«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx | 23.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная
буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»
Цель:
образовательная: обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран;
развивающая: развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;
воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к самостоятельному чтению книг
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг друга понимать.
- У каждого на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.
- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить
II. Постановка темы и цели урока.
1) Чистописание.
ГБ
- Предположите, почему мы пишем эти буквы?
-Прочитайте в тетради имя собственное на букву Г ( Галя)
- Какими словами можно дополнить этот ряд слов? ( Два слова )
- Подчеркните в словах заглавную букву.
-Прочитайте слово на буку Б (Бармалей)
- Кто такой Бармалей? (Сказочный герой)
- Дополните ряд слов.
- Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке русского языка?
- Сегодня на уроке мы будем развивать умения употреблять заглавную букву в именах собственных.
2) Словарная работа.
- Отгадайте мои загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, в словах обозначьте ударение, подчеркните «опасные» места.
Я весь день ловлю жуков, | Летом ходит без дороги |
Окраской - сероватая, | Рыжая хозяюшка |
Вертится, стрекочет, | У косого нет берлоги, |
Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц.
- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?
(Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. (Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев.
3) Повторение знаний о заглавной букве
ПРОПИСНАЯ БУКВА
Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
- Какую работу выполняет заглавная буква в словах?
Вспомним правило.
ИМЕНА: Андрей, Иван
Дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров, Николаев, Снегирев.
КЛИЧКИ: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.
ГОРОДА: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой-
ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!
III.Физкультминутка
IV. Закрепление знаний об именах собственных. Упражнения в написании имен существительных.
Шуточная викторина
- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок
- Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше?» (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестры, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? (Золушка)
- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (КраснаяШапочка)
- Герой какой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)
2) Работа в парах «Большая или маленькая»
- Спишите предложения, раскрывая скобки и выбирая букву, большую или маленькую для написания слов.
Мы были в городе (И, и)зюм, Там ели вкусный мы (И,и)зюм. | Мой любимый пёсик (Ш,ш)арик Прокусил воздушный (Ш,ш)арик. |
Взяла в библиотеке (Т, т)ома Энциклопедии два (Т, т)ома. | Не бойся (М.м)орозов, Серёжа (М, м)орозов. |
Потерялась у меня (С,с)ерёжка, А нашёл её мой друг (С,с)ерёжка. | Домик для (С,с)кворцов Делал Серёжа (С,с)кворцов. |
Коллективная проверка.
- Расскажите, как раскрыли скобки, объясните, какие слова написали с маленькой, а какие с заглавной буквы, почему?
3) Игра «Плюс - минус».
- Послушайте различные высказывания по изученной теме. Если вы согласны с высказыванием, то ставим «плюс», если не согласны - «минус».
- Имена пиши с большой буквы.
- Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер большой.
- Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка маленькая.
- Фамилии пиши с большой буквы.
- Матроскин - фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.
- Печкин-фамилию противного почтальона из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы, мне он не нравится.
Клички животных пиши с большой буквы. - Рекс - пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.
- Тотошка- пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.
- Названия городов пиши с большой буквы.
- Новосибирск - пишу с большой буквы, потому что это большой город.
- Томск - пишу с маленькой буквы, потому что это маленький городок.
V. Рефлексия
- Как думаете, зачем нам нужен был этот урок?
-Пригодятся ли вам знания, которые мы закрепляли, в дальнейшей жизни?
-Хорошо, вы все справились с трудностями на уроке. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?
-Найдите на парте солнышко и тучку.
Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению..
- Молодцы, у вас хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, и моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Спасибо за урок.
Домашнее задание.
Составить и записать предложения со словами, которые являются именами собственными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:• формировать умение писать с заглавно...
Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России
Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:• формировать...
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных»
УМК: «Школа России»Уровень: базовыйТип урока: получение новых знанийФорма: урок-исследование...
Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет
Правописание имен собственных- имен сказочных героев и названий книг, журналов, газет....
Технологическая карта открытого урока русского языка во 2 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных".
Данный урок построен в соответствии с ФГОС....
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.
Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...