Рабочая программа по русскому языку 1класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Кухтик Людмила Владимировна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_1_klass.docx60.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                        Пояснительная записка

     Рабочая программа (ФГОС) по курсу «Русский язык и письмо» для  1  класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

-  Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);

-    Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 г. N 240-V "Об образовании в      

      Республике Бурятия"

-     Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  

      от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10  

      "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в    

      общеобразовательных учреждениях"

  • Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа», утвержденный Постановлением Администрации Муниципального образования «Баргузинский район», от 08.02.2016г, №55
  • Основная образовательная  программа общего образования    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баргузинская средняя общеобразовательная школа, утвержденная  от 31.09.2017г.
  • Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины( модуля) (ФГОС) в МБОУ «Баргузинская СОШ», утвержденное Приказом № 128 от 09.06.2017г.
  • Примерная программа дисциплины, утвержденной Министерством образования и науки РФ по курсу «Русский язык и письмо»

УМК: «Школа России» учебник «Русский язык» втор В.П.Канакина, В.Г Горецкий, прописи  (5 частей) Горецкий, Н.А. Федосова

Федеральный базисный план отводит  165часов для образовательного изучения дисциплины «Русский язык и письмо» в 1  классе из расчёта 5 часов в неделю.

              Цели:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Характеристика курса

Курс русского языка начинается с обучения письму, которое  идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв, осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

После обучения  письму начинается раздельное изучение русского языка.

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.  В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам

        Место курса «Русский язык» в учебном плане

В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка.

                Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится: различать звуки речи;

понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;

различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;

определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;

обозначать на письме звук [й’];

располагать заданные слова в алфавитном порядке;

устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);

различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);

определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.

Обучающийся получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;

на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;

подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;

на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);

соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;

различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?

Синтаксис

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;

выделять предложения из речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;

определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);

составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;

устанавливать связь слов в предложении;

сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);

безошибочно списывать текст с доски и учебника;

писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;

писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);

писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);

применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;

пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.

Развитие речи

Обучающийся научится:

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);

составлять текст по его началу и по его концу;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.


Календарно – тематическое планирование по письму  (115 часов), 1 класс

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

план

факт.

1.

Знакомство с прописью. Гигиенические требования письма

1

2.

Рабочая строка. Короткая и длинная линия

1

3.

 Короткая и длинная линия с закруглением внизу.

1

4.

Наклонная линия с закруглением внизу и вверху.

1

5.

Наклонная линия с петлей внизу и вверху.

1

6.

Письмо элементов букв.

1

7.

Письмо овалов. Большой и маленький полуовалы.

1

8.

Письмо элементов букв.

1

9-10.

Буквы А,а

2

11-12.

Буквы О,о

2

13.

Письмо изученных букв.

1

14-15.

Буквы И,и

2

16-17.

Буква ы

2

18.

Письмо изученных букв.

1

19-20.

Буквы У ,у

2

21-22.

Строчная буква «н» и прописная буква «Н».

2

23.

Письмо изученных букв.

1

24-25.

Строчная буква «с», прописная буква «С».

2

26-27.

Строчная буква «к»

прописная буква «К».

2

28.

Письмо изученных букв и слогов. Списывание с печатного текста

1

29-30.

Строчная буква «т» прописная  буква «Т».

2

31.

Письмо изученных букв и слогов. Списывание с печатного текста

1

32-33.

 Строчная буква «л», прописная

буква «Л».

2

34.

Письмо изученных букв.

1

35-36.

Строчная буква «р»

прописная буква «Р».

2

37-38.

 Строчная буква «в»

прописная буква «В».

2

39.

Письмо текста с изученными буквами.

1

40-41.

Строчная буква «е» прописная буква «Е».

2

42.

Списывание печатного текста.

1

43.

Письмо текстов с изученными буквами.

1

44-45.

Строчная буква «п» прописная буква «П».

2

46-47.

Строчная буква «м» прописная буква «М».

2

48.

Письмо текстов с изученными буквами.

1

49-50.

Строчная буква «з», прописная буква «З».

2

51-52.

Строчная буква «б»

прописная буква «Б».

2

53.

Списывание письменных и печатных слов и текстов.

1

54-55.

Строчная буква «д»

прописная буква «Д».

2

56-57.

Строчная буква «я» прописная буква «Я».

2

58.

Письмо слов и предложений  с изученными буквами

1

59.

Списывание печатных слов, предложений, печатного текста.

2

60-61.

Строчная буква «г» прописная буква «Г».

2

62

Строчная буква «ч», прописная буква «Ч».

1

63.

Письмо слов и предложений  с буквами

1

64.

Строчная буква «ч», прописная буква «Ч».

1

65.

Письмо изученных букв и слов с

ними.

1

66.

 Буква Ь.

2

68.

Письмо изученных букв и слов с ними.

1

69-70.

Строчная буква «ш», прописная  «Ш»

2

71-72.

Строчная буква «ж», прописная буква «Ж»,

2

73.

Списывание печатных слов, предложений, печатного текста.

1

74-75.

Буквы  Ё,ё

2

76-77

Буква й.

2

78.

Письмо слов и предложений  с изученными буквами

1

79-

Строчная буква «х», прописная буква «Х»

2

80.

Письмо изученных букв и слов с ними.

1

81-82.

Строчная буква «ю», прописная буква «Ю»

2

83.

Письмо небольших по объёму текстов

1

84-85.

Строчная буква «ц», прописная буква «Ц»

2

86-87.

Буквы Э,э

2

88.

Письмо слов и предложений  с изученными буквами

1

89-90.

 Буквы «Щ» «щ», Письмо слов с сочетаниями  ча-ща, чу-щу, жи-ши.

2

91-92.

Строчная буква «ф», прописная буква «Ф».

2

93.

Письмо слов и предложений  с изученными буквами

1

94-95.

Буква Ъ. Письмо слов с буквами Ь и Ъ.

2

96-97.

Алфавит

2

98.

Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

99-100.

Письмо изученных букв и слов с

 ними.

2

101-102.

Списывание  текста.

2

103-104.

Составление рассказа о себе.

2

105-106.

Оформление  предложений в тексте

2

107

Заглавная буква в именах собственных

1

108

Правописание ЖИ-ШИ

1

109

Правописание ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ,ЧК-ЧН.

1

110

Закрепление и обобщение изученного

1

111

Письмо под диктовку

1

112

Оценка достижений.

1

113-115

Резервные часы

3

     Календарно- тематическое  планирование по русскому языку (50 часов), 1 класс

                                                     

Тема урока

Кол-во

часов

                                                                  Дата проведения

                                                                                                                               план

                                                                                                                                       факт

1

2

Предмет «Русский язык». Наша речь. Язык и речь

2

3

 Текст

1

4

Предложение.

1

5

Диалог

1

6

 Слово.

1

7

Что могут называть слова.

1

8

Тематические группы слов. Вежливые слова

1

9

 Сколько значений может быть у слова

1

10

Слово и слог.

1

11

Деление слов на слоги.

1

12

Перенос слов

1

13

Правила переноса слов (первое представление): стра-на, уро-ки.

1

14

Что такое ударение.

1

15

Распознавание в словах ударных и безударных  слогов.

1

16

Чем отличаются звуки от букв

1

17

Условные звуковые обозначения слов.

1

18

Что такое алфавит

1

19

Значение алфавита.

1

20

Какие звуки называются гласными

1

21

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове

1

22

Слова с буквой э.

1

23

Произношение ударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

24

Произношение безударного гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме.

1

25

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука (ворона, сорока и др.).

1

26

Проверочный диктант.

1

27

Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам

1

28

Буквы, обозначающие согласные звуки

1

29

Слова с удвоенными согласными.

1

30

Буквы Й и И

1

31

 Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.

1

32

Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.

1

33

Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

1

34

35

36

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

3

37

Согласные звонкие и глухие

1

38

Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.

1

39

Правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах. Особенности проверяемых и проверочных слов

1

40

Проверочный диктант.

1

41

Развитие речи. Работа над ошибками

1

42

Шипящие согласные звуки

1

43

Проект «Скороговорки».

1

44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

45

Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

1

46

Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

1

47

Заглавная буква в словах

1

48

Развитие речи.

1

49

Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

1

50

Проверочный диктант

1

 


Планируемые результаты изучения предмета

Предметные УУД:

- представление о русском языке как государственном языке нашей страны, Российской Федерации;

- представление о значимости языка и речи в жизни людей;

- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

- практические умения работать с языковыми единицами;

- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии,   пополнении словарного запаса русского языка;

- представление о правилах речевого этикета;

- адаптация к языковой и речевой деятельности.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;

- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;

- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;

- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков,  осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);

- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные УУД:

- слушать собеседника и понимать речь других;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- принимать участие в диалоге;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

- принимать участие в работе парами и группами;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Личностные УУД:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

- положительного отношения к урокам русского языка;

- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;

- интереса к языковой и речевой деятельности;

- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;

- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);

- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;

- мотивов к творческой проектной деятельности.

        

Материально – техническое  и учебно-методическое обеспечение

1. Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

2. Видеофильмы, соответствующие тематике программы по русскому языку

3.. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи- 4 части, Москва « Просвещение»,  2015

2. Канакина  В.П. ,Горецкий В. Г. Русский  язык. Учебник. Москва  « Просвещение»,  2015

3. Канакина В. П. и др.  Русский язык.   1  класс.  Электронные пособия.

6. . Канакина В.П., Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы

 7.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку

.

Литература

 1.Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Прописи- 4 части ,Москва  « Просвещение»,  2016 2.Канакина  В.П.

2.Горецкий В. Г. Русский  язык. Учебник. Москва  « Просвещение»,  2015 3.Канакина В.П.,

3.Горецкий В.Г. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы 4. 4.Канакина В.П 4.Методическое пособие с поурочными разработками

5. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы  – М.: Просвещение, 2015



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Школа 2100".1класс.

Календарные и тематические планы....

Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")

МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 класс (33 ч)Программа:  Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...

Рабочая программа внеурочной деятельности (1класс) социальной направленности «Happy English»

Рабочая программа кружка составлена на основе «Сквозной» программы раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1-м классе начальной школы. Под редакцией: Н.Д. Епанчинцевои, О.А. Моисеенк...

Рабочая программа и КТП 1класс

Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа и КТП 1класс

Рабочие программы по предметам и календарно - тематическое планирование 1 класс ФГОС Школа России...

Рабочая программа по русскомуязыку 2 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи...