Главные вкладки

    Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"
    статья по русскому языку

    Танктырова Наталья Васильевна

    Обобщение опыта по теме " Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов МОКУ «Чильчинская СОШ» Танктыровой Натальи Васильевны по теме: «Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах»

        Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

         Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.

          Я пришла к этой теме, так как столкнулась с проблемой усвоения слов с непроверяемым и трудно проверяемым написанием слов учащимися, работаю по ней второй год. Актуальность данной проблемы в том, что на уроках мы часто сталкиваемся с ответами, бедными в лексическом отношении. В программе « Перспектива» предусматривается усвоение определенного количества слов в каждом классе. Эти слова в учебнике  заключены в рамки.  Но слова в рамках в учебниках даются без всякой системы, только в связи с употреблением на данной странице, да и то не всегда. Потом эти слова встречаются только в словарном диктанте, завершающем изучение темы. А одноразовая встреча со словом, даже если учитель провел серьезную работу, дает небольшой эффект.

    Актуальность проблемы определила цель: создание системы словарной работы на уроках русского языка.

    Для достижения цели были поставлены задачи:

    1. формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
    2. развивать письменную и устную речь учащихся;
    3. формировать умение пользоваться словарями.

       Свою работу начала с того, что мы с ребятами завели орфографический словарь  куда записываем слова, изученные на уроке. Прежде чем записать слово, мы с ребятами произносим орфоэпически, затем орфографически.

            Существует много разнообразных форм  работы,  я же в своей  работе остановилась на следующих: запись слов в алфавитном порядке, диктант с использованием  загадок, лексический  диктант, диктант по памяти, выборочный диктант.

    1. Запись слов в алфавитном порядке  ( пишу на доске вразброс слова из словарика, даю задание записать их в алфавитном порядке.)

       Например: Морковь, праздник, сумма, автобус, вагон, валенки, космонавт.

    1. Диктант с использованием загадок (читаю загадки, а учащиеся записывают отгадки)

    Например: фрагмент урока по теме « Приставки» 3 класс

    Задание: Запишите  отгадки

    1.Расселась барыня на грядке

    Одета  в шумные шелка.

    Мы для нее готовим кадки

    И крупной соли полмешка.

    2. Самый кислый он, друзья,
    Утверждаю это я.
    Нужно сахара вагон,
    Чтоб с улыбкой съесть…

    3. На грядке длинный и зелёный,
    А в кадке жёлтый и солёный.

    4. На жарком солнышке подсох
    И  рвётся из стручков…

    5. Носил мальчик

    Зелёный кафтанчик,

    Стал паном –

    Обзавёлся красным кафтаном.

    6. Круглое, румяное

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки.

    -Почитайте слова. Назовите орфограмму.

    - Как можно поверить написание этих слов? (Написание этих слов надо запомнить, так как проверить нельзя. Это словарные слова.)

    3. Лексический  диктант ( диктую слова, учащиеся должны дать толкование словам)

     Например: Рабочий, аллея, квартира, метро, молоток, корзина, аптека.

    4.Диктант по памяти ( даю задание на дом повторить слова,  изученные ранее.) На уроке учащиеся пишут по памяти)  

    5. Выборочный диктант ( читаю вслух текст, а учащиеся, выслушав предложение, записывают, встретившиеся в нем слова с данной орфограммой. Стараюсь предложения брать из  произведений русской классики).

    Например: Мороз и солнце; день чудесный! Вся комната янтарным блеском озарена. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед. Улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы. Он крадется по аллее, на которой шум умолк.  

            В своей работе также использую ребусы, карточки, кроссворды.

            Работая над темой, заметила, что систематическая работа над словарными словами дает положительные результаты. Учащиеся меньше делают ошибок в написании словарных слов,  формируется память, зоркость, мышление.

            Свое обобщение хотела бы закончить словами А.В.Текучева  «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с первого по одиннадцатый класс»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Приложение.

    Технологическая карта урока.

    1.  ФИО

    2.  Место работы

    3.  Должность

    4.  Предмет

    5.  Класс

    6.  Тема и номер урока в теме

    7.  Базовый учебник

    Танктырова Наталья Васильевна

    МОКУ «Чильчинская СОШ» Тындинского района

    Учитель начальных классов

    Русский язык

    3

    Приставка  (урок получения новых знаний)

    Л.Ф.Климанова ,Т.В. Бабушкина. Русский язык 3 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М. Просвещение, 2017

    Цели урока:

    1. Создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

    2.Расширить знания детей о приставке.

    3. Стимулировать интерес к русскому языку, его многообразию.

    Задачи:

    Образовательные: сформировать умение находить в словах приставки.

    Развивающие: развивать  речь учащихся  при составлении и пересказе текста.

    Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; прививать аккуратность, усидчивость, умение активно работать на уроке.

    Используемые технологии: технология коллективного взаимодействия, информационно-коммуникационные технологии, технология проблемного обучения.

    Используемые методы: словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый.

    Формы работы: индивидуальная, групповая.

    Тип урока: комбинированный.

    Дидактические средства:

    Для учителя: средства ИКТ (презентация), карточки с заданием.

    Для обучающегося: тетрадь, учебник, оценочные смайлики.

    Название этапа

    Содержание этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Формируемые УУД

    Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

    Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

    Орг. момент

    Кто вечно хнычет и скучает,

    Тот ничего не замечает,

    Кто ничего не замечает,

    Тот ничего не изучает,

    Кто ничего не изучает,

    Тот вечно хнычет и скучает.

     Слайд №2

    - У нас есть такие?

    - Хорошо. Начинаем работать?

    - Открываем тетради, записываем число

    Слайд 3

    Третье декабря.

    Классная работа.

    Ученики открывают учебники, тетради, готовятся внимательно слушать учителя.

    -Нет

    - Да

    Регулятивные: волевая саморегуляция

    Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

    Цель: Актуализация представления о приставке как части слова.

    Словарная работа

    Знакомство с новым словом.

    Задание: Запишите  отгадки

    1.Расселась барыня на грядке

    Одета в шумные шелка.

    Мы для нее готовим кадки

    И крупной соли полмешка.

    2. Самый кислый он, друзья,
    Утверждаю это я.
    Нужно сахара вагон,
    Чтоб с улыбкой съесть…

    3. На грядке длинный и зелёный,
    А в кадке жёлтый и солёный.

    4. На жарком солнышке подсох
    И рвётся из стручков…

    5. Носил мальчик

    Зелёный кафтанчик,

    Стал паном –

    Обзавёлся красным кафтаном.

    6. Круглое, румяное

    Я расту на ветке.

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки.

    Слайды 4-9

    Слайд 10

    -Прочитайте слова. Назовите орфограмму.

    - Как можно проверить написание этих слов?

    Дом по улице идет, на работу всех везет, не на курьих ножках, а в резиновых сапожках.

    Слайд № 11

    - Назовите значение этого слова.

    - Произнесите слово орфоэпически.

    - Произнесите слово орфографически.

    Запишите слово в словарик, подчеркните букву непроверяемой безударной гласной.

    - Давайте составим предложение с этим словом.

    Капуста, лимон, огурцы, горох, помидор, яблоко

    Написание этих слов надо запомнить, так как поверить нельзя. Это словарные слова.

    Автобус

    Составление предложений

    Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

    Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    Постановка цели.

    Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.

    Работа по учебнику

    -Какие это буквы?

    Р,с,и,т,в,а,п,а,к

    -Запишите их в строчку и расположите в правильном порядке.

    - Какое слово здесь зашифровано? Слайд 12-13

    - О чем сегодня будем говорить?

    -Сформулируйте тему урока.

    - На какие вопросы мы должны ответить?

    Бег – забег, побег, разбег, набег, пробег Слайд 14

    - Как назвать эти слова? Почему? Назовите корень. Есть ли разница между словами? Отчего она зависит? Слайд 15

    - Может быть, кто-то из вас знает, как называется часть слова, которая внесла новый оттенок значения и образовала новые слова?

    - Обратите внимание, где находится приставка. Почему так приставку назвали? Слайд 16

    Стр.103

    - Прочитайте  « Узелки на память».

    - Что такое приставка?

    - Почему она так называется?

    - Для чего служит приставка?

    Приставка

    - Что такое приставка?

    -Где стоит приставка?

    - Для чего служит приставка?

    - однокоренные

    -бег-

    - приставка

    - перед корнем

    - Ответы учащихся.

    Физкультминутка

    Слайд17

    Слова: дать, сдать, писать, написать, записать, лез, влез,  вывез, привез, занес, нес,   переложить, выложить.

    - Если в слове есть приставка, поворачиваемся друг к другу лицом и обмениваемся хлопками, если в слове нет приставки- приседаем.

    Выполняют движения под руководством учителя

    Закрепление знаний и способов действий.

    Цель- закрепить умение образовывать новые слова при помощи приставок и выделять приставки в словах.

    Самосто-ятельная работа  

    Карточки

    Взаимо-проверка 

     А теперь самостоятельно выполните упр.177 на стр.104.

    - Последнее предложение разберите по членам. Сколько в предложении подлежащих, сказуемых?

     В каждом ряду найди слово без приставки. Подчеркни его. В остальных словах выдели приставку.

    Заяц,  закладка, записать. Полка, помыть, починить. Обрубить, обувь, обставить. Сшить, связать, свет. Проплыть, прочитать, пробка. Долг, доехать, добежать. Слайд 18

    - А, сейчас поиграем в игру « Замена»

    1. Сменить место проживания.

    2. Проглотить таблетку с водой.

    3. Пропустить урок.

    4. Начать исполнять песню.

    5. Удалиться на некоторое расстояние.

    6.Быстро войти в помещение.

    7. Взобраться быстро вверх.

    Выполняют самостоятельно упражнение.

    - переехать

    - запить

    - прогулять

    - запеть.

    - отъехать

    - забежать

    - залезть

    Рефлексия учебной деятельности.

    Цель - подвести итог урока.

    Как звучала тема нашего урока? Какие задачи вы ставили перед собой?

    - Все ли, поставленные задачи мы решили? Давайте проверим, насколько продуктивно вы работали на уроке.

    Я узнал(а), что…

    приставка - это…- стоит… - служит…

     Выводом нашего урока послужит следующее стихотворение (читают хором):

    Слайд 19

    Перед корнем есть приставка,

    Слитно пишется она,

    А при помощи приставки

    Образуются слова.

    Слайд 20

    Оценка своей работы: Смайлики

    - Что такое приставка?

    -Где стоит приставка?

    - Для чего служит приставка?

    Домашнее задание.

    -Выучить правило на стр.105. выполнить упр. №181


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщение опыта на тему "Лексическая работа на уроках русского языка и литературного чтения"

    Различные упражнения, тесты. а также расматривается особенность словарной работы, различные приемы ознакомления со словами и их значениями.......

    «Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе»

    Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка...

    НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

    СодержаниеВведениеГлава I. Исторические и психолого-педагогические основытемы « Словарная работа на уроках русскогоязыка в начальных классах ».1. История развития ведущего вопроса темы.2. Психолого-пе...

    Доклад "Использование мультимедийных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"

    Доклад "Использование мультимедйных пособий в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе"...

    Курсовая работа Тема: «Организация словарной работы на уроках русского языка в начальной школе»

    В этоей работе я постаралась как можно полнее осветить вопрос о работе со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе.Работая над этой темой, я пришла к выводу, что словарная работа ...

    Квалификационная работа по обобщению собственного педагогического опыта Тема: Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах

    Квалификационная работа           по обобщению собственного                педагогического опыта...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ»

    Цель данного проекта: разработка системы упражнений  для словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальных классах....