Олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Мороз Екатерина Викторовна

Олимпиада по русскому языку  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiadnye_zadaniya_russkiy.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку. 4 класс.

  1. А) «Предмет – признак». К данным существительным запишите однокоренные прилагательные. 

Честь –

Печь –
Небеса –
Мука –
Место –
Чудеса – 
Молоко – 
Прелесть – 

Б) Запиши слова по транскрипции: [дошт’], [ т’этрат’], [фарэл’], [тр’эл’], [л’эсн’ица], [бал’эзн’].


В) «Наборщик». Из букв слова «ГОСУДАРСТВО» составьте как можно больше слов (имена существительные в именительном падеже).

2. А) Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова.

В поля, не кошеных косой, 
Всё утро дождик шёл косой.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,
В ладонь цветка она стекла.

Б) Собери пословицу.
1.Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим  
2. Другому, яму, упадёшь, не, сам, в, неё, рой 
3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз 
4. Коню, не, в, дарёному, зубы, смотрят 
5. Не, всё, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в 
6. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь 

В) Шарады.

Наш первый слог тот отгадает,
Кто ноты хоть немного знает.
Второй и третий – оленя украшают.
А целое – нередко сил лишает. 

Моё начало – буква алфавита,
Она всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся,
А целое весной летает и жужжит,
То сядет на цветок, то снова улетит. 

Первое на земле валяется,
Второе в Волгу вливается,
А целое – птицей называется. 

Первое – нота,
Второе – тоже,
А целое на боб похоже. 

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда. 

Первое – предлог.
Второе – летний дом.
А целое порой
Решается с трудом. 

3. А) Отгадай слово.
корень в слове снежинка приставка в слове посмотрел
приставка в слове подъехали корень в слове дороженька
суффикс в слове лесник суффикс в слове лыжник 
окончание в слове ученики 

В) Переставьте буквы, так чтобы получились новые слова.
Ложа –
Трепак –
Вобла –
Пион –
Числа –
Планка –
Конус –

4. А) Буриме. По рифмам сочините за одну минуту стихотворение.

_______________________________звонок
_______________________________сто ног
_______________________________смех
_______________________________не могу
_______________________________всех
_______________________________бегу
_______________________________перемена
_______________________________Лена
_______________________________друг
_______________________________вокруг

Б) Фразеологизмы. Замените фразеологизмы близкими по смыслу словосочетания.

Яблоку негде упасть. Слышно, как муха пролетит. Сел в галошу. Как рыба в воде. Сидеть, как на иголках. Комар носа не подточит. Родился в рубашке. 


В) Отгадайте пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма;
Труд – лень; 
Встречают – провожают; 
Погибай – выручай.
1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными литературными нормами.
Балованный, баржа, бахчевой, безудержный, арест, ветеринария, возрастной,
гусеница, дециметр, зазвонить, изваяние, искра, иконопись, исчерпать, ломота, мастерски, монумент, портфель.

2. Запиши слова, которые получатся, если произнести звуки в обратном порядке.
Лей - _______________
Шей - ______________
Шёл - ______________
Лёд - _______________
3. Подчеркни слова, имеющие одинаковые окончания. Выдели эти окончания.
Домов, столов, коров, ковров, голов, основ.

Степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

4. Подбери и запиши синонимы к именам прилагательным.
Верный друг – ________________________.
Верное средство – ____________________.
Верный ответ – _______________________.

5. Подбери к существительным кенгуру, какаду, кафе, вуаль, рояль, фойе, тюль, шампунь, кофе,
мозоль подходящие по смыслу имена прилагательные в единственном числе. Запиши
получившиеся словосочетания.

6. Бык, петух, баран, селезень, боров, гусь, индюк, слон, медведь, волк.
А как будут называться эти животные женского рода? Запиши.
Ответ:

7. Закончи пословицы:
У кого что болит, тот ________________.
Где много слов, там ________________.
Долго спать, с долгом ______________.
Ехал бы воевать, да ленив __________.
За всё берётся, да __________________.
Тяжело в учении, ___________________.

8. Прочитай стихотворение. Вставь в слова пропущенные буквы.
Чуть со_нце пригрел_ откосы
И стал_ в л_су пот_плей,
Б_рёза з_лёные косы
Развесила с тонк_ ветвей.
Вся в бел_ платье одета,
В с_рёжках, в л_стве кружевной
Ст_ит, ярким со_цем согрета,
Она на опушк_ л_сной.
Раздели слова с пропущенными буквами на две группы и запиши их. Объясни,
по какому признаку ты выполнил (а) деление слов на группы.
1 группа_
2 группа_

Ответы и критерии оценки
За каждую орфографическую ошибку, допущенную при выполнении олимпиадных заданий – мину 0,25 балла.
Задание 1.
Бало! ванный, ба! ржа, бахчево! й, безу! держный, аре! ст, ветерина! рия,
возрастно! й, гу! сеница, дециме! тр, зазвони! т, извая! ние, и! скра (искра!),
и! конопись, исче! рпать, ломо! та, мастерски!, монуме! нт, портфе! ль.
0, 25 балла за каждое верно поставленное ударение
Задание 2.
Ель, ешь, ложь, толь.
0,5 балла за каждое слово, всего 2 балла

Задание 3
Домов, столов, ковров (окончание –ов)
Степей, ножей, ушей, юношей (окончание – ей)

2 балла
Задание 4.
Возможные варианты ответов: преданный друг, эффективное лекарство, правильный ответ.
0,5 балла за верно подобранное слово.

Задание 5.
Большой кенгуру, хохлатый какаду, известное кафе, чёрная вуаль, старинный рояль,
просторное фойе, прозрачный тюль, детский шампунь, горячий кофе, больная мозоль.

0,25 балла за каждое словосочетание. Всего 2,5 балла.

Задание 6.
Корова, курица, овца, утка, свинья, гусыня, индюшка, слониха, медведица, волчица.
0,25 балла за слово

Задание 7.
У кого что болит, тот о том и говорит.
Где много слов, там мало дела.
Долго спать – с долгом вставать.
Ехал бы воевать, да не ленив вставать.
За всё берётся, да не все удаётся.
Тяжело в учении – легко в бою.
0,5 балла за каждую пословицу.

Задание 8.
За каждую верно вставленную букву – 0,25 балла.
Возможный вариант деления слов на группы: по месту, где пропущена буква (корень и окончание).
1 группа: солнце, в лесу, зелёные, потеплей, в серёжках, в листве, стоит, солнцем, лесной.
2 группа: пригрело, стало, с тонких, в белое, на опушке

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс с ответами.

   1.    Вставь буквы и поставь ударение.
Алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, кр…сивее, зв… нит, к…л…метр, к…мбайнер.

   2.    Подбери синонимы:
страж - 
зодчий - 
кладезь - 
вопить - 
врата - 
перст - -

   3.    Разбери по составу глаголы:
слепить глаза – слепить игрушку;
скупить книги – скупиться на ласку;

   4.    Из каждого слова каждой строчки возьми один слог и образуй новое слово.

а) пластинка, картинка, павлин 
б) сапоги, парашют, фантазия 
в) косари, заморозки, лётчик 

   5.    Прочитай предложения. Найди ошибки.

Повар посолил суп солью.

У Юры жил молодой котёнок.

На хрустальной люстре было много висячих висюлек.

   6.    К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.
Красивая -………….
Острый - ……………
Чёрный - …………….
Золотая - ……………..
Колючий - …………….
Ночная - ………………

   7.    Подчеркни в тексте устойчивые словосочетания с переносным смыслом (фразеологизмы) и замени их близкими по значению выражениями:
Он всегда держал себя в руках и никогда не опускал руки. Даже когда его отца несправедливо обвинили, он взял себя в руки и трудился, не покладая рук. Дела в их государстве шли из рук вон плохо. Но он не сидел, сложа руки, и хотя знал, что все то, что он задумал, ему не сойдет с рук, он со своими друзьями рука об руку пошел против тиранов. 

   8.    «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь… 

да зуб неймёт.

Когда в товарищах согласья нет,

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

Так поди же попляши!

   9.    По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит...

Ученье – свет...

Кто хочет много знать...

Корень ученья горек... . 

   10.    Поставьте существительные в родительном падеже множественного числа:

Килограммы - ......... ,
апельсины - .........,
сапоги - .........,
Помидоры - .........,
ботинки - ..........

Запиши 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.

1.Исправьте ошибки в словах: вогзал, впиреди, могазин, тилефон, сдесь, килограм, пшиница, асина, тран вай, интиресный.

(10 баллов)

2. Расставьте ударение в словах: звонит, цемент, газопровод, каталог, заняла, шарфы, щавель, хозяева, баловать, дремота.

(10 баллов)

3.Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков

1) спальня

4) стулья

2) скальпель

5) мыться

3) штамповать

6) фильм

(5 баллов)

4. Подчеркните слова, состав которых соответствует схеме:

1) вылеты

4) походы

2) осмотр

5) пригород

3) списки

6) безголосый

(3 балла)

5. Подчеркните слова, которые нельзя переносить

1) трость

4) утёс

2) пояс

5) грызть

3) осень

6) сельдь

(5 баллов)

6.Определите род существительных: туфля, повидло, тюль, шампунь, мозоль, толь, кофе, шоссе, кенгуру, такси.

(10 баллов)

7. Определите падеж выделенных слов.

Все знают хитрую лису. Во многих сказках рассказывается о лисе. Вот лиса угощает журавля. А вот она едет на волке без хвоста. Волк поверил лисе и отпустил хвост в прорубь. Хвост и примёрз. (9 баллов)

8. Укажите части речи над каждым словом. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

  • За рекой находится село.
  • Солнце село за горизонт.

(12 баллов)

9. Запишите слова в форме родительного падежа множественного числа.

яблоко-_____________

ботинок-____________

стекло-_____________

кольцо-_____________

носок-______________

помидор-______________

апельсин-_____________

грамм-________________

полотенце-____________

облако-_______________

(10 баллов)

10. Объясните фразеологический оборот:

У него ветер в голове________________________________________________

Как ветром сдуло___________________________________________________

Бросать слова на ветер_______________________________________________

Искать ветра в поле_________________________________________________

(4 балла)

11. Подчеркните лишнюю пару слов.

глубокий - мелкий

громкий - сильный

робкий - смелый

широкий - узкий

говорить - молчать

(1 балл)

12. Запишите пословицы, в которых встречается слово "два".

(за каждую - 1 балл)

13. Найдите "третье лишнее".

1) Гореть, угорать, гора.

2) Горе, нагорный, горевать.

3) Пот, потолок, потливый.

4) Море, морщины, морской.

5) Боль, большой, больница.

6) Вода, водить, водник.

(6 баллов)

14. Соедините части пословиц.

На словах и так и сяк...

покажи делом

На словах города берёт...

да скупа на дела

Не храбрись словом...

а на деле ни шагу вперёд

Щедра на слова...

а на деле никак.

(4 балла)

15. Расшифруйте слова. Запишите полученные слова.

РАВЗДСТВУЙТЕ

РЕСИНТЕНЫЙ

ЛЮСТРАК

НИКАЗЕМЛЯ

АНИТРАК

ИНЕРЖЕН

КАРФЕЛЬТО

(7 баллов)

____________________________________

____________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по русскому языку

эти задания могут быть использованы для проведения школьного тура олимпиады...

олимпиада по русскому языку

Материал можно использовать для подготовки к олимпиаде или проведению олипиады по русскому языку....

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017

Благодарственное письмо. Проведение Олимпиады "Русский с Пушкиным" (III международная онлайн-олимпиада по русскому языку образовательной платформы Учи.ру), 2017...

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016

Диплом победителя I онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2016...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным", 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 1, 2017...

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017

Диплом победителя III онлайн-олимпиады по русскому языку "Русский с Пушкиным" 2, 2017...