Технологическая карта урока русского языка " Имя существительное как часть речи" 3 класс
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Промтова Надежда Федоровна

В технологической карте указаны: цель, задачи урока,содержание деятельности учителя и учащихся, а также формируемые УУД каждого этапа урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch.docx33.46 КБ

Предварительный просмотр:

             Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема: « Имя существительное - как часть речи»

Учитель начальных классов: Промтова  Н.Ф.


Тип урока: закрепление

Тема: «Имя существительное - как часть речи»

УМК: « Школа России»

Цель урока: развитие личности обучающихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

Образовательная: научить различать предмет и слово, как часть речи. Формулировать умение различать существительные среди других частей речи. Соотносить вопросы кто? что? Распознавать одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Развивающая: развивать познавательный интерес к предмету, устную и письменную речь, мышление - анализ, сравнение, обобщение.

Воспитательная: содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы; привитию у детей чувства любви к русскому языку, культуре общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся, снятию умственного и физического напряжения.

Формируемые УУД:

Установление причинно-следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений.

Доказательство.

Регулятивные:

  • по заголовкам, по заданиям (словесным и наглядным) понимать, принимать и сохранять в памяти учебные задачи;
  • осознавать границы собственных знаний;
  • выполнять различные учебные действия, пользоваться разными способами помощи;
  • оценивать правильность выполнения, вносить необходимые корректировки;
  • контролировать и оценивать свои действия.


Коммуникативные:

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи;
  • объяснять лексическое значение слов;
  • участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Познавательные:

  • иметь представление об имени существительном, как части речи;
  • распознавать имена существительные среди других частей речи;
  • ставить вопросы к именам существительным и изменять по вопросам;
  • группировать имена существительные по лексическому значению. Личностные:
  • способствовать смыслу учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов;
  • осознать практическую значимость материала, ценность совместной деятельности;
  • находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Планируемые результаты:

Знание, что такое имя существительное.

Умение находить имена существительные в предложении.

Знание, что слова способны называть всё в окружающем мире.

Формы организации урока: индивидуальная, парная, групповая. Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы: компьютерная презентация, наглядный материал.


Организационная структура урока

Этапы урока

Цель этапа

Содержание

деятельности

учителя

Содержание

деятельности

учащихся

Методы и

приёмы

работы

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1.Организация начала урока.

Мотивация.

Самоопределение

учебной

деятельности.

Создать

эмоциональный настрой на урок.

Мотивировать обучающихся на работу.

-Вот пошел сильный снег. Представьте, что мы с вами снежинки. Мы весело кружим в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Тихо вокруг. Наступила ночь. Но с восходом солнца снежинки начали просыпаться. Они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу «Доброе утро!...» И, я думаю, что сегодня наш урок принесёт всем нам радость общения        

Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.

Нацеливание на

успешную

деятельность

Выражение положительного отношения к процессу познания, проявление желания узнавать новое. Формирование умения слушать и слышать.

2.Выход на тему урока.

Определение целей урока и задач.

Подвести учащихся к самостоятельному

формулированию темы урока.

  • Совсем недавно мы начали изучать большую тему. Как она называется?
  • Какие части речи вам известны?
  • А какой частью речи

Вступают в диалог с учителем, в ходе которого формулируют тему и цели урока.

Беседа.

Наблюдение.

Создание

проблемной

ситуации.

Работа по

плану урока.

Постановка и

решение

проблемы

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено

Развитие познавательных интересов, учебных мотивов. Умение ясно и чётко излагать своё мнение,


Словарно-

орфографическая

работа.

Определение темы урока

Постановке задач урока и составлению плана работы.

являются записанные на доске слова?

  • А что такое имя существительное?
  • Назовите тему урока.
  • Эпиграфом к уроку будет высказывание Л.В.Успенского «Имя существительное - хлеб языка»?
  • Как вы понимаете это высказывание?
  • Цель урока - доказать справедливость утверждения.

учащимися и того, что ещё не известно.

выстраивать

речевые

конструкции

З.Работа над темой урока.

Работа со стихотворением. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Повторение

изученного.

Подведение учащихся к самостоятельному выводу.

  • Попытайтесь прочитать стихотворение...
  • Можно ли без существительных понять, о чём говорится в стихотворении?
  • Вставьте нужные слова. Прочитайте....
  • Какова же роль имён сущ. в речи?
  • Что нам уже известно об этой части речи?        

Вступают в диалог с учителем, в ходе которого уточняют и закрепляют знания о роли им. сущ-го.

Наблюдение, работа с текстом, сравнение. Беседа. Доказательство. Работа в парах. Взаимопроверка.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от

конкретных

условий.

Классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Предвидение

результата и

уровня

усвоения

знаний,его

временных

характеристик.

Выполнение

взаимопроверки

учебного

задания и

внесения

корректировки.

Выражение положительного отношения к процессу познания. Проявление внимания и желания узнать больше.

4.Психофизичес кая тренировка

Релаксация.

Организация

психофизической

тренировки

Выполняют

упражнения

Работа в парах

Умение работать в парах, слушать и вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и


сотрудничество со сверстниками.

5.Первичное

закрепление

знаний.

Работа с

отрывками

стихотворений.

Устное

рисование

картин.

Отрабатывать

умение

составлять

стихотворения

  • Послушайте отрывок из стихотворения А.С.Пушкина и представьте себе эту картину: «Мороз и солнце день чудесный....»
  • Какую картину вы себе представляете?
  • Придумайте сами стихотворение на тему «Зима», используя только существительные.

Сочиняют стихотворение о зиме, используя только

существительн

ые.

Работа в группах.

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Принимать и

сохранять

учебную цель и

задачи.

Выявлять

отклонения от

эталона.

Осуществлять

взаимоконтроль

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

б.Вторичное

закрепление

знаний.

Творческое

задание.

Проверка

составленных

текстов.

Развитие умения работать в группах, сотрудничать, составлять небольшие тексты на заданную тему.

  • По данным существительным определите тему текстов, придумайте заголовки.
  • А теперь, используя данные группы существительных, составьте и запишите небольшой текст.
  • Первая группа: медали, цветы, Сочи, спорт, гимн, олимпиада, страны, радость, победа, гости, соревнования.
  • Вторая группа: забавы, снеговик, санки, коньки, смех, снежки, горка, мороз, лыжи, каток, ребята.

Работают в группах. Составляют тексты по заданной теме.

Работа в группах.

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Выполнение задания в соответствии с целью. Умение проверять и вносить исправления.

Умение работать в группах,

распределять роли. Владение монологической и диалогической формами речи.

Готовность к сотрудничеству и взаимопомощи.


7.Г имнастика для глаз.

Снятие

усталости.

Мультимедийная

презентация

Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации

8.Дальнейшая работа над закреплением и обобщением приобретённых знаний и умений. Наблюдение над языковым материалом.

Устные

упражнения.

Актуализировать умение образовывать имена

существительные при помощи суффиксов.

  • Очень часто существительные несут в себе и эмоциональную окраску. Эту окраску им придают суффиксы.
  • от данных слов, используя суффиксы, образуйте и запишите новые слова.
  • Дома разберите эти слова по составу.
  • замените одним словом, используя суффиксы увеличения:

очень злой        

очень большой        

Образовывают и записывают имена

существительные с разными суффиксами.

Самостоя

тельная

работа

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё нужно усвоить. Осознание качества и уровня усвоения.

Принятие и сохранение учебной цели и задач.

Обнаружение отклонений и отличий от эталона.

Развитие познавательных интересов учебных мотивов. Владение монологической и диалогической формами речи.

9. Итог урока.

Соотнесение

поставленных

задач с

достигнутым

результатом.

Фиксация

полученных

знаний и

постановка

дальнейших

целей.

  • Смогли ли мы доказать, что «Имя существительное - хлеб языка»?
  • Как вы думаете, а всё ли мы уже знаем об имени

существительном?

  • Нет, не всё....но об этом на следующем уроке        

Формулируют доказательства на основе изученного материала.

Беседа.

Выбор наиболее

эффективных

способов решения.

Установление

причинно-

следственных

связей,

построение

логической цепи

рассуждений.

Выдвижение

гипотез и их

обоснования.

Умение сравнивать результат с эталоном.

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

10. Рефлексия учебной деятельности.

Контрольно-оценочная деятельность

Обеспечение позитивного настроения на получение знаний.

  • Понравился ли вам урок?
  • Что нового вы узнали?
  • Как вы думаете, вы сумели показать свои знания?
  • Мы выполнили поставленные цели и задачи?
  • Урок окончен. Спасибо!

Отвечают на вопросы. Получают позитивный настрой от урока.

Рефлексия.

Контрольно-оценочная деятельность.

Умение осуществлять итоговый контроль.

Умение оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения.

Умение взаимодействовать с учителем и со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Состав слова. Значимые части слова.» (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 05.10.2021Школа: МАОУ СОШ  № 152Класс: 4 «б»Урок: 4Время: 10:40-11:20  Кабинет: 209Студент: Закирова Эльвира РахимовнаГрупп...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тема урока «Имя существительное»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование знаний об имени существительном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать...

Технологическая карта урока русского языка «Окончание существительных во множественном числе в Родительном падеже» (УМК Перспективная начальная школа); 3 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения правильно употреблять в речи на письме существительные во множественном числе в Р.п.Задачи урока:Дидактические:научить правильно употре...

Технологическая карта урока русского языка «Имя существительное. Употребление заглавной буквы в именах собственных», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: закрепление представлений о различии между именами существительными собственными и нарицательными, умения употреблять имена существительные собственные и нарицательные в речи, заглавную бу...

Технологическая карта урока русского языка по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: «Предлог как часть речи»

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с предлогом, как служебной частью речи.Задачи урокаДидактические:расширить знания учащихся о предлоге как части речи, его роли в русско...

Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....