Рабочая программа обучение письму 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Программа реализуется с использованием учебно-методических материалов Прописи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 4 ч./ В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2016.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Класс: 1

Уровень образования: начальное общее образование

Срок реализации программы 2018-2019 уч. год

Количество часов по учебному плану:
всего – 165 ч/год; 5ч/неделю
обучение письму - 115 ч/ год, 5 ч/ неделю, 23 учебные недели;
русский  язык - 50 ч/ год, 5 ч/неделю, 10 учебных  недель.

Рабочая программа разработана в соответствии с  нормативно-правовой
базой:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576;
  • Законом «Об образовании в Республике Адыгея» от 27 декабря 2013 г. N 264
  • Учебным планом МБОУ «СШ №10»;

Программа является частью основной образовательной программы начального  общего образования МБОУ «СШ №10»

Цель изучения курса «Русский язык»
– открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

В соответствии с целями происходит комплексное решение следующих
задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

                             Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

                                         Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные УУД:

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные результаты

  • представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
  • представление о значимости языка и речи в жизни людей;
  • представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
  • практические умения работать с языковыми единицами;
  • представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
  • представление о правилах речевого этикета;
  • адаптация к языковой и речевой деятельности.

Развитие речи

Обучающийся научится:

  • слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
  • пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
  • составлять текст из набора предложений;
  • выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать текст;
  • различать устную и письменную речь;
  • различать диалогическую речь;
  • отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
  • определять тему и главную мысль текста;
  • соотносить заголовок и содержание текста;
  • составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
  • составлять текст по его началу и по его концу;
  • составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

Обучающийся научится:

  • понимать различие между звуками и буквами;
  • устанавливать последовательность звуков в слове и их количество;
  • различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
  • определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
  • различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
  • различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
  • различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
  • различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
  • обозначать ударение в слове;
  • правильно называть буквы русского алфавита;
  • называть буквы гласных как показателей твёрдости-мягкости согласных звуков;
  • определять функцию мягкого знака (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • наблюдать над образованием звуков речи;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
  • определять функцию букв е, ё, ю, я в словах типа клён, ёлка и др.;
  • обозначать на письме звук [й’] в словах типа майка, быстрый;
  • располагать заданные слова в алфавитном порядке;
  • устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
  • находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (вода, стриж, день, жить и др.);
  • произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён орфоэпическим словарём в учебнике).

Лексика

Обучающийся научится:

  • различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга – агник);
  • определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
  • классифицировать и объединять заданные слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
  • определять группу вежливых слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать слово как единство звучания и значения;
  • осознавать, что значение слова можно уточнить или определить с помощью толкового словаря;
  • различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет (признак, действие);
  • на практическом уровне различать слова – названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов;
  • иметь представление о многозначных и однозначных словах (простые случаи), о словах, близких и противоположных по значению;
  • подбирать слова, близкие и противоположные по значению, при решении учебных задач.

Морфология

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
  • соотносить слова – названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова – названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • соотносить слова – названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
  • различать названия предметов, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».


       Синтаксис

Обучающийся научится:

  • различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
  • выделять предложения из речи;
  • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
  • определять границы предложения в деформированном тексте (из 2-3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
  • соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
  • составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
  • составлять предложения по схеме, рисунку на заданную тему (например, на тему «Весна»);
  • писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
  • устанавливать связь слов в предложении;
  • сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), интонацию (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов в предложении;
  • написание буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
  • отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт;
  • перенос слов;
  • прописная буква в начале предложения, именах собственных;
  • непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
  • знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

б) безошибочно списывать текст объёмом 20 – 25 слов с доски и из учебника;
в) писать под диктовку тексты объёмом 15 – 20 слов в соответствии с изученными правилами.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
  • писать двусложные слова с безударным гласным звуком (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
  • писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб и др.);
  • применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
  • пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

                                            Содержание учебного предмета

Обучение письму

        

№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

Основное содержание

1

Добукварный период

обучение чтению

17 часов

обучение письму

21 час

Речь (устная и письменная) - общее представление.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.

Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), слого-звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его слого-звуковую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствия между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными слого-звуковыми схемами-моделями.

Знакомство с буквами а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

2

Букварный период

обучение письму

69 часов

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительное упражнение для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после предварительного их слого-звукового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи - ши, ча - ща, чу – щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

3

Послебукварный период

обучение чтению

20 часов

обучение письму

25 часов

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В. Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)    

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой текстов (с помощью учителя).

Совместное (коллективное ив группе), индивидуальное и семейное чтение произведений классиков отечественной и зарубежной литературы.

2. Развитие способности полноценного восприятия художественных произведений.

Развитие внимания к образному слову в художественном тексте, умения чувствовать, понимать и ценить выразительность слова.

Формирование умения понимать образные выражения на основе сопоставления двух рядов представлений: реальных (непосредственных) и художественно-образных, развитие способности чувствовать мелодику языка, звукопись, ритм, рифму стиха.

Воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественных произведений; развитие интереса к творчеству писателей.

Развитие воображения, фантазии и творческих способностей учащихся.

3. Развитие способностей воспринимать красоту окружающего мира в процессе общения с природой, миром материальной культуры и искусством.

Пробуждение у детей потребности записывать свои впечатления и литературные тексты в альбомы и красочно оформлять их.

Обогащение эмоций школьников с помощью включения в уроки фонозаписи литературных произведений.

4. Развитие умения читать текст выразительно, передавать свое отношение к прочитанному.

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

 Итого:

Обучение чтению

92 часа

Обучение письму

115 часов

Русский язык

п/п

Наименование разделов

Кол-во часов

Основное содержание

1

Наша речь

2 часа

Знакомство с учебником «Русский язык».

 Наша речь. Её значение в жизни людей.

 Язык и речь. Устная и письменная речь ( общее представление) Русский язык - родной язык русского народа. Русский язык - государственный язык нашей страны, Российской Федерации

Словарь: речь,  слушание, говорение, чтение, письмо, письменная речь, устная речь, родной язык, государственный язык; русский язык.

2

Текст, предложение, диалог

3 часа

Текст и предложение. Смысловая связь предложений в тексте. Заголовок текста Предложение  как группа слов, выражающая законченную мысль. Связь слов в предложении. Оформление предложений в письменной речи. Диалог. Оформление предложений в диалогической речи. Знаки препинания конца предложений.

Словарь: ворона, воробей.

3

Слова, слова, слова…

4 часа

Слова-названия предметов, признаков, действий  предметов и явлений. Вопросы, на которые отвечают эти слова, тематические группы слова.  Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению.  Словари русского языка.

Словарь: пенал, карандаш

4

Слово и слог. Ударение

6  часов

Слово как минимальная произносительная единица.   Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги.  Анализ слоговых моделей слов. Правила переноса  части слова с одной строки на другую. Упражнение в переносе слов. Ударение. Графическое обозначение ударения. Ударные и безударные слоги. Работа с орфоэпическим словарём. Слогообразующая роль ударения.

Словарь: лисица, сорока

5

Звуки и буквы

34 часа

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные обозначения звуков. Алфавит, или азбука. Значение алфавита. Алфавитный порядок слов. Использование алфавита при работе  со словарями. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки. Гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слогообразующая и смыслоразличительная  роль гласных звуков. Слова с буквой э , которые пришли  в наш язык из других языков. Словарь иностранных слов Ударные и безударные гласные звуки. Знакомство с памяткой «Как определить в слове ударные и безударные гласные звуки». Обозначение гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах. Особенности проверочного и проверяемого  слова  Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными. Буквы й  и  и .Звук  [й’] и  звук [и] .Перенос слов с буквой й. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Буквы для  обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Смыслоразличительная роль согласных звуков. Парные твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки и их обозначение на письме буквами е, ё, ю, я, и, ь. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой ь «мягкий знак». Перенос слов с мягким знаком.Особенности  глухих и звонких согласных звуков.Парные звонкие и глухие согласные звуки. Непарные  по глухости-звонкости согласные звуки. Особенности проверочных и проверяемых слов для парных согласных. Обозначение буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. Шипящие согласные звуки. Непарные твёрдые и непарные мягкие шипящие звуки. Буквы шипящих согласных звуков.

Проект «Скороговорки». Слова с буквосочетаниями чк, чт, чн. Произношение слов с буквосочетаниями с  чн и чт (скучно, конечно, что и др.) в соответствии с нормами литературного произношения. Работа с орфоэпическим словарём. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правило правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях, кличках животных.

 Проект: «Сказочная страничка» (в названиях сказок — изученные правила письма).

Словарь: собака, весело, пальто, алфавит, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня, петух, заяц, класс, классный, дежурный, ребята, тетрадь, медведь, работа, девочка, машина, Москва.

6

Повторение

1 час

Повторение ранее изученного материала

 

Итого:

50 часов

Тематическое планирование

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №10»

Программа реализуется с использованием учебно-методических материалов Прописи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 4 ч./ В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2016.

                                               Обучение письму (115 ч)

№ п/п

Тема урока

Количество         часов

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (21 час)

1

Инструктаж по ТБ. История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма.

1

2

Урок-путешествие «По стране русского языка». Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

1

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов.

1

4

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров.

1

5

Дидактическая игра «Письмо прямых наклонных линий».

1

6

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.

1

7

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

1

8

Урок-путешествие в королевство «Прямые линии». Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.

1

9

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий.

1

10

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево).  

1

11

Письмо линий с закруглением внизу и вверху.

1

12

Урок-игра «Необычные линии».

1

13

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху.

1

14

Строчная письменная буква а. 

1

15

Строчная и заглавная буквы а, А. 

16

Строчная и заглавная буквы о, О.  

1

17

Урок-путешествие «В стране буквы И». Строчная буква и. Заглавная буква И. 

1

18

Строчная буква ы.

1

19

Строчная буква у.

1

20

Урок-игра «Где мы встретим букву У».

1

21

Закрепление написания изученных букв.  

1

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (69 ЧАСОВ)

22

Урок-экскурсия «В гостях у буквы Н н».

1

23

Строчная и заглавная буквы с, С.

1

24

Строчная буква к.

1

25

Урок-игра «Всемогущая буква К».

1

26

Строчная буква т.

1

27

Урок-игра «Познакомьтесь, буква Т».

1

28

Строчная буква л.

1

29

Заглавная буква Л.  

1

30

Написание слов и предложений с изученными буквами. Урок-игра: «Звуко-буквенный разбор».

1

31

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

1

32

Строчная буква в. Заглавная буква В. Урок-путешествие «Как возникли буквы».

1

33

Строчная буква е.

1

34

Заглавная буква Е.

1

35

Закрепление написания изученных букв. Экскурсионная игра «Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия».

1

36

Строчная буква п.

1

37

Заглавная буква П. Урок-игра «Игры с буквой П».

1

38

Строчная буква м.

1

39

Заглавная буква М.

1

40

Написание слов и предложений с изученными буквами.

1

41

Строчная буква з.

1

42

Заглавная буква З.

1

43

Строчная буква б.

1

44

Заглавная буква Б.

1

45

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

46

Строчная буква д.

1

47

Заглавная буква Д.

1

48

Строчная буква я.

1

49

Заглавная буква Я.

1

50

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

51

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

1

52

Строчная буква г.

1

53

Заглавная буква Г.

1

54

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

1

55

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

1

1

56

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу.

1

57

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

58

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

1

59

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук.

1

60

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук.

1

61

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши. 

1

62

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук.

1

63

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук.

1

64

Строчная и прописная буквы ж, Ж.

Написание слов с сочетанием жи.

1

65

Строчная и прописная буквы ж, Ж (закрепление). Написание слов с сочетаниями жи – ши.

1

66

Строчная буква ё.

1

67

Заглавная буква Ё.

1

68

Строчная буква й. Слова с буквой й.  

1

69

Строчная буква й. Слова с буквой й. 

1

70

Закрепление изученных букв.

1

71

Строчная буква х.  

1

72

Заглавная буква Х.

1

73

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление).

1

74

Строчная буква ю.

1

75

Заглавная буква Ю.

1

76

Строчная и заглавная буквы ю, Ю.

1

77

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук.

1

78

Инструктаж по ТБ. Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук.

1

79

Строчная буква э.

1

80

Заглавная буква Э.

1

81

Закрепление изученных букв.

1

82

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. 

1

83

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. 

1

84

Строчная буква ф.

1

85

Заглавная буква Ф.

1

86

Закрепление изученных букв.

1

87

Буквы ь, ъ.

1

88

Разделительный ъ.

1

89

Письмо слов с изученными буквами.

1

90

Закрепление изученных букв.

1

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (25 часов)

91

Оформление предложений в тексте.

1

92

Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с именами собственными.

1

93

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Правила  переноса слов.

1

94

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения.

1

95

Ударные и безударные слоги.  

1

96

Значение слова. Наблюдение над значением слов. Различение слова и обозначаемого им предмета. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

1

97

Значение слова. Наблюдение над значением слова. Слова, называющие действие предмета. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

1

98

Значение слова. Наблюдение над значением слова.  Слова, называющие признаки предметов. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

1

99

Значение слова. Наблюдение над значением слова. Распознавание слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий. Наблюдение за употреблением в речи синонимов, антонимов.

1

100

Сочетания  жи – ши.  Соотношение звучания и написания сочетаний. Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

1

101

Сочетания ча-ща, чу-.щу. Соотношение звучания и написания сочетаний. Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями.

1

102

Сочетания  чк – чн, щн, нщ. Соотношение звучания и написания сочетаний.  Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями.

1

103

Проверочный диктант. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которого совпадает.

1

104

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова. Подбор  слов для проверки безударных гласных букв в корне слова. Проверяемое и проверочное слово.

1

105

Правописание безударных гласных в корне слова.  Формирование навыка по подбору  слов для проверки безударных гласных букв в корне слова.

1

1

106

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор слов для проверки написания парных согласных в корне слова. Проверяемое и проверочное слово.

1

107

Восстановление деформированного текста.

1

108

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.  Формирование навыка по подбору слов для проверки написания парных согласных в корне  слова.

1

109

Основа предложения (без называния терминов). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

1

110

Основа предложения (без называния терминов).

1

111

Основа предложения (без называния терминов).

1

112

Алфавитный порядок слов.

1

113

Алфавитный порядок слов.

1

114

Алфавитный порядок слов.

1

115

Повторение по теме «Алфавитный порядок слов».

1

                                           

                                       Тематическое планирование

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №10»

Программа реализуется с использованием учебника Русский язык. 1 класс: для  общеобразовательных учреждений В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.– М.: Просвещение, 2015.

                                     Русский язык  (50)

п/п

Тема урока

Количество
   часов

Наша речь (2 часа)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь.

1

2

Устная и письменная речь.

  1

Текст, предложение, диалог (3 часа)

3

Текст и предложение.

   1

4

Предложение.

   1

5

Диалог.

   1

Слова, слова, слова… (4 часа)

6

Роль слов в речи.

  1

7

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

   1

1

8

«Вежливые» слова.

1

9

Однозначные и многозначные слова.

1

Слово и слог. Ударение (6 часа)

10

Слог как минимальная произносительная единица.

1

11

Деление слов на слоги.

1

12

Перенос слов.

1

13

Перенос слов.

1

14

Ударение

1

15

Ударные и безударные слоги.

1

Звуки и буквы (34)

16

Звуки и буквы.

1

17

Звуки и буквы.

1

18

Русский алфавит, или Азбука.

1

19

Русский алфавит, или Азбука.

1

20

Гласные звуки и буквы.

1

21

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

1

22

Гласные звуки и буквы.

1

23

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

1

24

Особенности проверяемых и проверочных слов.

1

25

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

1

26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление.

1

27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

1

28

Согласные звуки и буквы.

1

29

Слова с удвоенными согласными.

1

30

Слова  с буквами И и Й.

1

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

1

32

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

1

33

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

1

34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

1

35

Перенос слов с мягким знаком.

1

36

Восстановление текста

1

37

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

38

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

1

39

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

1

40

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

41

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

1

42

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»

1

43

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

1

45

Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ.

1

46

Контрольный диктант по теме «Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ».

1

47

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Заглавная буква в словах.

1

48

Заглавная буква в словах. Закрепление.

1

49

Проект «Сказочная страничка».

1

50

Итоговый урок

1


                                                                                                                         Приложение

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Обучение письму»

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №10»

Программа реализуется с использованием учебно-методических материалов Прописи: 1 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: в 4 ч./ В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. – М.: Просвещение, 2016.

№ п/п

Тема урока

Дата  по плану

Дата  по факту

ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (21 час)

1

Инструктаж по ТБ. История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма.

2

Урок-путешествие «По стране русского языка». Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме.

3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов.

4

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров.

5

Дидактическая игра «Письмо прямых наклонных линий».

6

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху.

7

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу.

8

Урок-путешествие в королевство «Прямые линии». Письмо наклонных прямых с закруглением внизу.

9

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий.

10

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево).  

11

Письмо линий с закруглением внизу и вверху.

12

Урок-игра «Необычные линии».

13

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу и вверху.

14

Строчная письменная буква а. 

15

Строчная и заглавная буквы а, А. 

16

Строчная и заглавная буквы о, О.  

17

Урок-путешествие «В стране буквы И». Строчная буква и. Заглавная буква И. 

18

Строчная буква ы.

19

Строчная буква у.

20

Урок-игра «Где мы встретим букву У».

21

Закрепление написания изученных букв.  

БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (69 ЧАСОВ)

22

Урок-экскурсия «В гостях у буквы Н н».

23

Строчная и заглавная буквы с, С.

24

Строчная буква к.

25

Урок-игра «Всемогущая буква К».

26

Строчная буква т.

27

Урок-игра «Познакомьтесь, буква Т».

28

Строчная буква л.

29

Заглавная буква Л.  

30

Написание слов и предложений с изученными буквами. Урок-игра: «Звуко-буквенный разбор».

31

Строчная буква р. Заглавная буква Р.

32

Строчная буква в. Заглавная буква В. Урок-путешествие «Как возникли буквы».

33

Строчная буква е.

34

Заглавная буква Е.

35

Закрепление написания изученных букв. Экскурсионная игра «Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия».

36

Строчная буква п.

37

Заглавная буква П. Урок-игра «Игры с буквой П».

38

Строчная буква м.

39

Заглавная буква М.

40

Написание слов и предложений с изученными буквами.

41

Строчная буква з.

42

Заглавная буква З.

43

Строчная буква б.

44

Заглавная буква Б.

45

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

46

Строчная буква д.

47

Заглавная буква Д.

48

Строчная буква я.

49

Заглавная буква Я.

50

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

51

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами.

52

Строчная буква г.

53

Заглавная буква Г.

54

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

55

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу.

56

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу.

57

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

58

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.

59

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук.

60

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук.

61

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши. 

62

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук.

63

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук.

64

Строчная и прописная буквы ж, Ж.

Написание слов с сочетанием жи.

65

Строчная и прописная буквы ж, Ж (закрепление). Написание слов с сочетаниями жи – ши.

66

Строчная буква ё.

67

Заглавная буква Ё.

68

Строчная буква й. Слова с буквой й.  

69

Строчная буква й. Слова с буквой й. 

70

Закрепление изученных букв.

71

Строчная буква х.  

72

Заглавная буква Х.

73

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление).

74

Строчная буква ю.

75

Заглавная буква Ю.

76

Строчная и заглавная буквы ю, Ю.

77

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук.

78

Инструктаж по ТБ. Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук.

79

Строчная буква э.

80

Заглавная буква Э.

81

Закрепление изученных букв.

82

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. 

83

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу. 

84

Строчная буква ф.

85

Заглавная буква Ф.

86

Закрепление изученных букв.

87

Буквы ь, ъ.

88

Разделительный ъ.

89

Письмо слов с изученными буквами.

90

Закрепление изученных букв.

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД (25 часов)

91

Оформление предложений в тексте.

92

Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с именами собственными.

93

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Правила  переноса слов.

94

Ударение (общее представление) Способы выделения ударения.

95

Ударные и безударные слоги.  

96

Значение слова. Наблюдение над значением слов. Различение слова и обозначаемого им предмета. Слова, называющие предметы. Слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?».

97

Значение слова. Наблюдение над значением слова. Слова, называющие действие предмета. Слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?».

98

Значение слова. Наблюдение над значением слова.  Слова, называющие признаки предметов. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».

99

Значение слова. Наблюдение над значением слова. Распознавание слов-названий предметов, слов-названий признаков, слов-названий действий. Наблюдение за употреблением в речи синонимов, антонимов.

100

Сочетания  жи – ши.  Соотношение звучания и написания сочетаний. Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями. Р.р. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений.

101

Сочетания ча-ща, чу-.щу. Соотношение звучания и написания сочетаний. Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями.

102

Сочетания  чк – чн, щн, нщ. Соотношение звучания и написания сочетаний.  Применение правил правописания. Запись слов  с данными сочетаниями.

103

Проверочный диктант. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которого совпадает.

104

Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова. Подбор  слов для проверки безударных гласных букв в корне слова. Проверяемое и проверочное слово.

105

Правописание безударных гласных в корне слова.  Формирование навыка по подбору  слов для проверки безударных гласных букв в корне слова.

106

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Подбор слов для проверки написания парных согласных в корне слова. Проверяемое и проверочное слово.

107

Восстановление деформированного текста.

108

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.  Формирование навыка по подбору слов для проверки написания парных согласных в корне  слова.

109

Основа предложения (без называния терминов). Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.

110

Основа предложения (без называния терминов).

111

Основа предложения (без называния терминов).

112

Алфавитный порядок слов.

113

Алфавитный порядок слов.

114

Алфавитный порядок слов.

115

Повторение по теме «Алфавитный порядок слов».

                                                                                                                          Приложение

Календарно-тематическое планирование учебного предмета
«Русский язык»

Планирование составлено на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СШ №10»

Программа реализуется с использованием учебника Русский язык. 1 класс: для  общеобразовательных учреждений В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.– М.: Просвещение, 2015.

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Наша речь (2 часа)

1

Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь.

2

Устная и письменная речь.

Текст, предложение, диалог (3 часа)

3

Текст и предложение.

4

Предложение.

5

Диалог.

Слова, слова, слова… (4 часа)

6

Роль слов в речи.

7

Слова – названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

8

«Вежливые» слова.

9

Однозначные и многозначные слова.

Слово и слог. Ударение (6 часа)

10

Слог как минимальная произносительная единица.

11

Деление слов на слоги.

12

Перенос слов.

13

Перенос слов.

14

Ударение

15

Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы (34)

16

Звуки и буквы.

17

Звуки и буквы.

18

Русский алфавит, или Азбука.

19

Русский алфавит, или Азбука.

20

Гласные звуки и буквы.

21

Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах.

22

Гласные звуки и буквы.

23

Обозначение ударного гласного буквой на письме.

24

Особенности проверяемых и проверочных слов.

25

Правописание гласных в ударных и безударных слогах.

26

Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Закрепление.

27

Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука.

28

Согласные звуки и буквы.

29

Слова с удвоенными согласными.

30

Слова  с буквами И и Й.

31

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

32

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

33

Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки.

34

Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком.

35

Перенос слов с мягким знаком.

36

Восстановление текста

37

Глухие и звонкие согласные звуки.

38

Парные глухие и звонкие согласные звуки.

39

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов.

40

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

41

Правописание парных согласных звуков на конце слов.

42

Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки»

43

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

44

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.

45

Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ.

46

Контрольный диктант по теме «Буквосочетания ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ-ЩУ».

47

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. Заглавная буква в словах.

48

Заглавная буква в словах. Закрепление.

49

Проект «Сказочная страничка».

50

Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Рабочая программа по письму Обучение учащихся с умеренной степенью умственной отсталости третий года обучения

Обучение   учащихся  с умеренной степенью умственной отсталости   третьего года обучения ведется по адаптированной  программе для экспериментальных классов для  глуб...

Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по письму для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требованиями ФГ...

Рабочая программа Обучение грамоте (письмо) 1 класс

Развёрнуя рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо) по программе  В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. УМК "Школа России"...

Рабочая программа "Обучение письму" 1 класс

Рабочая программа " Обучение письму" 1 класс...