Тема: "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тема: "Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc96.5 КБ
Файл prezentatsiya.pptx285.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

Класс: 4

Тема: Сложное предложение

Цели урока:

Предметные: 

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы,  содействовать осознанию учащимися ценности изучаемой темы;
  • способствовать формированию умения правильно определять типы простых и сложных предложений;
  • создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений анализировать познавательный объект, умений использовать научные методы познания, умений ставить цель и планировать свою деятельность, умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности;
  • создать условия для воспитания культуры труда и общения  на уроке

По формированию УУД:

ЛУУД:

- способствовать формированию учебно – познавательного интереса;

- мотивационной основы учебной деятельности.

РУУД:

- способствовать формированию умений сохранять учебную цель, заданную учителем, в ходе выполнения учебной задачи;

- планировать последовательность учебных действий в соответствии поставленной задачей; самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности.

ПУУД:

- способствовать формированию умений строить выводы на основе сравнения;

- определение понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов, процессов и явлений;

- обобщать и делать выводы, используя знаково-символические средства.

КУУД

- способствовать формированию умений сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами;

- аргументировать свою точку зрения;

-  активно проявлять себя в коллективной работе, договариваться о распределении функций и ролей в различных видах совместной деятельности, вставать на позицию другого человека.

Тип урока: урок открытия нового знания

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, методы самооценки, дедуктивная логика изложения материала, методы стимулирования мотивации, методы поощрения.

Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, модели-опоры, смайлы для этапа рефлексии.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Методические примечания

I. Орг. момент

(2 мин)

- Здравствуйте, попрошу всех встать, чтобы поприветствовать друг друга. Меня зовут Ксения Юрьевна, сегодня я у вас проведу урок русского языка.

- Проверьте своё рабочее место. Тихо присаживайтесь.

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

II.Актуализация опорных знаний

(5 мин)

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Найдите у себя на столах карточку №1, сейчас вы поработаете самостоятельно, прочитайте задание. (Приложение 1)

- Найдите у себя на столах карточку №2, сейчас вы поработаете самостоятельно, прочитайте задание. (Приложение 2)

- Найдите у себя на столах карточку №3, сейчас вы поработаете самостоятельно, прочитайте задание. (Приложение 3)

не кричать

прилечь

кусается

не принимать

беречь

улыбается

не берёт

узнаешь

волноваться

не готовился

съешь

грозитс

обжеч
ся

- Сдайте мне свои работы

- Внимание на экран, ваша задача объяснить пропущенную орфограмму, доказать ее выбор (Слайд 2-3).

Ар.мат, со.нце, л.ловый, голо.ки, чудес()ный, любу.тся, п.йзаж, цв.тут, с.всем, м.рское, скор., ин.гда.

На какие группы можно разделить эти слова? (части речи, орфограммы)

По какой теме даны слова? (о природе, о лете)

-Составьте предложения используя данные слова.

- А теперь поиграем в игру «Блиц - турнир» про предложение (Слайд 4)

- Что вы знаете о предложении

- Какие предложения бывают по цели высказывания?

- По интонации?

- Что такое грамматическая основа предложения?

- Что такое подлежащее?

- Что вы знаете о сказуемом?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

- Какое предложение называется распространенным? А нераспространенным?

- Что такое полное предложение? Неполное?

- Чем предложение может быть осложнено?

- Какое предложение называется сложным? Простым?

- Какие вы знаете виды сложных предложений?

- Что связывает части сложного предложения? А если союза нет, как называется такое предложение?

Фронтальная форма работы. Словесный метод. Наглядный метод.

Индивидуальная форма работы

Фронтальная форма работы

Презентация

III. Постановка цели и задач урока

(2 мин)

- Молодцы. Вы многое знаете о предложении. А как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

- Какие задачи мы поставим перед собой? (продолжать учиться определять типы сложных предложений, расставлять знаки препинания, строить их схемы)

Фронтальная форма работы. Целеполагание.

IV. Изучение нового материала

(20 мин)

- Внимание на экран (Слайд 5) Комментированное письмо. Прочитайте текст, спишите, найдите, исправьте ошибки.

Небо потемнело, налетел вихрь. Первые капли дождя упали на молодые листья, яркие цветы и зеленую травку. Бабочки мигом разлетелись, когда туча прорвалась и обрушилась холодным ливнем. Серое небо глухо шуршало, вода в реке шипела и пенилась.

- Есть ли ошибки в 1-ом предложении?

- Какое это предложение?

- Постройте его схему (так с каждым):

1. [ ] , и [ ] .

2. О, О и О.

3. [ ] , ( когда ).

4. [ ] , [ ] .

- Парная работа с последующей проверкой по ключу. (Слайд 6-7)

- Составьте к каждому предложению схему. Расставьте в предложениях знаки препинания, выделите грамматические основы.(Карточки на парте)(Приложение 4)

Фронтальная форма работы. Словесный метод. Наглядный метод.

Презентация

Работа в парах

Физ. минутка

(1 мин)

Повторяют за учителем (слайд 8)

«Ах, как долго мы писали»

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,

(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.

{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,

(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим,

Вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем,

А потом скатимся вниз,

(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

Фронтальная форма работы

V. Закрепление нового материала

(7 мин)

- Откройте учебник на странице 124 (Слайд 9)

1 ряд – 3 предложение. Выпишите 1-2 словосочетания, укажите тип связи.

2 ряд – 1 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.

3 ряд – 4 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.

Проверка.  (Слайд 10)

*2ряд: Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает.

       (вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки)

      *1ряд: Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла.

           (красивых листьев, принесла маме)

      *3ряд: Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый      букет подарила.

          (веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)

Резерв.

 Разбери слова по составу: посмотрела, березки, похвалила, подарила.

- Как вы думаете, какими словами мама похвалила дочку.

- А какие приятные слова вы слышали в свой адрес когда-либо.

- Дайте характеристику этому предложению:  

Когда слышишь комплимент, поднимается настроение.

 

Комплимент – фр. сл. – похвала, лестные, приятные слова.

- (Слайд 11) Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова». Ваши предложения должны быть сложными. Начать их можно так:

         Когда человека хвалят, …

      Человека похвалили, и …

- (Слайд 12) Самоконтроль знаний в форме индивидуальной работы.

    Тестирование. (Приложение 5)

(На столе карточки с вопросами)

При наличии правильных ответов должно получится слово «умница». (Слайд 13)

Фронтальная форма работы. Словесный метод. Наглядный метод.

Работа с учебником

Презентация

Творческая работа

Тестирование

VI.Итог урока.

(1 мин)

- Наш урок заканчивается. Вы много сделали. Как вы думаете, нам нужны знания, полученные сегодня уроке?

 - Что нужно знать, чтобы правильно определить тип предложения?

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

VII. Рефлексия

(1 мин)

- На ваших столах лежат смайлы. Оцените свою работу на уроке. (Слайд 14) (Приложение 6)

          Красный смайл – отличная работа.

          Желтый смайл - доволен, но мог бы работать лучше.

          Зелёный смайл – работой не доволен.

- Спасибо вам за урок, урок окончен.

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

VIII. Домашнее задание (1 мин)

(Слайд 15) Выполнить упражнение по выбору. Учебник стр. 123 упр. 1, 2.

Фронтальная форма работы. Словесный метод.

Приложение 1

1 карточка

Вставить пропущенные буквы. Сделай синтаксический анализ 1-го предложения.

В темн…   ч…щ…  з…молк  с…л…вей.

Пр…катилась зв…зда  в с…неве.

М…сяц смотр…т  скво…ь  лист.я  ветвей,

З…ж…га…т  р…су (на)тр…ве.

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………

Приложение 2

2 карточка

Записать слова в два столбика: в 1 столбик слова с приставкой, во 2 столбик слова с предлогом:

(по)тропинке, (во)дворе, (по)прыгать,(на)ливать, (по)гладить, (на)него, (по)дорожке, (на)звать, (про)бежка, (про)кричать, (в)ней, (под)землей,  (у)лететь, (на)клейка,  (по)глядеть, (по)плакать, (по)лужам, (под)ставка, (на)мокнуть, (на)выставке.

Приложение 3

3 карточка

Запиши слова в 3 столбика в зависимости от типа орфограмм.

(Не)кричать,прилеч(?), береч(?), (не)принимать, кусае[ца], улыбае[ца],узнаеш(?), съеш(?), (не)берет, волнова[ца], (не)готовился, обжеч(?)ся, грози[ца].

не с глаголами

ь после шипящих

правописание-тся, -ться

Приложение 4

а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое.                              

[  ] ,и [  ].

б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал.

О,О и О.

в) Дни становились короче, реже светило солнышко.            

[  ], [  ]

г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.

[  ],потому что(  ).

Проверка по ключу.

а)

[  ] ,и [  ].

б)

О,О и О.

в)

[  ], [  ]

г)

[  ],потому что(  ).

Приложение 5

ТЕСТ

Прочитай вопрос. Выбери из ответов один правильный.

Запиши в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.

  1. Сложное предложение состоит из:

а) одного простого предложения;

о) двух простых предложений;

у) двух или нескольких простых предложений;

  1. Простые предложения в сложном отделяются друг от друга:

м) запятыми;

и) точками;

р) точками и запятыми;

  1. Простые предложения могут соединяться в сложные при помощи:

л) союзов;

м) интонации;

н) союзов и интонации;

  1. Чтобы узнать сложное предложение надо:

а) разделить его на простые;

и) разделить его на простые по их главным членам;

  1. Одно из этих сложных предложений – бессоюзное. Какое?

ц) Солнце зашло за тучу, его лучи освещали верхушки деревьев.

щ) Солнце зашло за тучу, но его лучи освещали верхушки деревьев;

  1. Одно из этих сложных предложений состоит из трех простых. Какое?

а) Гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит.

б) Плывут паутины над сонным жнивьём, краснеют рябины под каждым окном.

Приложение 6


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе на тему: «Сложное предложение»

Слайд 2

Орфографическая разминка со.нце л.ловый скор. п.йзаж ар.мат зацв.тут с.всем чудес() ный любу.тся голо.ки м.рское ин.гда

Слайд 3

Орфографическая разминка Со л нце л и ловый скор о п е йзаж ар о мат зацв е тут с о всем чудесный любу е тся голо в ки м о рское ин о гда

Слайд 4

Блиц-турнир Назовите все, что вы знаете о предложении

Слайд 5

Работа над предложениями. Комментированное письмо Небо потемнело и налетел вихрь. Первые капли дождя упали на листья цветы и травку. Бабочки мигом разлетелись когда туча обрушилась холодным ливнем. Серое небо шуршало вода в реке шипела и пенилась.

Слайд 6

Парная работа а) Ласточки улетели, и гнездо осталось пустое. б) С крыши слетел воробей, юркнул в гнездо и зачирикал. в) Дни становились короче, реже светило солнышко. г) Последние листья кружились в воздухе, потому что наступала осень.

Слайд 7

Проверка парной работы по ключу а) [ ] ,и [ ]. б) О,О и О. в) [ ], [ ]. г) [ ],(потому что).

Слайд 8

Физкультминутка

Слайд 9

Работа по учебнику стр. 124, упр. 4. (1, 3, 4). 1 ряд – 3 предложение. Выпишите 1-2 словосочетания, укажите тип связи. 2 ряд – 1 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи. 3 ряд – 4 предложение. Выпишите 3 словосочетания, укажите тип связи.

Слайд 10

Проверка *2ряд : Лена вышла в сад, посмотрела на берёзки, а там на ветках ветерок качается и листочки срывает . (вышла в сад, посмотрела на березки, срывает листочки) *1ряд: Набрала Лена самых красивых листьев и маме принесла . (красивых листьев, принесла маме) *3ряд: Мама обрадовалась, похвалила Лену, что она ей такой веселый букет подарила . (веселый букет, похвалила Лену, подарила букет)

Слайд 11

Творческая работа Когда слышишь комплимент, поднимается настроение. Комплимент – фр. сл. – похвала, лестные, приятные слова. Придумайте предложение на тему: «Что может происходить в душе человека, когда его хвалят и говорят ему приятные слова» . Начать их можно так: Когда человека хвалят, … Человека похвалили, и …

Слайд 12

Тестирование Прочитайте вопрос. Выберите из ответов один правильный. Запишите в клеточку букву, соответствующую наиболее полному ответу.

Слайд 13

Проверка УМНИЦА

Слайд 14

Оцени себя Красный жетон – отличная работа. Желтый жетон - доволен, но мог бы работать лучше. Зелёный жетон – работой не доволен.

Слайд 15

Домашнее задание Выполните упражнение по выбору. Учебник: стр. 123 упр. 1, 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Сложные предложения".

Тип урока: Закрепление.Цели и задачи урока.1.     Формирование знаний отличительных признаков простых и сложных предложений.2.     Формирование умений различать...

Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Сложное предложение". Школа 21 века.

Урок русского языка в 4-м классепо теме: "Сложное предложение". Школа 21 века....

Проверочные работы по теме "Сложное предложение"

Проверочные работы по русскому языку для текущего и итогового контроля в 4 классе для самостоятельной работы в школе и дома....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"

Материал содержит методические рекомендации для проведения урока русского языка в 4 классе по теме: "Сложные предложения. Постановка знаков препинания в сложных предложениях"...

Русский язык. Проверочная работа по теме "Сложные предложения. Предложения с однородными членами". 4 класс. 1 четверть.

В файле представлены контрольные материалы по русскому языку по теме "Сложные предложения. Предложения с однородными членами". 4 класс. 1 четверть....

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России».

Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Сложные предложения. Предложения с обращениями». 3 класс. УМК «Школа России»....

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс

Проверочная работа по теме: «Сложное предложение и предложение с однородными членами» 4 класс...