Учимся писать сочинение.
план-конспект урока по русскому языку

Астанина Алина Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uchimsya_pisat_sochinenie.docx25.68 КБ
Файл uchimsya_pisat_sochinenie.pptx380.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема: "Учимся писать сочинение"

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели:

Предметные: способствовать формированию умений  писать сочинение по плану основываясь на собственных наблюдениях.

Задачи по формированию УУД

Метапредметные:

Познавательные  УУД: способствовать формированию у учащихся умения строить речевое высказывание в письменной и в устной форме; анализировать, сравнивать, делать выводы;

Коммуникативные УУД: содействовать развитию умения слушать собеседника и вести диалог, взаимодействовать в группе, паре, отвечать на вопросы;

Регулятивные УУД: способствовать формированию у учащихся умения организовывать своё рабочее место; овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнить; развивать самоконтроль и саморегуляцию; способствовать формированию умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Личностные УУД: способствовать развитию у учащихся учебно-познавательной мотивации и интереса к предмету; способствовать формированию оценивать свою деятельность;

Методы и формы обучения: Метод беседа; фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: учебник, карточки,  презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические указания

  1. Организационный момент.

-Ребята, добрый день, я рада вас всех видеть. Меня зовут Алина Николаевна, сегодня урок русского языка, у вас проведу я.

- Проверьте свою готовность к уроку, у всех лежат на столах ручки, карандаши, учебники, тетради, дневники?

- Улыбнитесь друг другу, присаживайтесь за свои места.

- Итак, мы начинаем!

Сели на свои места, открыли тетради, записали число, классная работа.

Ребята здороваются с учителем, проверяют свою готовность к уроку.

Улыбаются друг другу.

Готовность к уроку

Фронтальная форма работы.

2.Мотивационный этап

 Посмотрите внимательно на доску, что вы здесь видите? – предполагаемые ответы детей.

Соберите буквы так, чтобы у вас получилось слово.

Один ученик выходит к доске, собирает слово «сочинение».

Дети смотрят на доску, отвечают на вопросы учителя.

Проверка

- беседа

Фронтальная форма работы

ИКТ, слова на доске

Презентация

3. Постановка темы и целей урока

- Ребята, вы, наверное, уже догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. Кто может назвать тему урока?

-Сформулируйте цели урока, чему мы будем учиться?

-Какие задачи необходимо решить?

- Всё верно, молодцы!

Дети слушают учителя и отвечают на вопрос, называют тему урока

" Учимся писать сочинение  "

Дети называют цели урока:

- изучить какие есть виды сочинений;

- узнать определение слова «сочинение».

Фронтальная форма работы

-беседа

4. Изучение новых знаний

- Ребята, как вы думаете, что такое сочинение?

- А вы можете быть авторами сочинения?

- Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.  2 слайд. Запишите у себя в тетрадях, определение слова «сочинение».

- Сочинения бывают повествовательные, рассуждение и описание. 3 слайд.

Сочинение – повествование  – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий. Выразительная сила повествования заключается прежде всего в изображении событий, явлений, в наглядном представлении действий, происходящих во времени и пространстве. Цель сочинения-повествования – сообщить о развивающихся событиях и об их совершении в хронологической последовательности. 4 слайд.

Сочинение - рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы. 5 слайд.

Сочинение - описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление. 6 слайд.
Запишите у себя в тетради, под мою диктовку, сочинения бывают 3 видов. Сочинение - повествование, сочинение - рассуждение, сочинение - описание.
А сейчас, я вам прочитаю 3 совершенно разных сочинения, ваша задача хорошенько подумать и отгадать какое это сочинение по виду.

1. Сочинение – рассуждение. 

Семья - это самые родные и близкие нам люди, которые с нами с момента нашего рождения и на протяжении всей нашей жизни.

Родители учат нас ходить, разговаривать, ценить мир. В семье мы чувствуем себя уверенными и защищенными. Нас любят такими, какие мы есть, и не смотря на наши недостатки. Что бы мы не совершали, семья никогда не отвернется от нас и всегда поддержит, успокоит.

Семья - это самое дорогое, что мы имеем в жизни. И мы не должны никогда забывать об этом. Нам нужно ценить то, что у нас есть и стараться никогда не обижать своих близких.

2. Сочинение – повествование.

Я убирала в комнате, когда пришла мама и сказала: «Вот и снежок пошёл!»

Я подбежала к окну. В воздухе кружились снежинки. Быстро одеваюсь и выскакиваю на улицу. Снежинки ложатся на землю, крыши домов, деревья, на мою шапочку. Я подставила ладонь – они и на ладонь упали. Присмотрелась: у одной снежинки лучики зубчатые и широкие, а у другой – прямые и острые, как стрелы. Сыпятся с неба снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот как будто цветок с лепестками, а вот звёздочка с маленькими лучиками.

А снег всё шёл и шёл. Вдруг выглянуло солнышко. Снег заблестел, загорелся искорками. На душе стало так весело, словно праздник наступил.

3. Сочинение – описание.

Я очень люблю домашних животных. И вот наконец родители мне подарили на день рождения котенка. Он был маленьким, пушистым, черного цвета с белой крапинкой на лбу. Крапинка имела форму звездочки, потому все начали называть котенка Звездочкой. Кругленькая мордашка с черным носиком, блестящими глазенками и маленькими стоячими ушками была у моего котенка.

Какое оно было смешно! Толстенькое, на коротких ножках. Каждый раз, когда оно меня видело, подбегало, терлось о ноги, будто приглашало поиграться с ним. Котеночек имел веселый нрав, а потому очень быстро стало любимцем семьи.

Больше всего Звездочка любила играться с бумажной бабочкой. Котеночек весело подпрыгивал, становился на задние ножки, крутил головкой.

Я очень люблю свою Звездочку и довольный тем, что она у меня есть.

- Молодцы!

Дети внимательно слушают учителя.

Фронтальная форма работы.

Физминутка

А теперь давайте отдохнём с вами, все встали.

Мы потопаем ногами,

Мы похлопаем руками,

Покиваем головой,

Верх посмотрим над собой.

Руки вверх мы поднимаем,

А теперь их опускаем.

Кулачки сейчас сожмем

И опять писать начнем.

Дети делают упражнения.

Фронтальная форма работы

5. Контроль усвоения

- Сейчас я вам каждому раздам карточки, ваша задача прочесть сочинение ученик, озаглавить сочинение и написанное какое оно, повествовательное, описание или рассуждение.

Задание. Прочти сочинение ученика, озаглавь его и определи вид сочинения.

1. Чарующе прекрасна русская осень. Нельзя насмотреться на лес в золотом уборе. Как неповторимы деревья. В своей красе! Словно в сказочном хороводе стоят пламенно-красные осины, светло-жёлтые берёзки, могучие дубы. А рядом одинокое старое дерево вытянуло корявые ветви-руки вслед солнцу, словно хочет задержать его.

   Листья, плавно кружась, медленно опускаются и покрывают землю волшебным ковром. Как прекрасна золотая осень!

Ответ: 1 – Осень. Текст – описание.

2. Большое спасибо работникам столовой! За ваши приветливые взгляды, вкусную и сытную еду. Желаем вам, успехов в работе!

Ответ: 2 – Повара. Текст – рассуждение.

3.  В один из весенних дней я увидела на дачном участке сидящего на земле воронёнка. Я подошла поближе. Вдруг ко мне со всех сторон подлетели вороны. Мне пришлось отойти от птенца.

Потом мы с мамой узнали, что воронёнок не умел летать. Вороны кормили его и охраняли целыми сутками, сидя на ветках. Они ухаживали за малышом до тех пор, пока он не смог улететь с ними. Вот так я убедилась, что вороны очень умные птицы и заботливые родители.

Ответ: 3 – Заботливые вороны. Текст – повествование.

- Проверка. Слайд презентации.

Молодцы, вы все верно справились с заданием.

Дети слушают учителя, выполняют задание.

Самостоятельная форма работы.

Работа по карточкам.

Проверка.

6. Итог урока.

Итак, ребята давайте подведём итог нашего урока. Чему же мы учились сегодня на уроке?

- Что мы нового узнали на уроке?

- Сколько бывает видов сочинения? Назовите их.

Слушают внимательно учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная форма работы

7. Рефлексия

Самопроверка  рефлексии деятельности .

- Скажите ребята, хорошо ли мы с вами поработали в течение урока?

- Было ли вам трудно выполнять задания?

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная форма работы

8. Домашнее задание

Ребята, а теперь запишите домашнее задание в своих дневниках.

Напишите сочинение на любую тему. (рассуждение/описание/повествование) на выбор.

Слушают учителя.

Дети берут дневники, записывают домашнее задание.

Фронтальная форма работы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Департамент внутренней кадровой политики Белгородской области Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Белгородский педагогический колледж» «Учимся писать сочинения» Подготовила студентка 311 НК группы Астанина Алина 2019 год

Слайд 2

Сочинение – это текст из нескольких предложений, связанных между собой по смыслу.

Слайд 4

Сочинение - повествование – это рассказ о событиях, происшествиях, действиях. Повествовательными текстами называются такие, в которых излагается ряд последовательных событий.

Слайд 5

Сочинение - рассуждение – это мысли, изложенные в соответствии с логикой, подкрепленные доказательствами, связанные цепью аргументов и перерастающие в убедительные выводы.

Слайд 6

Сочинение - описание – это сочинение, в котором описывается какой-то предмет, человек, животное или явление.

Слайд 7

Ответ : 1 – Осень. Текст – описание. Ответ : 2 – Повара. Текст – рассуждение. Ответ : 3 – Заботливые вороны. Текст – повествование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия "Зачем нужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинения и изложения

Книга, которая содержит правила работы над сочинениями и изложениями в нчаальной школе....

Учимся писать сочинение (Что такое сочинение).

Решая учебно - практические и учебно - познавательные задачи, учащиеся знакомятся с понятие "сочинение", повторяют особенности текста...

Урок русского языка в 3 классе УМК «Перспективная начальная школа» УЧИМСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Урок   русского  языка  в  3  классеУМК «Перспективная начальная школа»   УЧИМСЯ  ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЕ...

Учимся писать сочинения и изложения

Следуя предложенному алгоритму, дети научатся составлять план, подбирать необходимые языковые средства и писать сочинение и изложение....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по предмету «Учимся писать сочинение и изложение»

Программа внеурочной деятельности «Учимся писать изложение и сочинение» для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного ст...