Исследовательский проект " сладкая орфография"
проект по русскому языку (3 класс)

Ленченкова Надежда Анатольевна
Проект по русскому языку, после изучения темы орфография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sladkaya_orfografiya_issled_proekt.doc496 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гелдаганская средняя школа №1

имени Героя России М.Х.Даудова»

Курчалоевского района Чеченской республики.

                                                                         

ТЕМА ПРОЕКТА

«СЛАДКАЯ ОРФОГРАФИЯ»

  C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\514492013_w640_h640_0762ab7d05fa92__ed65578a2e.jpg                              Выполнили: Джамалдаева Марьям

                                                                          Абдрахманова Эсила,                                                                                                                                                                       ученицы 3-е  класса

                                                     Руководитель:  Ленченкова Н.А.

Гелдаган ,2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение                                                                                          стр.3-4
  2. Основная часть                                                                                стр.4-9
  • Подготовительный этап
  • Информационно-исследовательский  этап
  • Творческий этап
  1. Заключение                                                                                      стр.9
  2. Приложение                                                                                     стр.10-11
  3. Список литературы                                                                         стр.12

Разные ношу одежды,
Но внутри я, как и прежде:
Карамельна, шоколадна,
И сгущённа, мармеладна.
И с изюмом, и с орешком,
Вместе с кремом, вперемешку...
Во всём мире знают дети,
Нет вкусней меня на свете!
Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?

ВВЕДЕНИЕ

В   каждой семье, где есть дети всегда много конфет Даже, когда приходишь в гости, то на стоит всегда много конфет.  И каждый раз борешься с желанием попробовать каждую конфету. Но взрослые постоянно твердят, что много сладкого  кушать нельзя - это вредное занятие, которое наносит вред здоровью. От сладкого портится аппетит, разрушаются зубы, а обертки и фантики от конфет - вообще бесполезный мусор.

Мы  не соглашались с мамой и решили доказать ей обратное. Что и от конфет может быть польза. Вернее не от конфет, а от фантиков. А где же взять фантики, если не есть конфеты. Вот и получилось, сочетание приятного и полезного.

Тема проекта:

Сладкая орфография.

Актуальность:

Нет, наверное, ни одного человека, который не хотел бы, чтобы его считали грамотным и образованным. Хотя ни для кого не сектрет, что в последнее время грамотных людей становится все меньше и меньше. Поэтому проблема граммотного письма в наши дни является актуальной.

 И мы  поддерживаем мнение многих людей о том, что орфографическая граммотность берет свое начало в период обучения в начальной школе.

Цель проекта:

Доказать, что конфетные обертки являются хорошими помощниками в изучении орфограмм русского языка.

Задачи проекта:

  • 1.Повторить правила  правописания,  изучаемые в начальной школе.
  • Найти орфограммы в фантиках от кондитерских изделий.
  • Оформить «Сладкий словарь» для учащихся начальных классов.

Объект исследования: конфетные обертки

Предмет исследования: орфограммы русского языка, изучаемые в начальной школе.

Гипотеза: в названиях конфет можно обнаружить орфограммы, изучаемые на уроках русского языка в начальной школе.

Результат: «Сладкий словарь» для учащихся начальной школы.

Методы исследования:

  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Метод анализа данных;
  • Методы арифметической и математической обработки информации.

      Наше исследование  состоит из  двух  частей. В первой части  мы узнали историю создания фантика, находили  орфограммы в словах - названиях  конфет и распределяли их на  группы, а во второй - выясняли, обращают ли ребята внимание на  правописание  этих слов и много ли ошибок допускают в  их написании.

   В исследовании  участвовало 24 ученика 3 Е класса  МБОУ «Гелдаганская СШ №1 им. Героя России М.Х.Даудова» .

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.
  2. Информационно-исследовательский этап.
  3. Творческий этап.
  4. Заключительный этап.

ЭТАП №1

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ        

Цель: собрать обертки от кондитерских изделий.

После того, как мы определились с темой работы, нам нужно было собрать коллекцию фантиков. В этом нам помогали родители, друзья, одноклассники. Одноклассников тоже очень заинтересовала идея сбора фантиков. Дело было перед Новым годом, и мы все с радостью включились в дело.

Было собрано более 200 оберток.

ЭТАП №2

ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

Цель: классификация и систематизация собранного материала.

 По статистике, в России ежегодно выпускают более одного миллиона тонн конфет. Представьте, сколько в нашей стране существует названий конфет!
Начиная работу над данным исследованием, нас заинтересовал вопрос: а как появилось лакомство, которое мы  все так любим и называем конфетами?Мы узнали, что более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так и появились первые  конфеты.

На Востоке делали конфеты из миндаля и фиги, т. к. не было сахара, а в Древнем Риме конфеты варили из орехов с мёдом, маком и кунжутом, и даже иногда перчили, получалось что-то вроде нуги. А ещё есть мнение, что именно арабы впервые стали варить сахар для получения кондитерских изделий.

В Древней Руси было тоже что-то похожее на конфеты, сваренное из кленового сиропа, патоки и мёда.

В наше время существует  великое множество сортов конфет, разного вкуса и формы, у каждого есть свои любимые.

Оказывается, наш любимый чупа-чупс – конфета-космонавт. В 1995 году космонавтам на станцию Мир послали не какие-нибудь конфеты, ачупа-чупс.

Конфета от латинского confectum – «изготовлено». Аптекари использовали этот термин в 16 веке, называя этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, которые использовались в лечебных целях.

А шоколадные конфеты придумал  в 1857 году аптекарь Джон Нойхауз, живший в Брюсселе. Он изобретал средство от кашля и случайно получил продукт, который мы

сегодня называем шоколадными конфетами.  Золотистые обёртки для них придумала  его жена. А в 1912 году (100 лет назад!) его сын ввёл конфеты в продажу.

Одной из самых светских конфет является «Птичье молоко», главный ингредиент начинки – агар-агар,  вещество, которое  добывается из морских водорослей.

Самыми романтичными конфетамипо мнению немецких психологов являются конфеты с клубничной начинкой.

Мы выяснили, что, по исследованиям психологов, решительные люди предпочитают вишнёвую начинку, застенчивые – ореховую, а творческие – кокосовую.

 Самые известные конфеты – пралине. Они были изготовлены в 1663 году специально для французского посла в Германии. Они бьют рекорды по продажам в Германии и Швейцарии до сих пор.

 А в наше время, главным ингредиентом для изготовления конфет является, конечно же, сахар – тростниковый или свекольный, смешанный с кукурузным сиропом, кукурузным сахаром, мятой, мёдом, мелиссой или кленовым сахаром. После этого добавляют шоколад, фрукты, орехи, яйца, молоко и молочные продукты, ванилин, красители. Запахи берут из натуральных источников, например, ванилин, лимон, мята, и искусственным путём.Вот такие интересные факты о конфетах  удалось выяснить.Мы уже знакомы со многими орфограммами, и, как выяснилось, орфограммы русского языка повсюду, а особенно часто  мы встречаем их на фантиках конфет, разных упаковках. Оказалось, очень увлекательно и  полезно отыскивать орфограммы и изучать их. А ещё встречались незнакомые слова, значение которых надо было смотреть в толковом словаре. И фантики все такие яркие и красивые! На многих фантиках в названиях конфет можно найти не одну орфограмму, а две, и даже несколько.Орфограмма - от греч.орфо - «правильный» и грамма – «буква, запись». Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить. Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают учить правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и …вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.

  1. История создания фантика

Заворачивать конфеты в бумажные обертки начали довольно давно. Первые двуслойные, из фольги и бумаги, обертки для конфет появились в 1850 году. Серьезный толчок этому делу дал великий американский изобретатель Томас Эдисон. [7]  

         Эдисон — удивительный человек. По его проекту  в 1882 году Нью-Йорке была построена первая в мире электростанция постоянного тока. Он создал прибор, явившийся прототипом диктофона, аппарат для записи телефонных разговоров, фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку и много чего еще (всего около 1000 изобретений). И среди всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году Эдисон придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет. [8]

          Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости?..

     Моду на упаковку своих изделий в бумажные фантики российские кондитеры подхватили довольно быстро - в конце позапрошлого века. Над разработкой дизайна кондитерских упаковок в России работали такие известные художники, как Васнецов, Билибин, Бенуа, Врубель, Андреев и многие другие, что делало их настоящими произведениями прикладного искусства. Только понято это было достаточно поздно.          

Слово « фантик», уменьшительно-разговорное, произошло от «фант», заимствованного в немецком языке. Pfand означает «залог».

Фантики для конфет (а тогда их называли «конфектные билетцы») и шоколадных плиток в России были очень красивыми и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши.  Каждая упаковочная коробочка, бумажная этикетка или обертка становилась настоящим шедевром. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями. Покупатели долгие годы хранили пустые коробки из-под конфет и красивые фантики. [10]

Фантик для конфеты – это её визитная карточка. По нему можно узнать, как называется конфета, из чего сделана и откуда к нам приехала.

Узнаем, как толкуется  значение данного слова в разных словарях.

       В народной энциклопедии «Википедия» говорится, что "фа́нтик" (от слова «фант») — это народное название обертки конфетной, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции (карамель, ирис, жевательная резинка). Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга. Кроме основного предназначения в качестве упаковки, является также объектом коллекционирования и для игры в «фантики», которая была популярна среди детей в дореволюционное и советское время. [11]

       А вот как толкуется значение слова в толковых словарях Ожегова,  Ефремовой и Кузнецова:

 Фантик (По словарю Ожегова) – конфетная обертка как предмет игры. [4]

 Фантик (По словарю Ефремовой) – 1) конфетная обертка.

2) особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики. разг.

3) уменьш. к сущ.: фант. [5]

 Фантик  (Толковый словарь русского языка Кузнецова)—  

1. Уменьш. ласк. к Фант (1 зн.).

2. Цветная обёртка конфеты.   [1]

Для того чтобы составить «Сладкий словарь», мы должны были  найти  ответы на следующие вопросы:

  • Что такое орфограмма?
  • Какие правила правописания изучают в начальной школе на уроках русского языка?
  • Какие орфограммы можно встретить в обертках от кондитерских изделий?
  1. Что такое орфограмма

 Орфограмма (от греч orthos – «правильный» и gramma – «письмо») – это написание в слове, которое определяется правилами орфографии. Орфограммы могут содержаться в любых частях слова, между частями слова или даже между словами.
          Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в сильной позиции, либо обратившись к правилу орфографии. 
          Орфографией называют весь свод правил данного языка, который регулирует правильное написание слов. 
Главным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Он заключается в том, что в родственных словах сохраняется одинаковое написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним важным правилом является фонетический принцип – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «безвозмездный» слышится звонкая согласная, и нужно писать «з», а в слове «бессловесный» - наоборот. Однако и этот принцип соблюдается далеко не всегда. 
         Орфограмма состоит из двух компонентов: вариантов правильного написания слова и ситуации, которая эту орфограмму характеризует.
         Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Например, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а кроме того нет зависимого слова. 
         В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить постановкой орфограммы в сильную позицию, необходимо обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Например, постановку гласных в слове «винегрет» невозможно проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы существующего. Значит, правильность его написания нужно узнать в словаре. Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку. [12]
         Многие ученые-методисты по-разному дают определение слову «орфограмма». Например,
М.Р. Львов: «Орфограмма – это та буква, та часть слова или текста, где возникает опасность ошибки, это написание, требующее проверки». Д.Э. Розенталь: «Орфограмма – это написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил». М.Т. Баранов: «Орфограмма – это то или иное написание в слове или между словами, которое может быть изображено разными графическими знаками, но из которых только один может быть принят за правильный».

 Орфограмма - от греч. орфо -  «правильный» и грамма – «буква, запись».

       Орфограмма – написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил. [2]

В нашем учебнике русского языка   В.П. Канакиной понятие «орфограмма» вводится и говорится, что «орфограммы» – это буквы, которые пишутся в словах по правилам, и по мере изучения того или иного правила указывается название орфограммы, и мы ориентируемся на это определение орфограммы.

Орфограмма- это написание слова, соответствующее определенным правилам. [12]

Многие школьники знают такое определение орфограммы - это опасное место в слове, которое прежде, чем написать, необходимо проверить.

        Чтобы ученики лучше запомнили орфограммы, им задают  учить  правила, запоминать рифмованные стихи о разных орфограммах, многократно прописывать слова с орфограммами, но  во время диктанта почему-то все это вылетает из головы, и ….вот она – «двойка». Многие педагоги отмечают, что знания дети имеют, но на практике применить их не всегда могут. А что, если соединить обучение с практикой, и изучать орфограммы… по фантикам.

Исследование 1.

Цель: изучить материалы учебников русского языка с 1 по 4 класс, составить перечень орфограмм.

Вывод: изучив материалы учебников, я выяснила, какие орфографические правила изучают в начальной школе, и составила перечень орфограмм.

ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И ОРФОГРАММ

  • Заглавная буква в именах собственных;
  • Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях;
  • Сочетания чк, чн;
  • Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);
  • Правописание  проверяемых безударных гласных в корнях слов;
  • Правописание  звонких и глухих  согласных в корнях слов;
  • Правописание непроизносимых согласных;
  • Правописание разделительного твердого и мягкого знака в словах;
  • Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Чтобы выяснить какие орфограммы «спрятались» в обертках от конфет, мне нужно было их исследовать и классифицировать.

Исследование 2.

Цель: проанализировать названия кондитерских изделий и выяснить, какая орфограмма «спряталась».

Вывод: нами было исследовано 125 фантиков от конфет. Проанализировав названия некоторых кондитерских изделий, мы       обнаружили   в них следующие орфограммы: (Приложение 1)

        Данная диаграмма отражает классификацию оберток по названиям орфограмм и их количество .

        Вывод: в ходе исследования было выявлено, что наибольшее количество названий  конфет приходится на орфограмму «Заглавная буква в именах собственных», а наименьшее – «Правописание непроизносимых согласных».

        В названиях конфет, которые я исследовала, мне встретились незнакомые слова, и я вновь обратилась к  информационным источникам, чтобы узнать, что они означают.

Дюшес (груша) — сорт груши

Вариация (от лат. variatio — изменение, перемена) - разновидность чего-либо, небольшое изменение или отклонение

Крокант - это оригинальная посыпка для кондитерских изделий

Премьера - означает «первый показ», «первое представление». Слово чаще всего применяется к театру или кино.

        Исследование 3.

        Следующий этап моей работы заключался в  проведение с учащимися моего класса орфографического диктанта для того, чтобы исследовать правописания орфограмм. В диктант были включены слова-названия конфет с орфограммами.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (Приложение 2)

Также было проведено анкетирование. Одноклассником нужно было ответить на 4 вопроса.  (Приложение 3)

Данный опрос помог выявить, кто из учащихся обращает на название кондитерских изделий, а кто - нет.

Диаграмма отражает результаты опроса.

Результаты орфографического диктанта

Без ошибок

1 ошибка

2 ошибки

3 и более ошибок

Обращают внимание на правописание названий конфет

8

1

1

-

Не обращают внимание на правописание названий конфет

2

2

4

4

Вывод: анализ результатов опроса и орфографического диктанта показал, что учащиеся, которые обращают внимание на правописания названий конфет, справились с работой лучше.

ЭТАП №3

ТВОРЧЕСКИЙ

Цель: оформить «Сладкий словарь» для учащихся начальных классов, и подобрать интересные задания, для отработки навыка правильного  написания орфограмм.

           Каждый ученик должен уметь видеть орфограмму в слове, тогда он научиться грамотно писать слова.

        Для этого мы  решили создать «Сладкий словарь» для моих друзей – одноклассников.

        Он состоит из нескольких страниц.  На каждой страницы «живут» обертки от конфет, названия которых объединены  орфографическим правилом. Чтобы ребятам легче было запоминать правила написания слов, мы  подобрала рифмовки и составила модели к каждому правилу (Приложение).


Заключение

В данной работе нами было проведено исследование, которое состоит из двух частей. В первой части  выявили орфограммы в словах-названиях  конфет и разделили их на  группы. Самыми  распространёнными орфограммами оказались « Непроверяемая безударная гласная в корне», «Собственные имена существительные», «Проверяемая безударная гласная в корне», «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ».

Во второй части через анкетирование выяснили, что  не все учащиеся обращают внимание на правописание этих слов.

Результаты  анкетирования и орфографического диктанта, проводившиеся среди учеников 3-го класса, позволили сделать вывод:  учащиеся,  которые не  обращают  внимание на правописание слов – названий конфет, на письме допускают много ошибок.

Таким образом,  выдвинутая гипотеза подтверждена исследованием.

Мы подобрали и проанализировали фантики от конфет, с позиции использования их на уроке русского языка в качестве дидактического материала при изучении орфографии и выяснили, что во многих названиях конфет есть различные орфограммы. Мы сгруппировали названия по орфографическим правилам, выделив в них орфограммы, и считаем, что этот материал вполне можно использовать на уроке для повторения или при изучении нового материала.

Данная работа дала нам возможность углубить и приобрести знания в области русского языка, проявить творческие способности (создание карточек по русскому языку) и развила интерес.

Фантик, хоть он и бумажный

Все же очень-очень важный!

Ведь без фантиков конфет

Не бывает вкусных, нет!

Очень вас прошу, смотрите

Фантиками не сорите!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Название орфограммы

Название кондитерских изделий

Правописание  проверяемых безударных гласных в корнях слов

Морские (море) чудеса (чудесный),

Южный вечер (вечерний), весёлый

( весело) друг, украшение (украсить), колосок (колос, колосья), снежок (снег), вечер (вечерний), река

( реки) молока (молочный), весёлым детишкам (детям), огни (огненный) Москвы, лесной (лес) олень, молодёжные (молодость, молоденький),

Правописание гласных после шипящих в устойчивых сочетаниях: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Морские чудеса, причал, маленькое чудо, чаровница, ореховая роща, барбарисовое чудо,

Непроверяемые гласные и согласные в корнях слов (словарные слова);

Апельсин, экипаж, аромат резеды, корова Мушка,  Алина малина, райское яблоко, молоко, ореховая роща, ананас Денисович, лимонная

Сочетания чк, чн, чт

Облачко, клубничка, весёлые человечки, молочная капля, гадалочка, лисичка, ласточка, Морозочка, рачки, мечталки, халвичная, красная шапочка, восточная мудрость,

Правописание непроизносимых согласных

Буревестник (известие)

Правописание соеденительных гласных  -О, -Е в сложных словах

Буревестник , сладонежная картошка,

Наташка первоклашка

Правописание  звонких и глухих  согласных в корнях слов

Весёлый друг (подруга), сказки (сказочка) детства (дети), арбуз (арбузы), экипаж (экипажи), грильяж (грильяжная), сладкая (сладенькая) капля, премьерный показ (показывать)

Буквы и, ы после ц в разных частях слова

Цитрон, Венецианские тайны.

Заглавная буква в именах собственных

Евгеша, Лёвушка, корова Мушка, Харитоша, барбариски для Лариски,

Алина малина, Алёнка, Морозочка, бегемотик Бонди, Венецианские тайны, Муркины забавы,  ананас Денисович, Эли, Нерпёнок, Джумка, пралинад Милан, пралинад Лондон, Волгоградская птаха, Милана, пралинад Москва, Наташка первоклашка, сладости Барби, сказки Пушкина, Нямик, вишня Владимировна, огни Москвы,плотник Вася, кочегар Петя, папа Коля, колхозница Глаша,

Правописание разделительного мягкого знака в словах

Грильяж, премьера, итальянка, премьерный показ,

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Колосок, морские чудеса, украшение, экипаж, буревестник, чаровница, лесной олень, райское яблоко, ананас Денисович, восточная мудрость, сказки детства.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТА

1. Любите ли вы конфеты?

2. Обращаете ли вы внимание на оформление фантика?

2. Обращаете ли вы внимание на названия конфет?

4. Обращаете ли вы внимание на правописание названий конфет?


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Большой толковый словарь русского языка под редакцией С.А. Кузнецова. Издательство: Норинт, 2000г
  2. Большой энциклопедический словарь
  3. Канакина В.П. Русский язык. 1-4  клсс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Посвещение, 2014 г.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
  5. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  6. Универсальный школьный словарь младшего школьника 5 в 1. ЭКСМО-Пресс, 2012г
  1. https://ru.wikipedia.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-проект "Сладкая грамота"

Урок русского языка в 1 классе (программа "Гармония") проведён в форме проекта после изучения темы "Главные опасности письма". В ходе урока дети составляют кластер изученных опасных мест в словах и ра...

Исследовательская работа " Сладкие кристаллы"

Как вырастить кристаллы из сахара...

Презентация к проекту "Сладкая жизнь"

Презентация к проекту "Сладкая жизнь". О пользе и вреде конфет в жизни человека....

проект "Сладкая орфография"

проектная работа...

Исследовательский проект по русскому языку "Сладкая орфография"

Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с поле...

Проект "Сладкая орфография"

Орфография,правописание...