Разбор слова по составу
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Порядок разбора слова по составу.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности.
- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Я желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Теперь вы пожелайте друг другу, что вы ждете от сегодняшнего урока.
Сегодня у нас очередной урок, на котором мы продолжим знакомство с секретами русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарь. (Орфограммы!)
2. Актуализация знаний.
- И начнём мы наш урок со словарного диктанта. Ребята, словарную работу проведёт сегодня Рустам. Он вам будет загадывать загадки. Ваша задача внимательно слушать и записать отгадку, которой будет являться словарное слово. Готовы? Пожалуйста, Рустам.
Загадки:
1. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла,
Сделал снежными сады. (Мороз)
2. В нём живут,
Но не сеют и не жнут,
Населённым пунктом является,
Подскажи, как он называется? (Город)
3. Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!",
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я.….(Ворона)
4. Это слово в английском языке звучит так "фэмили нэйм" (Фамилия)
5. Завтрак утром очень нужен,
Вечером дают нам ужин,
А теперь мне дай ответ:
В середине дня? (Обед)
6. Я красна - но не девица
Зелена - но не дубрава,
С хвостом - но не мышь. (Морковь)
7. Всегда он в работе,
Когда говорим,
А отдыхает,
Когда мы молчим. (Язык).
(Взаимопроверка по эталону).
- Я оформила словарные слова, которые вы записали, в виде кроссворда, а почему, вы поймёте позже., Оцените работу своего соседа по нормам оценивания словарных диктантов. Обменяйтесь тетрадями.
(Итог работы: кто получил "5" и т.д
-В кроссворде спряталось ключевое слово, которое связано с темой нашего урока. Найдите его. (Морфемы).
- Что такое морфемы? (так в русском языке называют части слова)
- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О составе слова).
- Что нам нужно повторить? (Всё, что мы знаем о частях слова).
- Проведём блиц-опрос "Ты мне, я тебе" (Задают вопросы)
3. Формулировка темы и задач урока.
- Я хочу задать вопрос всему классу.
- Что значит разобрать слово по составу?
- Кто из вас догадался, какая тема урока? (разбор слова по составу)
А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм).
-Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).
- Составим алгоритм, а для чего он нам будет необходим? (научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм).
- Для достижения первой цели урока, я предлагаю поработать в группах. Ваша задача, составить «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.
- Напомните мне стратегию работы в группе «Послушать – обсудить-договориться».
(работа в группах)
4. Создание проблемной ситуации
- Кто желает озвучить данный алгоритм?
(выходит представитель от одной группы).
- Какая ещё группа считает, что слова по составу надо разбирать именно в таком порядке?
- А кто считает иначе? (выходит другой представитель).
- Какой возникает вопрос? (чьё предположение верное, в каком же порядке надо разбирать слово по составу).
- Как будем выходить из создавшейся ситуации?(обратиться к источникам).
5. Разрешение проблемной ситуации.
(Выступают ребята, которые получили данное задание. (выступление ребят).
- А какому ещё источнику мы можем обратиться?
- Это самый главный наш помощник на уроке? (Учебник).
- Совершенно верно. Откройте свои учебники на с.159. Прочитайте, как нужно разбирать слово по составу. (Читают).
Вы прослушали информационную справку, прочитали в нашем учебнике, какой порядок слова по составу считают правильным и логичным. Назовём все шаги алгоритма разбора слова по составу. -
Какой первый шаг ? (прочитать слово)
2. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)
3. Отдели основу от окончания.
4. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)
5. Выдели приставку.
6. Выдели суффикс.
Какую ставили перед собой цель? (составить алгоритм разбора слова по составу). С задачей справились? (да).
Какая следующая наша цель? (учиться разбирать слово по составу, используя алгоритм).
Теперь будем тренироваться разбирать слова по составу, используя алгоритм.
6. Первичное осмысление и закрепление.
(Фронтальная работа. К доске выходят по одному ученику, остальные работают в тетрадях).
7. Отработка практических навыков.
- Следующее задание. Внимание на экран. (найти ошибки в разборе). Для выполнения этого задания, какие умения пригодятся? (умение разбирать слова по составу).
-Предлагаю поработать в парах. (Проверка по эталону. Самооценивание).
А сейчас задание интересное, но более сложное. Внимание на экран.
Что необходимо сделать? (Записать предложения, заменив схемы словами, которые по составу подходят к этим схемам).
Для вашего удобства аа партах лежат карточки зелёного цвета с этим заданием.
Это задание будем выполнять индивидуально.
(Самостоятельная индивидуальная работа).
Проверьте, как вы справились с заданием по эталону, оцените свою работу.
Как себя оценил ...Степан? Обоснуй свою оценку.(Спрашиваю несколько человек)
8. Рефлексия учебной деятельности.
Напомните тему нашего урока? (разбор слова по составу)
- Какие цели мы ставили на уроке?( составить алгоритм и научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм)
- Нам удалось достичь цели?
Оцените свою работу на уроке. (выходят к доске, обозначают магнитом).
А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: для этого составьте слово по подсказкам.
- Слово состоит из 4 частей.
- Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
- Приставка, как в слове переход.
- Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
- Окончание –первая буква алфавита (-а)
Ответ: переменка.
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие по русскому языку. 3 класс "Обобщение знаний о составе слова. Упражнение в разборе слов по составу."
Части слова. Занимательные задания....
Правила выполнения фонетического разбора слова и разбора слова по составу.
Памятки для выполнения грамматических заданий для учащихся начальных классов. Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова и разбор слова по составу....
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо...
урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»
Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...
Урок русского языка в 3 классе «Обобщение знаний по теме «Части слова. Порядок разбора слова по составу»
УМК "Начальная школа 21 века"...
Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения....