Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.
статья по русскому языку (2 класс)

Сидельникова Елена Александровна

Методы, приемы и задания при обучении правописания безударных гласных в корне слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приёмы обучения правописанию безударных гласных в корне слова в начальной школе.

Орфограммы « безударные гласные в корне» -это, пожалуй, самые частотные орфограммы русского языка.

Орфографический навык, как и любой другой – это « автоматизированные компоненты сознательной деятельности». Для автоматизации « компонентов» нужны многократные упражнения, в ходе выполнения которых будет происходить процесс.

Длительная работа над изучением темы « Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением» продолжается поэтапно, от простого к сложному.

1)Определение ударных и безударных гласных в слове и предложении:

Бежит, граница, вершина.

2)Родственные слова. Корень слова. Ударение. Безударные гласные / работа с группами слов/ :

Белый, белок, белеет, побелел.

3) Безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные в родственных словах:

Хитрец, хитрый, хитрит;

Мясо (А как напишем?) м*сник, м*сной?

Вывод: безударные гласные слышатся неясно, но пишутся так же, как и ударные.

При изучения правила желательно применить проблемный метод ли метод развивающего обучения. То есть ввести ребёнка в ситуацию исследования, что является необходимым условием успешного обучения.

Безударная гласная в корне слова – это такая орфограмма, которой придаётся первостепенное значение. А вопрос обучения правописания безударных гласных в корне является одним из самых сложных вопросов в практике школы.

Работа над этим разделом орфографии только тогда даст высокие результаты, когда она будет проводиться в системе. Чтобы усвоение правописания проверяемых безударных гласных шло успешнее, учителю необходимо иметь ясное представление о том лексическом материале, который может быть использован в разных классах.

Для примера приведу задания при изучения правила « Безударная гласная, проверяемая ударением»:

Задание № 1

Прочитай предложения.

Р…бята д…лжны любить ж…вотных. Для птиц з…мой нужно делать к…рмушки.

Разноцветными …гнями оз…ро бл…стит. Ч…стота здоровье сохраняет. Этот платок в…зала бабушка.

Выпиши безударные гласные, которые нужно вставить (е, о, и, и, о, о, е, и, я).

Взаимопроверка проходит в парах в целом классе или три-четыре пары учащихся выписывают гласные на большие листы бумаги (их – на доску) для дальнейшей коллективной работы класса.


Задание № 2

Замени одним словом.

Холодное время года – …

Капельки влаги на траве – …

Ночная птица – …

Домик крота –…

Задание № 3

Выписать из загадок слова с безударным гласным в корне, проверить. На дом можно дать детям задание самим найти загадки со словами с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Например.

Шёл я утром по тропинке,

Видел солнце на травинке,

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи. (Ромашка)

Ковёр цветастый на лугу –

Налюбоваться не могу!

Надел нарядный сарафан

Красивый бархатный … (Тюльпан)

Задание № 4

Игра «Маячок».

В лесу жила лиса. В норе у нее были лисята.

Прочитай предложение 2 раза: сначала орфографически, затем орфоэпически.

Цель: обратить внимание детей на несоответствие написания слов с их произношением.

Выставляется под буквой знак (в виде: огонька, костра, маячка, красной точки и т.д.).

К словам с «маячками» подобрать проверочные слова, путем изменения формы слова.

Задание № 5

Упражнения с «конфликтными» словами:

а) Нуждаются ли в проверке гласные в словах ТРАВА, ДВОР, ВОДА, ГРИБЫ?

б) Запишите (под диктовку) только те слова, в которых надо проверить безударную гласную.

Коза, носик, глаза, язык, площадь.

в) Найди лишнее слово: косьба, метла, лошадь, голубки.

Задание № 6

Прочитайте пары слов: ЛЕСА-ЛЕС, СЛЕД-СЛЕДЫ, ГРИБЫ-ГРИБ, СНЕГА-СНЕЖОК, ЛИСТ-ЛИСТЫ.

Какое из слов каждой пары является проверочным? Проверяемым? Почему?

Какая пара лишняя?

Запишите, ставя на первое место проверочное, а на второе – проверяемое.



Задание № 7

Прочитайте слова в таблице. Найдите к ним правильный ответ. Обоснуйте свой выбор. Объясните, почему не подходят остальные ответы?

Ответы

1

2

3

4

Взгл.нуть

И

Я

Я

Я

Д.леко

А

А

А

О

Ч.стота

И

И

И

И

Тр.щать

Е

Е

И

Е

Пч.ла

Е

И

Е

Е

З.рно

Е

Е


Задание № 8

И

Е




hello_html_64e31354.png

hello_html_87fb4f3.jpg

hello_html_1158e041.jpg


Задание № 9


Прочитай. Расставь ударение. Вставь пропущенные буквы. Спишите сначала проверочные слова, а потом слова с безударной гласной в корне. Выделите корень.

Цв..тущий, цв..т, цв…тастый, цв…точный.

З…мний, з…ма, з…мовать, з…мушка, з…мовье.

Пр...мой, выпр..мил, пр..мо, пр..мота, напр..мик.

Л..дник, л..довый, л..д, л..дышка, подл..дный.

Р..довой, р..док, р..д, р..дочек, нар…ду.

Л..ства, л..сток, л..ст, л...стовый, л..стик.

Задание № 10



Обозначьте в словах ударение, соедините линией проверяемое и проверочное слово


г_ра                     зонт

ст_на                    стены

з_ма                     глаз

гл_за                     зимы

з_нты                    горы

с_ды                    сад

цв_ты                    стриж

стр_жи                  цвет

Таким образом, при работе над безударными гласными у учащихся необходимо формировать следующие умения:

  1. четко представлять, что такое орфограмма;
  2. умение «видеть» и «слышать» ее в речи;
  3. умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.
  4. Основой выработки таких умений являются лингвистические знания и умения, в частности ориентация в морфемной части слова, где находится безударный звук, обозначение которого вызывает затруднение

Список литературы

  1. М.К. Господникова, Н.Б. Полянина, Е.И. Самохвалова. Проектная деятельность учащихся. Издательство «Учитель», 2007
  2. А.А. Форощук, Л.Е. Форощук «Учебное пособие  по русскому языку для начальной школы», ИКФ «Сталкер», 1997
  3. А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина. Проектные задачи в начальной школе. Серия «Стандарты второго поколения». Издательство «Просвещение», 2009, 2010
  4. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. Домашний репетитор по русскому языку. М., Айрис-пресс, 2002
  5. Журнал «Управление начальной школой», изд. ЗАО «МЦФЭР», №3, март 2010, с. 4-17
  6. Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. Критерии для оценки сформированности ключевых компетентностей. М., «Просвещение», 2009
  7. Интернет – ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение правописанию безударных гласных в корне слова

Правописание  безударных гласных в корне  слова  остаётся  актуальной проблемой  школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание б...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова", УМК "Начальная школа XXI века"

Технологическая карта урока русского языка   по теме "Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова". Урок открытия новых знаний. На уроке используются фронтальная, парная и групповая форм...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. Безударные гласные в корне слова. (УМК "Начальная школа 21 века)

Презентация к уроку русского языка во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...