Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Роль глаголов в предложении" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Хохрякова Полина Владимировна

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2019

ФИО учителя: Гараина Светлана Ивановна

Школа: 4

ФИ студента: Хохрякова Полина

Класс: 3а

ФИО методиста: Галиуллина Нажия Камиловна  

Кабинет: 8

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Роль глаголов в предложении».

Цели деятельности учителя: формирование умений выделять и употреблять глаголы в речи, определять их синтаксическую роль в предложении.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать определение глагола;

- знать, на какие вопросы отвечает глагол;

- уметь находить глаголы;

- уметь определять синтаксическую роль глагола в предложении.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник по русскому языку (УМК «Школа России», Т.Г. Рамзаева, 3 класс, 2 часть), презентация, тетради для минутки чистописания, тетради для классной работы. 

Этапы урока

Методы и приемы

Время

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – стихотворение, беседа.

2 мин

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

А Глагол всегда в работе,
В напряженье и заботе.
Пишет, моет, убирает,
Шьёт, рисует и читает.

На вопрос: «Что делать?» — есть
У него в ответе весть.
Даже если отдыхает,
Тоже дело выполняет.

- О какой части речи говорится в стихотворении?

- А что именно говорится?

- А почему он всегда в работе?

- Верно. А вы готовы сегодня поработать, чтобы узнать ещё что-то новое о глаголе?

- Приветствуют учителя.

- Слушают стихотворение.

- О глаголе.

- Он всегда в напряженье, в работе.

- Глагол всегда в действии, потому что обозначает действия предмета.

- Да.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, запись словарных слов в тетрадь.

6 мин

Минутка чистописания.

- Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение.

- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради.

- Откройте тетради и запишите число (девятое апреля), классная работа.

Словарная работа.

- Сейчас на экране будут появляться картинки. Ваша задача угадать, что на ней изображено и записать отгадки в строчку через запятую. Кому не понятно задание?

- А вы уже сейчас можете предположить, какие слова вы будете записывать?

- Верно. Итак, начнем.

(На слайде по очереди появляются картинки к словам).  
Комната, квартира, картина, орех, магазин, язык, месяц, кровать, заяц, тарелка.

- Кто прочтет, какие слова получились? У кого получились другие слова?

- В каждом слове поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву. Выполняем по цепочке, начиная с 1 ряда.

- Молодцы, ребята. Хотите, я расскажу вам одну тайну?

- Я забыла, что такое глагол. Кто мне сможет напомнить и рассказать по правилу?

- А на какие вопросы отвечает?

- Выполняют минутку чистописания.

- Записывают число.

- Слушают задание.

- Словарные.

- Отгадывают слова и записывают в тетрадь.

- Один ученик читает.

- Ставят ударение и подчеркивают гласную букву.

- Да.

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета.

- Что делать? Что сделать? Что делает? Что будет делать? Что сделает? Что делал? Что сделал?

Р: саморегуляция.

П: построение логической цепочки рассуждений.

П: структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

- Можно ли связать глагол и члены предложения?

- А какую роль при этом будет выполнять глагол?

- Предположите тему нашего урока.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Можно.

- Мы не знаем.

- Роль глагола в предложении.

- Узнать, какую роль играет глагол в предложении.

Р: планирование.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –морфологическое и орфографическое упражнение.

6 мин

- Ребята, на доске записаны предложения. Спишите их и вставьте пропущенные буквы.

Пришла долгожданная  в.. сна.

Рыхлый сне..   т..мнеет в марте.

Т..пло греет в..сеннее  со..нце.

- Подчеркните главные члены предложения, обозначьте части речи, которыми они выражены. Кто прокомментирует?

- Сверьте с доской правильность написания пропущенных букв. Если есть ошибки, то исправьте. Поднимите руку те, у кого нет ошибок.

- Каким членом предложения является глагол в этих предложениях?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Давайте сверим наш вывод с выводом учебника. Откройте его на стр. 70. Кто прочтет?

- Совпал ли наш вывод?

- Молодцы, ребята! Пора отдохнуть.

Динамическая пауза.

- Я прочитаю короткие предложения. Если в них будут глаголы, то вы выполняете то действие, которое оно обозначает, если их нет, то приседаете 1 раз.

Машина едет. Красивое здание. Корабли плывут. Прилежные ученики. Дома бегает красивая кошка. Книга полезная. Скучный человек. Дети поют.

- Списывают предложения, вставляют букву.

Пришла(гл.) долгожданная  весна(сущ.).

Рыхлый снег(сущ.) темнеет(гл.)  в марте.

Тепло греет(гл.)  весеннее  солнце(сущ.).

- Проверяют по эталону.

- Сказуемым.

- Глагол в предложении выполняет роль сказуемого.

- Один ученик читает.

- Да.

- Выполняют динамическую паузу.

П: произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

П: анализ.

П: смысловое чтение.

П: анализ.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный –беседа;

Практический –выполнение морфологического и орфографического  упражнения.

5 мин

- Выполним упражнение 524. Кто прочтет?

- Что нужно сделать сначала?

- Что нужно сделать потом?

- Кому непонятно задание?

- Выполняем в тетрадях. Кто хочет выполнить задание у доски?

- Ребята, проверьте своего товарища. Есть ли ошибки?

- Какой частью речи являются все сказуемые?

- Один ученик читает.

- Списать текст и вставить пропущенные буквы.

- В каждом предложении выделить главные члены, обозначить часть речи сказуемого.

- Всем понятно.

- Один ученик выполняет у доски.

- Проверяют.

- Глаголом.

П: смысловое чтение.

П: структурирование знаний;

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый – поиск однокоренных слов;

Практический –упражнение.

5 мин

- Выполним самостоятельную работу. Посмотрите на упражнение 525. Кто прочтет?

- Что нужно сделать?

- Что ещё нужно сделать?

- Отлично. Выполнять работу будете по вариантам. 1 вариант подбирают слова с корнем под цифрой 1, а 2 вариант под цифрой 2. У вас 3 минуты.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Проверяем друг у друга правильность выполнения задания и карандашом на полях ставим оценку. Обменяйтесь снова тетрадями.

- Поднимите руки, кому поставили 3, кому 4, кому 5.

- Молодцы, но позже я ещё сама проверю то, как вы справились.

- Открывают упражнение.

- Подобрать несколько однокоренных слов с разными частями речи, записать их и указать часть речи.

- Выбрать слово и составить с ним предложение, подчеркнуть главные члены предложения.

- Выполняют самостоятельную работу.

- Выполняют взаимопроверку.

П: прогнозирование.

Р: контроль.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа;

Наглядный – демонстрация слайда.

4 мин

- Посмотрите на слайд.

На зелёных  склонах гор пестреют цветы.

- Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь.

- Найдите главные члены предложения. Кто прокомментирует?

- Какой частью речи выражено подлежащее? сказуемое?

- Какие словосочетания можно составить?

- Молодцы. Давайте поиграем в игру «Какой ряд самый внимательный?»

Я вам сейчас буду называть однокоренные слова разных частей речи.

Если я назову имя существительное, встаёт 1 ряд,

если имя прилагательное, встаёт 2 ряд,

если глагол, встаёт 3 ряд.

Светлый, светил, свет. Бег, беглый, бегал.

Варил, варёный, варенье. Петь, пение, певучий.

- Записывают в тетрадь.

- пестреют цветы.

- сущ., гл.

- Пестреют (где?) на склонах; на склонах (каких?) зеленых; на склонах (чего?) гор.

- Играют в игру.

П: структурирование знаний.

К: умение выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

2 мин

- Наш урок подошел к концу. Запишите домашнее задание: с. 69 упр. 522

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Мы достигли ее? С помощью чего?

- Поднимите руку те, кто понял, какую роль играет глагол в предложении.

- Спасибо за урок.

- Записывают домашнее задание.

- Оценивают достижение цели.

Р: оценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Девятое апреля Классная работа ка К кб К кв . . . Стоял на крепкой ножке, Теперь лежит в лукошке. (____)

Слайд 13

Коѓмн а та, кв а ртиѓра, к а ртиѓна, о реѓх, м а газиѓн, я зыѓк, меѓс я ц, кр о ваѓть, за ѓя ц, т а реѓлка.

Слайд 14

Пришла долгожданная в…сна. Рыхлый сне… т…мнеет в марте. Т…пло греет в…сеннее со…нце. Пришла долгожданная в е сна. Рыхлый снег т е мнеет в марте. Т е пло греет в е сеннее солнце.

Слайд 15

На зелёных склонах гор пестреют цветы. Домашнее задание: Страница 69 упр. 522


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3 класс. Конспект урока по русскому языку на тему: "Роль прилагательных в тексте" Школа России

Технологическая карта урокаТема: «Роль прилагательных в тексте»Цель: дать представление о тексте – описание; развивать умение употреблять имена прилагательные в речи.Планируемые результаты:Личностные:...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Роль имён прилагательных в речи» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: формирование умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных. - формирование умений подбирать подходящие по смы...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс

конспект урока по русскому языку по теме "Роль прилагательных в тексте", 3 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему "Времена глаголов. 2-е лицо глаголов" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа; формирование умения распознавать глаголы в прошедшем времени по суффиксу -л-; развитие навыка определ...

Конспект урока по русскому языку по теме «Роль глаголов в языке». (УМК "Школа России"), 4 класс.

Цели деятельности учителя: актуализация знания об обобщённом лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивитие умения распознавать глаголы, объяснять их значение.Планируемые результаты:Предме...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...