Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Касьянова Жанна Игоревна

Правописание имен собственных- имен сказочных героев и названий книг, журналов, газет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок в соответствии с ФГОС25.73 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Учитель   начальных классов   Касьянова Ж.И  

ГБОУ СОШ №217 Красносельского района г. Санкт-Петербург

Дата 04.03.2019

Умк «Школа России »

Предмет: Русский язык

Класс: 2 «г» для обучающихся с ОВЗ ( ТНР)

Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.

Цели урока: 

  • формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные (названия сказочных героев и сказок);
  • учить подбирать примеры таких слов самостоятельно;
  • развивать речь, умение наблюдать.

Планируемые результаты: 

                    - Личностные: -   формировать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью;

  • формировать коммуникативные умения детей;

                         
                   - Предметные:
 -     научатся различать имена существительные собственные и нарицательные;

  • использовать специальную терминологию при определении части речи;

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: разноуровневые карточки, рисунок волшебного дерева, карточки-слова .Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина,
В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.
в 2-х ч., 2 ч.


Этап урока. Методы и приёмы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент

1мин.

Здравствуйте, ребята!

Встали дружно.

Повернулись

И друг другу улыбнулись.

Определите свое настроение...нарисуйте смайлик

В листе самооценки..

Приветствуют

Определяют свое настроение  на начало урока

Личностные  – воспринимать нашу речь   непосредственно обращенную к учащемуся.

Мотивационный этап

1 мин.

Звучит музыка из сказки...

Отвечают

Определяют настроение на начало урока

( выбор смайлика)

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Словарная работа Метод – практический

Прием – учебные упражнения

4мин

Кто догадался, в какое путешествие мы с вами

отправимся? (Правильно—сказочное).

А кто знает что такое сказка и какое она имеет значение?

(Добро побеждает зло)

Поднимите руки, кто тоже хочет попробовать себя в роли доброго волшебника..

Итак препятствия начинаются…необходимо открыть замок …

Сказка - сокровищница народной мудрости.

Объясните значение слова сокровищница. Как вы понимаете пословицу.

Отвечают на вопрос

Работа с деформированным предложением

(Коллективная работа).

Познавательные Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Постановка учебной задачи

Метод – практический

Прием – подводящий диалог.

5мин

Освободим героев…

- Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

Я на балу никогда не бывала, Чистила, мыла, варила, пряла. Когда же случилось попасть мне на бал, То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто гут подскажет? (Золушка.)

Лечит он больных зверей,

Лечит маленьких детей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... {Айболит).

Толстяк живет на крыше

Летает он всех выше. (Карлсон.)

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой. (Буратино.)

Как вы написали имена сказочных героев? ( один ученик у доски, записывает  при закрытой створке доски )

Почему? ( взаимопроверка)

Определите тему урока.

Какие задачи мы можем поставить перед собой?

-Повторить правило о имени существительном.

-Учиться находить имена собственные

-Грамотно записывать .

Определите уровень своих знаний по теме.

Записывают отгадки на загадки

Опираясь на выполненные упражнения, формулируют  тему урока,ставят учебные задачи,анализируют уровень своих знаний.

Познавательные Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные: определять, формулировать цель деятельности

на уроке.Целеполагание.

Актуализация знаний

Метод – практический

Прием- подводящий диалог.

10мин

  Составление кластера.

Чтобы вспомнить правило, давайте соберем кластер.

 Для этого вам необходимо собрать все

понятия, которые ветерок разбросал по классу, и соединить их в единое правило.

Закрепление о именах собственных---Работа с таблицей…

 Рефлексия.

У кого есть вопросы? Кто сомневается в своих знаниях?

-Вам необходимо расколдовать сказочных героев и названия сказок..

Работа в парах ( расшифруй имена и названия сказок) –надо  собрать листочки на волшебное дерево…

Ответы запишем и поместим на рисунок   волшебного дерева соответствующие карточки.

1 уровень            

«каРеп»

Мальнави

 сонКарл

«Теморек»

2 уровень

«литбоАй»

«Снерочгу»

клякпоШа

Чебукараш

Что интересного вы заметили?

(Названия сказок пишутся с большой буквы и в кавычках.)

Систематизация знаний. Рефлексия.

Самостоятельно выполняют .

Самопроверка по образцу

Вывод и формулировка правила: «Названия сказок пишутся с большой буквы и в кавычках»

Личностные –  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей. Развивать лидерские способности.  Правильно работать в группе, слушать других и учитывать их мнение.

Физ.минутка.

2мин.

Избушка на курьих ножках

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

Повторяют движения.

Регулят.: Организовать свою физ. дея-ть.

Закрепление изученного материала

18 мин

-Задание от Бабы Яги:

(ответить на вопросы и грамотно записать)

-В какой сказке живут сестрица Аленушка и братец Иванушка?

-Кто написал сказку «Федорино горе?»

-В какой сказке варили кашу из топора?

Сестрица Аленушка и братец Иванушка живут в сказке «Гуси-Лебеди».

 Сказку «Федорино горе» написал Корней Иванович Чуковский.

Кашу из топора варили в русской народной сказке «Каша из топора».

Задание «Мудрой совы»

Исправь ошибки:

1.Сказка «колобок», красная шапочка и серый волк,

русалочка,  муха-цокотуха,маша и медведь, журнал «мурзилка»

 2ур.Миша комаров прочитал книжку « каникулы в простоквашино».Ему понравились дядя федор и кот матроскин.

Отвечают на вопросы письменно

(коллективная)

самопроверка

с образцом .

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний;

Подведение итогов урока

2мин

  • Правописание какой орфограммы закрепляли на уроке?
  • К какой группе относятся имена существительные, которые вы записывали?
  • Что особенного о написании названий книг, сказок вы узнали?

Проводят рефлексию деятельности

Выполняют упражнение

Познавательные: 

владеть общими приёмами решения задач. Строить логическую цепь рассуждений.

Рефлексия.

3мин

А)Подводим итог:

  • Сегодня я узнал(а)…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял(а) задания…
  • Я понял(а), что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился(ась)…
  • У меня получилось …
  • Я смог(ла)…
  • Мне захотелось…
  • Определить

б) СМС- «Комплимент» --я тебя (себя) хвалю за   то что ты…

Домашнее задание

-Составьте сказку «Почему имена собственные пишутся с заглавной буквы». Сделайте к ней рисунок.

-Ответьте на вопрос « Какая мне нравится сказка  и почему»?

-Мои любимые сказочные герои и сказки.

Анализируют свою деятельность на уроке

Смайл настроение

Выбирают

домашнее задание

Регулятивные анализировать собственную работу;

осуществлять итоговый контроль.

Познавательный – строят рассуждение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»

Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Технологическая карта урока русского языка «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях». УМК "Школа России" 2 класс

Тема урока:  «Собственные и нарицательные имена существительные; заглавная буква в кличках животных и в географических названиях».Планируемые результаты:Предметные: формировать умения писать с за...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...