Изменение имён прилагательных по родам и числам
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Холмухамедова Алена Витальевна

Конспект урока русского языка 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_yaz.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Тема: «Изменение  имён  прилагательных по  родам и числам»

Цель.     Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что род прилагательного совпадает с родом  существительного, к которому  данное  прилагательное  относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть  некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы  активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку,   организовать работу в  парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

 Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

  По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).    

Орг. момент.

- Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

– Сегодня у нас необычный урок, мы отправляемся в путешествие. Рассмотрите карту нашего путешествия. ( Рассматривают. )
-Найдите на маршрутном листе настрой. Разукрасьте его в подходящий вам цвет.

 Минутка чистописания.

      Пришла, улыбнулась – утихли метели.

      Позванивать стал колокольчик капели.

      Река пробудилась, растаяли льды,

       Наряд белоснежный надели сады.

    - О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)

 Да, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

    -Назовите первый звук в слове «весна»? ([в])

  - Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

   - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .

  Словарная  работа.

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. После каждого слова не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму

(Два  ученика  идут  к доске, записывают отгадки на планшетке.)

 1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
     Подожду, пока Матрешка,
     Упадет сама в траву.
                          (Яблоко)

2.   Неживая, а идет,
     Неподвижна, а ведет
.
                         (Дорога)

3.. Как на нашей грядке,
   Выросли загадки –
   Сочные да крупные,
   Вот такие круглые.
   Летом зеленеют,
    К осени краснеют.
                          (Помидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
(Осина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Улица)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лестница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
етро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кровать)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

-Назовите  слова  в которых букв больше, чем звуков. (кровать, лестница).
-Почему?

Найдите на маршрутном листе словарную работу. Разукрасьте в нужный цвет.

Введение в тему урока.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес  лан    дыш  тёп сол ло ен це (весна, ландыш, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите  .Обратите внимание на получившийся ряд слов .

-Назовите «лишнее» слово (тёплое).

 -Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)
-Что вы знаете об имени существительном? (род, число, собст или нариц)
-Какой частью речи является лишнее слово? (прилагательное)
- Почему? (это признак предмета и отвечает на вопрос какое)
- С  из существительных его можно согласовать?
-Почему? (потому что он среднего рода)
 - Скажите, а сможем ли мы определить род и  число этого  слова?
-Почему возникло затруднение? ( Другая  часть  речи).

-А могут  ли  изменяться  по  родам  и  числам  прилагательные?

-Назовите цель нашего урока? (Научиться определять род и число прилагательных).
Сегодня  мы  и ответим  на  эти  вопросы.

Найдите на маршрутном листе цель урока. Разукрасьте ее.


Разминка для глаз 

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их  и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

Постановка проблемной ситуации

-Как вы думаете, от чего зависит выбор окончания имени прилагательного? (от существительного)

-Для того, чтобы выполнить цель нашего урока, давайте заполним табличку, которая находится после маршрутного листа.

-Давайте заполним табличку. На какой вопрос отвечают слова в мужском роде (какой?)
- заполняем табличку (
КраснЫЙ , шарСинИЙ  шар, ЗолотОЙ  шар)

-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде? (ый, ий, ой)

- На какой вопрос отвечают слова в женском роде (какая?)
-Какие получились окончания у прилагательных в мужском роде?
 (КраснАЯ лента, СинЯЯ  лента
- Выполняем самостоятельно задание  в среднем роду и во множественном числе.
-проверка. Поменяйтесь листочками с соседом. Проверьте его работу. (
ГолубОЕ небо,СинЕЕ  небо)
- От чего зависит выбор окончания имени прилагательного? Давайте сделаем предположение.

-Где мы можем узнать правильный ответ?

-Открываем учебник (стр 108-109), читаем правило.
-наше предположение оказалось верным?

Выполняем письменно упр 144.

Нашли на маршрутном листе «Как я понял правило» разукрашиваем в нужный для вас цвет.

Первичное закрепление.

-Последнее задание на маршрутном листе- индивидуальное. Выполните задание на выбор. С 1 звездочкой на 3, с 2 звездочками на 4 а с 3 звездочками на 5.

 Рефлексия. Итог урока.

 Оцените свою работу на уроке на маршрутном листе.
Оцените работу своего соседа.

-Научились ли вы  чему- то  новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что нового  вы  узнали  об  имени   прилагательном? (изменяются по  родам  и  числам).

8. Домашнее задание:

Домашняя работа. Упр 196 письменно.

Приложение

Маршрутный лист_________________________________________________

Отлично – красный

Сомневаюсь – желтый

Не получается – зеленый

Мужской род

Красн…      шар

Син…       шар

Золот…        шар

Женский род

Красн…      лента

Син…      лента

Средний род

Голуб….     небо

Син…    небо

Множественное число

Добр….   друзья

Ярк….    краски

1) Спиши словосочетание, обозначь род имён существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных:
Прилежный ученик, честный человек, справедливое решение, горькое лекарство, интересная работа.
2) Подбери к существительным подходящее по смыслу прилагательное. Напиши. Обозначь род, выдели окончания имён прилагательных:
Сладкое яблоко,  ... вишня,  ... смородина,  ... лимон,  ... земляника.
3) От данных имён существительных образуй имена прилагательные. Напиши их вместе с подходящими по смыслу существительными.
Мебель - мебельный магазин, картофель - ..., сахар - ..., север - ..., молоко - ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-встреча" Породы собак"

Цели: знакомство с породами собак, воспитывать любовь к животным, сопереживать. развивать мышление.                                                                         Ход урока.1) -Стих-е (читает...

Исследовательская работа "Горные породы"

Испытание натуры (природы) трудно... однако приятно, полезно, свято. Чем больше таинства её разум постигает, тем вящее увеселение чувствует сердце.      М. В. Ломоносов.Участие в исслед...

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы".

Проверочная работа по окружающему миру по теме "Горные породы"....

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"

Окружающий мир 2 класс " Горные породы"...

Урок-исследование по окружающему миру "Горные породы и минералы"

Урок-исследование по окружающему миру проведён в 4 классе. На уроке  дети, работая в группах, исследовали горные породы,  проводили опыты с мелом, песком и солью. Работая по карте Республики...

Горные породы

Ход урока = презентация...