье и труд… Поспешишь…

Слайд 7

Найдите в слове СЕМЕЧКИ оружие богатырей. Найдите в слове БАБОЧКА то, чем царица и царевич Гвидон прибыли на необитаемый остров. Найдите в слове ГРОЗА цветок из сказки «Снежная королева». Найдите в слове АВТОБУСЫ украшение для девочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Международный день родного языка

Урок-разработка по русскому языку, как для обяснения нового материала, так и для использования во внеклссной работе....

Международный День родного языка

21 февраля 2013 года второклассники 457 школы Выборгского района г. Санкт-Петербурга отметили Международный день родного языка.Этот праздник стал завершением предметной недели в начальной школе.Учител...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьной викторине, посвященной международному дню родного языка «Язык мой родной»

1. Цель и задачи школьной викторины.1.1. Целью школьной викторины «Язык мой родной» является расширить знания младших школьников о русских народных сказках, а также развить интерес к изучению родного ...

Внеурочное мероприятие "Международный день родного языка"

Внеурочное меропиятие "Международный день родного языка" проводится 21 февраля для учащихся начальных классов....

Внеклассное занятие по этнокалендарю «Всемирный День родного языка» (конспект и презентация)

Цель: обратить внимание учащихся на проблему вымирания языков во всём мире, обсудить пути поддержания исчезающих языков....