Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Матвеева Галина Евгеньевна

Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 склонения.

            Предметные УУД:

  1. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
  2. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

      3 . Правильно писать падежные окончания имён существительных.

            Личностные УУД:

1. Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2.Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

3.Участвовать в творческом, созидательном процессе;

4.Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx35.4 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе

        Предмет:  русский язык

        Тема: Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения.

        Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

        Технология: проблемно-диалогическая.

        Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 склонения.

        Предметные УУД:

  1. Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.
  2. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания.

      3 . Правильно писать падежные окончания имён существительных.

        Личностные УУД:

1. Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;

2.Формировать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

3.Участвовать в творческом, созидательном процессе;

4.Формировать способность к самооценке своих действий, поступков;

        Коммуникативные УУД:

Формировать умения:

1.Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

2.Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

        Познавательные УУД:

Формировать умения:

1.Осознавать познавательную задачу;

2.Читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников,

3.Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме,

4.Использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;

        Регулятивные УУД:

1. Формировать у учащихся способность организовывать свою учебно-познавательную деятельность,

2.Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу;

        Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.

        Методы и приёмы работы: учебный диалог, работа с учебником, с таблицей, работа по алгоритму, презентация.

        Оснащение урока: компьютер, проектор,  документ камера,  карточки,

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

1

Организационный момент

 «Вы талантливые дети!»

Когда – нибудь вы сами приятно

поразитесь, какие вы умные, как

много и хорошо умеете,

если будете

постоянно работать над собой,

ставить новые цели и стремиться

к их достижению …» Жан Жак Руссо

Откройте тетради и запишите число, «Классная работа»

Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа»

Слайд №1

   Слайд №2

На доске записано число, «Классная работа»

2

Словарная работа

Наш урок я хотела бы начать с пословицы –

Каждый день жизн(…) прибавляет частицу мудрост(…).

- Как вы её понимаете?

- Что такое мудрость?

Словарь Ожегова:

Мудрость –  глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт.

Словарь Ушакова:

Мудрость -глубокое знание, понимание чего-либо.

- Мудрый человек умеет внимательно слушать и прежде, чем что-то сказать, хорошо подумает.

- Желаю вам на уроке проявить мудрость!

Подберите антоним к данному слову

Подберите синоним к данному слову

Какие однокоренные слова можно подобрать.

- Чтобы записать  пословицу в тетрадь. Возникает вопрос: Какое окончание напишем в словах? Как его определить?

Проблемный вопрос: Можно ли определить склонение имён существительных?

Проверим предположение по учебнику с. 97 и поставим учебную задачу.

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

 

Ребята высказывают своё мнение

Ответы детей

Называют слова :Глупый

Премудрый, ученость

Мудрый, мудрец, мудрёный

Высказывают своё мнение.   Рассуждают, на что они должны обратить внимание.  

Это существительное с безударным окончанием.

Поставить слово в единственное число, определить род и склонение, затем падеж.

     Слайд №3

Пословица

        Слайд №4

«Мудрость»

3

Сообщение темы урока и учебной задачи.

Прочитайте тему урока и цель.

Дети читают тему и учебную задачу: узнать признаки имён существительных 3 склонения, учиться находить имена существительные 3 склонения.

Слайд №5

тема и учебная задача

4

Актуализация знаний и постановка целей урока

-  Какие основные понятия в названии темы вам знакомы?

-Что такое имя существительное?

-Как определить склонение имен существительных?

А теперь заполните таблицу.

Знаю  

Не знаю

Хочу узнать

Источник информации

Проверяем заполнение таблицы.

Знаю  

Не знаю

Хочу узнать

Источник информации

Знаем, что такое имя существительное, безударное окончание, типы склонения

Признаки имён существительных 3 склонения, падежные окончания имён существительных 3 склонения

Научиться находить имена существительные3 склонения и определять падежные окончания имён существительных 3 склонения.

Учебник, учитель

Знаем, что такое имя существительное, безударное окончание, типы склонения

Самостоятельно заполняют таблицу.

Ответы детей

Знаем, что такое имя существительное, безударное окончание, типы склонения

Цель: узнать признаки имён существительных 3 склонения, учиться находить имена существительные 3 склонения.

Сдайд №6

Таблица

5

Физминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Дети делают движения

6

Обобщение и систематизация знаний

 Наблюдение над именами существительными.

  1. Как определить склонение имён существительных?
  2. Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

Проверим предположение по учебнику с. 97 и поставим учебную задачу.

Падежные окончания имён существительных 3 склонения.

 Так какие же буквы вставим в слова  пословицы.

Каждый день жизн(…и) прибавляет частицу мудрост(…и ) – записать пословицу.

Просклонять слова жизнь и мудрость у доски.

 Работа в парах.

Словарная работа: Отгадайте ребусы и запишите словарные слова

Метель – 3 склонение, телефон-21 склонение, картина- 1 склонение, желать-глагол, беседа- 1 склонение, горизонт- 2 склонение, погода- 1 склонение.

- У всех слов определили склонение? Почему?  (Желать – глагол). Докажите.

Работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень индивидуально: Определить склонение имён существительных
Аллея,  собачка,   дорога,   поверхность,   мышь,  
герой,   деревня,   речка,  стройка.

2 уровень в парах: Вставить пропущенные окончания и определить падеж  и склонение имён существительных.
О храброст…, на ладон…, в город…., по площадк…, от двер…, на озер…, к кормушк…, из библиотек….

3 уровень в парах: Записать подходящие по смыслу слова и определить склонение и падеж  имён существительных.

  • Телеграмма для______________.
  • Рассказ о __________________.
  • Сидит на __________________.
  • Сок из _____________________.
  • Гулял в ____________________.

(Слайд 12) Самопроверка

Высказывают своё мнение

Читают памятку и вывод

Отгадывают ребусы и записывают слова

Записывают слова и определяют склонение.

Доказывают  правильность выполнения задания.

Самостоятельная работа.  Выбирают и планируют задание.

Комментируют после окончания.

Проводят самопроверку и самооценку.

Слайд №7,8,9

Слайд №10-11

Словарная работа

Слайд №12

1уровень

Слайд№13

2 уровень

Слайд №14

3уровень

7

Применение знаний и умений в новой ситуации.

Работа самостоятельно в гуппах.

 Прочитайте. Докажите, что данные слова – имена существительные 3 склонения.

Сельдь, метель, пыль, ночь, цепь, кость, ель.


- Образуйте от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

 Сельдь (3 скл.) – селёдка (1 скл.),  метель (3скл.)-метелица (1скл.),

пыль (3скл.)- пылинка(1скл), ночь-ночка, цепь-цепочка, кость-косточка, ель-ёлочка.

 Работа в парах. Упражнение №173 с. 98 (по заданию учебника).

Игра “Поймай слово”.

А сейчас поиграем в игру “Поймай слово”

– Я диктую слова всех трёх склонений. Первый ряд записывает слова 1-го склонения, второй ряд 2-го склонения, а третий ряд -3-го склонения.

Отец, дочь, мама, тетрадь, тетрадка, альбом, храбрость, храбрец, отвага, снег, снежинка, ночь, овёс, пшеница, рожь, конь, машина, степь, облако, туча, вещь.

Проверка: дети читают слова своего склонения и говорят, какие слова относятся к данному склонению и почему. Подводится итог игры.

Образовывают и доказывают, делают выводы.

Обсуждают, являются ли выделенные слова именами существительными 3 склонения. Как определить?

Продолжают формулировку: «Чтобы узнать, относится ли имя существительное к 3 склонению, надо…»

Разбирают предложение

Слайд №15

8

Подведение итога. Рефлексия.

Я узнал …

я понял …

мне было интересно …

мне было трудно …

 Вот и прозвенел звонок

Спасибо, дети,  за урок.

Домашнее задание: Составить сообщение на тему: «Третье склонение имён существительных»

Выполнить упр. 170 с. 97

Отвечают на вопросы.

Отмечают своё настроение.

Рассматривают задание. Составляют план выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных".

Урок русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по ФГОС формирует у учащихся обосновывать написание безударных падежных окончаний существительных во всех падежах....

Технологическая карта урока русского языка 4 класс. Падежные окончания имён существительных 1 склонения.

Предлагаю Вам технологическую карту урока русского языка по теме "Падежные окончания имён существительных 1 склонения"....

Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании о...

Конспект открытого урока по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных».

Разработка урока по русскому языку для 4 класса составлена с учётом ФГОС. Целья урока является обобщение знаний учащихся об имени существительном  и умение правильно писать безударные падежные ок...

Технологическая карта открытого урока русского языка 4 класс. Тема "Склонение имён существительных множественного числа"

Окрытый урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа России" Тема урока: "Склонение имён существительных множественного числа"Технологическая карта урокаПриложение к уроку...

Технологическая карта открытого урока русского языка. 2 класс "Школа России". Правописание парных согласных в корне слова

Технологическая карта открытого урока с презентацией по теме "Правописание парных согласных в корне слова" 2 класс "Школа России".Первый урок по теме....

технологическая карта к уроку русского языка 3 класс по теме "Имя существительное"

Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс по теме "Имя существительное" с использованием интерактивных карточек сайта Учи.ру...