Разбор слова по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Смазнова Инна Леонидовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_razbor_slova_po_sostavu.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Порядок разбора слова по составу.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

        - Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.  Теперь вы пожелайте друг другу, что вы ждете от сегодняшнего урока.

        Сегодня у нас очередной урок, на котором мы продолжим знакомство с секретами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарь. (Орфограммы!)

2. Актуализация знаний.

- И начнём мы наш урок со словарного диктанта. Ребята, словарную работу проведёт сегодня Рустам. Он вам будет загадывать загадки. Ваша задача внимательно слушать и записать отгадку, которой будет являться словарное слово. Готовы? Пожалуйста, Рустам.

Загадки:

1. Чтобы осень не промокла,

    Не раскисла от воды,

    Превратил он лужи в стёкла,

    Сделал снежными сады. (Мороз)

2. В нём живут,

    Но не сеют и не жнут,

   Населённым пунктом является,

  Подскажи, как он называется? (Город)

3. Прилетела на базар,

    Громко всем сказала: "Кар!",

    Пусть я в школе не учёна,

    Но умна, ведь я.….(Ворона)

4. Это слово в английском языке звучит так "фэмили нэйм" (Фамилия)

5. Завтрак утром очень нужен,

    Вечером дают нам ужин,

   А теперь мне дай ответ:

   В середине дня? (Обед)

6. Я красна - но не девица

   Зелена - но не дубрава,

   С хвостом - но не мышь. (Морковь)

7. Всегда он в работе,

   Когда говорим,

   А отдыхает,

   Когда мы молчим. (Язык).

(Взаимопроверка по эталону).

        - Я оформила словарные слова, которые вы записали, в виде кроссворда, а почему, вы поймёте позже., Оцените работу своего соседа по нормам оценивания словарных диктантов. Обменяйтесь тетрадями.

(Итог работы: кто получил "5" и т.д

        -В кроссворде спряталось ключевое слово, которое связано с  темой нашего урока. Найдите его. (Морфемы).

        - Что такое морфемы? (так в русском языке называют части слова)

        - Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?  (О составе слова).

- Что нам нужно повторить? (Всё, что мы знаем о частях слова).

- Проведём блиц-опрос "Ты мне, я тебе" (Задают вопросы)

3. Формулировка темы и задач урока.

- Я хочу задать вопрос всему классу.

 - Что значит разобрать слово по составу?

- Кто из вас догадался, какая тема урока? (разбор слова по составу)

        А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).

-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).

- Составим алгоритм, а для чего он нам будет необходим? (научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм).

- Для достижения первой цели урока, я предлагаю поработать в группах. Ваша задача, составить «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.

- Напомните мне стратегию работы в группе  «Послушать – обсудить-договориться».
(работа в группах)

4. Создание проблемной ситуации

- Кто желает озвучить данный алгоритм?

(выходит представитель от одной группы).

- Какая ещё группа считает, что слова по составу надо разбирать именно в таком порядке?

- А кто считает иначе? (выходит другой представитель).

- Какой возникает вопрос? (чьё предположение верное, в каком же порядке надо разбирать слово по составу).

 - Как будем выходить из создавшейся ситуации?(обратиться к источникам).

5. Разрешение проблемной ситуации.

(Выступают ребята, которые получили данное задание. (выступление ребят).

- А какому ещё источнику мы можем обратиться?

- Это самый главный наш помощник на уроке? (Учебник).

- Совершенно верно. Откройте свои учебники на с.159. Прочитайте, как нужно разбирать слово по составу. (Читают).

        Вы прослушали информационную справку, прочитали в нашем учебнике,  какой порядок слова по составу считают правильным и логичным. Назовём все шаги алгоритма разбора слова по составу. -        

        Какой первый шаг ?  (прочитать слово)

2. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)

3. Отдели основу от окончания.

4. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)

5. Выдели приставку.

6. Выдели суффикс.

        Какую ставили перед собой цель? (составить алгоритм разбора слова по составу). С задачей справились? (да).

        Какая следующая наша цель? (учиться разбирать слово по составу, используя алгоритм).

Теперь будем тренироваться разбирать слова по составу, используя алгоритм.

6. Первичное осмысление и  закрепление.

         (Фронтальная работа. К доске выходят по одному ученику, остальные работают в тетрадях).

7. Отработка практических навыков.

        - Следующее задание. Внимание на экран. (найти ошибки в разборе). Для выполнения этого задания, какие умения пригодятся? (умение разбирать слова по составу).

        -Предлагаю поработать в парах. (Проверка  по эталону. Самооценивание).

        А сейчас задание интересное, но более сложное.  Внимание на экран.

        Что необходимо сделать? (Записать предложения, заменив схемы  словами, которые по составу подходят к этим схемам).

         Для вашего удобства аа партах лежат карточки зелёного цвета с этим заданием.

        Это задание будем выполнять индивидуально.

(Самостоятельная индивидуальная работа).

        Проверьте, как вы справились с заданием по эталону, оцените свою работу.

        Как себя оценил ...Степан? Обоснуй свою оценку.(Спрашиваю несколько человек)

8. Рефлексия учебной деятельности.

         Напомните тему нашего урока? (разбор слова по составу)

        - Какие цели мы ставили на уроке?( составить алгоритм и научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм)

- Нам удалось достичь цели?

        Оцените  свою работу на уроке. (выходят к доске, обозначают магнитом).

        А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: для этого составьте слово по подсказкам.

  1. Слово состоит из 4 частей.
  2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  3. Приставка, как в слове переход.
  4. Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  5. Окончание –первая буква алфавита (-а)

Ответ: переменка.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.

Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»

Цель: создать условия для исследования и  обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).

Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....