«Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Сидорова София Алексеевна

Цель:обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_i_naritsatelnye_imena_sushchestvitelnye.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная  

                       буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет»
Цель:

образовательная: обеспечить закрепление знаний о правописании большой буквы в именах людей и кличках животных, способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в названиях стран;

развивающая: развивать у учащихся умения находить в тексте собственные имена существительные и аргументировать написание в них большой буквы;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы, формировать познавательный интерес к самостоятельному чтению книг

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок весёлый.
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг друга понимать.

- У каждого на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её и покажите.

- Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить

II. Постановка темы и цели урока.

1) Чистописание.

ГБ

- Предположите, почему мы пишем эти буквы?

-Прочитайте в тетради имя собственное на букву Г ( Галя)
- Какими словами можно дополнить этот ряд слов? ( Два слова )
- Подчеркните в словах заглавную букву.
-Прочитайте слово на буку Б (Бармалей)
- Кто такой Бармалей? (Сказочный герой)
- Дополните ряд слов.

- Ребята, как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке русского языка?
- Сегодня на уроке мы будем развивать умения употреблять заглавную букву в именах собственных.

2) Словарная работа.

- Отгадайте мои загадки, слова-отгадки запишите в тетрадь, в словах обозначьте ударение, подчеркните «опасные» места.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.  
(Воробей.)

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.  
(Медведь.)

Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она?  
(Ворона.)

Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла. 
(Лисица.)

Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет.  
(Сорока.)

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. 
(Заяц.)


Слова: воробей, ворона, сорока, медведь, лисица, заяц. 

- На какие две группы можно разделить записанные слова? (Звери и птицы.)
- Птицы зимой нередко голодают. Как вы можете помочь птицам пережить трудное время?

(Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)
- Образуйте от словарных слов фамилии и запишите их. 
(Один ученик работает за доской.)
Воробьёв, Воронов, Сорокин, Медведев, Лисицын, Зайцев. 

3) Повторение знаний о заглавной букве

ПРОПИСНАЯ БУКВА

Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше всех букв-подруг.
Смотрят с почтеньем
На букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.

- Какую работу выполняет заглавная буква в словах?

Вспомним правило.
ИМЕНА: Андрей, Иван
Дядя Коля, дед Степан,
Нина, Вера, Валентина,
Маргарита и Марина.
ВСЕ ФАМИЛИИ: Петров, Николаев, Снегирев.
КЛИЧКИ: Барсик и Пушок, Мурзик, Шарик и Дружок.
ГОРОДА: Москва, Казань, Тула, Харьков и Рязань.
Вашингтон, Париж, Ханой-
ПИШУТ С БУКВЫ ПРОПИСНОЙ!

III.Физкультминутка

IV. Закрепление знаний об именах собственных. Упражнения в написании имен существительных.

Шуточная викторина

- Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок
- Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше?» (Змей Горыныч)
- В какой русской народной сказке брат не послушался сестры, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? 
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
- Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как её за это прозвали? 
(Золушка)

- Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (КраснаяШапочка)
- Герой какой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? 
(Кот в сапогах)

2) Работа в парах «Большая или маленькая»

- Спишите предложения, раскрывая скобки и выбирая букву, большую или маленькую для написания слов.

Мы были в городе (И, и)зюм, 

Там ели вкусный мы (И,и)зюм.

Мой любимый пёсик (Ш,ш)арик 

Прокусил воздушный (Ш,ш)арик.

Взяла в библиотеке (Т, т)ома

Энциклопедии два (Т, т)ома.

Не бойся (М.м)орозов, 

Серёжа (М, м)орозов.

Потерялась у меня (С,с)ерёжка, 

А нашёл её мой друг (С,с)ерёжка.

Домик для (С,с)кворцов

 Делал Серёжа (С,с)кворцов.



Коллективная проверка. 

- Расскажите, как раскрыли скобки, объясните, какие слова написали с маленькой, а какие с заглавной буквы, почему?

3)  Игра «Плюс - минус». 

- Послушайте различные высказывания по изученной теме. Если вы согласны с высказыванием, то ставим «плюс», если не согласны - «минус».

  • Имена пиши с большой буквы.
  • Имя Гулливер пишу с большой буквы, потому что Гулливер большой.
  • Имя Дюймовочка пишу с маленькой буквы, потому что Дюймовочка маленькая.
  • Фамилии пиши с большой буквы.
  • Матроскин - фамилию кота пишу с большой буквы, мне кот нравится.
  • Печкин-фамилию противного почтальона из деревни Простоквашино пишу с маленькой буквы, мне он не нравится.
    Клички животных пиши с большой буквы.
  • Рекс - пишу с большой буквы, потому что Рекс – это большая собака.
  • Тотошка- пишу с маленькой буквы, потому что это маленькая собачка.
  • Названия городов пиши с большой буквы.
  • Новосибирск - пишу с большой буквы, потому что это большой город.
  • Томск - пишу с маленькой буквы, потому что это маленький городок.

V. Рефлексия  

- Как думаете, зачем нам нужен был этот урок?
-Пригодятся ли вам знания, которые мы закрепляли, в дальнейшей жизни?
-Хорошо, вы все справились с трудностями на уроке. Поднимите руки, кому было легко? А кому трудно?

-Найдите на парте солнышко и тучку.
Поднимите ту картинку, которая теперь соответствует вашему настроению..

- Молодцы, у вас хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке, и моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком. Спасибо за урок.

Домашнее задание.

Составить и записать предложения со словами, которые являются именами собственными.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.Цели урока:•  формировать умение писать с заглавно...

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет." 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов и газет.Цели урока:•  формировать...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных.

Презентация к уроку русского языка в 1 классе. Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах собственных. (УМК "Начальная школа 21 века")...