Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Мороз Екатерина Викторовна

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"

Технологическая карта урока

Приложение к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl.doc70 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Склонение имён существительных во множественном числе.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическая.

Цель: способствовать формированию представлений о склонении имён существительных во множественном числе.

Предметные УУД:

1. Познакомятся с правилом определения склонения имени существительного во множественном числе; с особенностями имен сущ. в форме множественного числа; научатся указывать склонение имени существительного во множественном числеОпределять склонение имён существительных в форме множественного числа;

Личностные УУД:

1. Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

2. Осознавать важность грамотного письма.

Коммуникативные УУД:

1. Строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Познавательные УУД:

1. На основе анализа делать выводы, доказывать своё мнение.

2. Извлекать информацию из учебника, из таблицы.

3. Отличать новое от известного, открывать новые знания.

4. Работать с алгоритмом и ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные УУД:

1. Понимать и сохранять учебную задачу и решать её под руководством учителя.

2. Планировать, контролировать, корректировать, оценивать свою деятельность.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы работы: учебный диалог, дидактическая игра, упражнение, работа с учебников, с таблицей, работа по алгоритму, презентация, создание проблемной ситуации.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, карточки, учебник, изображение новогодней ёлки

Этапы урока.

Вр.

                     Деятельность учителя  

Деят. уч-ся      

1.

Организационный

Учитель. - Ребята,

на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к гостям и подарим и свои улыбки.

Все друг к другу повернитесь,

И друг другу улыбнитесь,

И удачи вам во всем,

А теперь урок начнем.

Русский язык таит в себе много секретов, а для незнаек немало ловушек.

-Что нужно, сделать чтобы не попасть в ловушки?

Приветствовать учителя

Настраивать себя на урок

2.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопрсы, слово учителя

Практич.: грамматическое задание

Учитель. Повторим написание букв. И соединения между ними. Внимание на доску.

Пишем буквы

еоньлетивтсещус

Учитель. - Какое слово зашифровано? Прочитайте справа налево

Дети.- Существительное.

Учитель. - Значит о чём пойдёт речь на уроке?

Дети. - О существительном.

На доске появляется табличка.   Имя  существительное  

- Что вы можете рассказать  о существительном

  • Вот это, что открыто, вы уже  знаете.

-Но у нас есть неоткрытое знание. Что это может быть?

  • Какие учебные задачи вы поставите пред собой?
  • Узнать ….                
  • Учиться ….  

(- как определить  склонение  имени  сущ.  мн. числа)

- Сегодня мы познакомимся с новым словом

  - Найдите существительное, образованное из двух слов.

    Надевай рюкзак на спину

    Скорее заканчивай сборы!

    Захвати свои храбрость и силу

    Нас ждет путешествие в горы.

  - Кто может объяснить значение этого слова? ……..

- Найдите лексическое значение этого слова, у вас на карточке, прочитайте.

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.

 (по словарю С. Ожегова)

Состоит из двух корней путь и шествие

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

Запишите его в тетрадь, выделите орфограммы.

  • А что вы можете рассказать про это слово? (помощь на каточке)

Это существительное  ……..  числа.

- лексика – путешествие – это……. …  (найти в словарях)

- фонетика – 12 звуков,   11 букв, 5 гласных, 7 согласных

- морфология – предмет, нариц., неодуш., мн. ч., скл. -…..

- составьте предложение с этим словом.

- А если мы всем классом отправимся в путешествие, то как нас можно будет назвать? (путешественники)

  • А к какому склонению относится данное слово?  Обсудите этот вопрос          в парах и укажите в скобках то склонение, которое вы считаете верным.

             ( Путешественники – 2 скл.)

  • Чья пара готова дать ответ?
  • А как вы действовали?
  • Поставили сущ. в н.ф.
  • Вспомнили правило
  • Определили склонение

- Сравните свой алгоритм, который вы вывели самостоятельно с авторским

 выводом.

- Послушайте внимательно. Совпадают  ли ваши рассуждения?

- По этому алгоритму вы будете работать при определении склонения сущ. мн. числа.

  • А вот какие окончания имеют существительные множественного  числа при склонении вы исследуете сами.

- Давайте просклоняем существительное  Путешественники (по цепочке, на карточке)

- Чему мы с вами учились  (писать безударные окончания существительного во множ. числе)

- Получилось

Писать каллиграфически.

Выполнять взаимопроверку

Составить кластер

Странствие, поездка, хождение, паломничество, экскурсия.

Кругосветное путешествие

записать

3.

Постановка учебной задачи и ее решение

Самоопределение к деятельности

- А вот еще про одних путешественников вы узнаете, если прочитаете текст на доске

 - Прочитайте текст

Синицы

  На школьный двор прилетели синицы. Пташки были ловкими и смелыми. Их не пугали звонкие детские голоса. Они подлетали к кормушкам и ловко клевали хлебные крошки, которые заботливо насыпали школьники.

- Почему синиц я навала путешественниками?

- Какие добрые дела совершали дети?

-Зачем нужно делать кормушки?

Расскажите про свои добрые дела. Молодцы!

- Выпишите существительные в форме множественного числа.

- Определить склонение

На доске

Синицы   1скл

Пташки    1скл.

Голоса      2 скл.

К кормушкам

Крошки     1 скл

Школьники 2 скл

Физминутка.

-Устали , давайте поиграем?

«Найдите лишнее слово»

Леса, озеро, поля, моря

Берёзами, елям, осине, сосна

Сестры, дедушки, братья, дяди

Озеро (ед.ч.)

Сосна (н.ф.)

Братья (2 скл)

Диктант

Закрепление и обощение приобретенных знаний

А теперь проверим вашу внимательность

Мне будет помогать   Илья Он загадает загадку. Ваша задача запомнить имена существительные.

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему? … 

Назовите существительные.

Хлопушки, конфеты, сосульки, шары, подарки, огоньков, звёзды, снежинки, гирлянды, флажков, песни, пляски.

- Что общего  у этих слов?

- Давайте определим склонение сущ. мн. числа. Записывайте в тетрадь только цифрами склонения, через запятую.

Проверка 1, 1, 1, 2, 2, 2, 1, 1, 1, 2, 1, 1,

- У кого 5, 4, 3?  

Вывод  - Как определяли склонение имен сущ. мн. числа?

- Ну наше путешествие продолжается

- Выпишите из стихотворения М. Егоровой существительные, употребляющие только в одном числе – единственном или множественном. Дополните список своими примерами

Чтоб чудесно отдохнуть,

Взять, что надо, не забудь.

Постарайся не лениться

И по списку уложиться:

Теплый свитер или куртка

Джинсы, брюки – для прогулки

Встретить солнышко с утра

Посидеть у костра –

Обувь нужно подобрать,

Чтобы в ней не замерзать,

Чтобы в горы в ней идти
В лес и не уставать в пути

Сани, шорты, качели. Сливки, отруби, дрожжи сутки сумерки, именины

Работа в рабочей тетради упр. 168-170

Итог  урока

X. Домашнее задание

Рефлексия

X. Домашнее задание  р.т. упр. 172

- Зима – это время года, которое любят и взрослые , и дети. Зимой мы отмечаем праздник Новый год.

- В густом ельнике жила маленькая елочка. Как и все малыши, она была очень любопытная и часто задавала вопросы: - Что? Зачем? Почему?

Пришла зима. Елочке стало холодно и грустно.

- Ребята, давайте расскажем ей, о чем мы говорили на сегодняшнем уроке. Украсим ее   украсим новогодними игрушками.

- Как звучала тема урока?

- Чему мы научились? 

- Как определить склонение имен существительного, если оно употреблено во множественном числе?

Украшаем ёлку.

Урок полезен, всё понято. (зелёный шарик)

Лишь кое – что чуть-чуть неясно. (жёлтый шарик)

Ещё придётся потрудиться.(красный шарик)

Да, трудно всё- таки учиться! (синий шарик)

- А ещё Новый год- это время сюрпризов, чудес. У меня два конверта (надписи:»Подарок» и «Подарки»). Какой из этих конвертов вы выберите?  Почему?

Детям вручаются небольшие подарки.

 - Молодцы! Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

1.Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам.   (по словарю С. Ожегова)

2. План

1.Это существительное  _____________  числа.

2. Лексика – путешественники – это…   (найти в словарях)

3. Фонетика – …… звуков, ….. букв, ….. гласных, ….. согласных

 4. Морфология – обозн. …….., ………., ………., …... ч., ….скл.

 5.  Слово   ……………… – разобрать по составу.

 6.  Составьте предложение с этим словом.

3.Просклоняйте слово во множественном числе

( правильно запишите окочания)

Падежи

Вопросы

И. п

Кто?

путешественник….

Р.п.

Кого?

путешественник….

Д.п.

Кому?

путешественник….

В.п.

Кого?

путешественник….

Т.п.

Кем?

путешественник….

П.п.

О ком?

путешественник…..

4. Записать существительные употребляющие только в единственном числе и только во множественном.

Чтоб чудесно отдохнуть,

Взять, что надо, не забудь.

Постарайся не лениться

И по списку уложиться:

Теплый свитер или куртка

Джинсы, брюки – для прогулки

Встретить солнышко с утра

Посидеть у костра –

Обувь нужно подобрать,

Чтобы в ней не замерзать,

Чтобы в горы в ней идти
В лес и не уставать в пути

     (М. Егорова)

Ед.ч___________________________________________________

Мн. ч._____________________________________________________

Рефлексия

     Урок полезен, всё понято.

     Лишь кое – что чуть-чуть неясно.

         Ещё придётся потрудиться.

           Да, трудно всё- таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку "Падежные окончания имён существительных множественного числа"

Презентация содержит материал для отработки навыков правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа....

Урок по русскому языку: "Родительный падеж имён существительного множественного числа"

Урок по русскому языкуна тему: "Родительный падеж имён существительных множественного числа"Цели:познакомить с особенностями окончаний имен существительных  в родительном падеже множественного чи...

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".

Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе на тему "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"...