Урок русского языка (2 класс). Программа "Перспектива".
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Урок русского языка на тему "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" во втором классе (первый урок - урок открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_bezudarnye_glasnye_v_korne_slova_proveryaemye_udareniem.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка «Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением».
2 класс
«Перспектива»
Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Задачи:
- Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
- Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
- Формировать положительную мотивацию обучения.
Проявлять интерес к изучению нового материала.
Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
- Уметь находить необходимую информацию.
- Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Регулятивные умения:
- Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
- Соотносить учебные действия с изученным правилом.
- Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
- Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.
Коммуникативные умения:
- Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
- Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
- Согласовывать позиции и находить общее решение.
- Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
- Знать и уметь применять правила проверки безударных гласных.
- Уметь орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
- Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.
Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточ
Ход урока
Организационный момент.
Целеполагание.
- Послушайте притчу.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умерщвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Дорогие мои. Сегодня вам предстоит получать новые знания. Всё в ваших руках.
Актуализация знаний
– На какие 2 группы делятся все буквы?(гласные и согласные).
-Сколько всего гласных букв в русском алфавите?(10).Назовите их.
Минутка чистописания.
-Давайте их запишем. Пишем строчные буквы а,о, у,ы,и, э, е, ё,ю, я.
САМООЦЕНКА
- Буквы мы пишем и видим, а звуки? (звуки произносим и слышим)
-А звуки на какие группы делятся? (гласные и согласные).
-А сколько гласных звуков?(6) Назовите их.
-Дайте характеристику гласным звукам.(ударные и безударные)
Схема на доске.
В свою очередь безударные гласные бывают двух видов: которые нельзя проверить и которые можно. Слова с безударными гласными в корне слова, которые нельзя проверить, мы заучиваем. Это так называемые «словарные» слова.
Работа в тетради.
Словарный диктант.
Словарь: пальто из магазина, месяц сентябрь, картина в комнате, пенал ученика, улица в Москве, капуста на завтрак.
САМООЦЕНКА
Все слова запомнить нельзя…Запоминают написание только тех слов, которые нельзя проверить. А остальные слова с безударным гласным можно проверить, для этого существует правило.
Цель урока
Попробуйте поставить цель на сегодняшний урок. Чему мы должны научиться?
(правильно писать безударные гласные).
- А для чего нужно правильно писать безударные гласные? (чтобы быть грамотными и грамотно писать, чтобы понимать правильно друг друга)
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ.
- А как вы думаете, может ли неправильное написание слова привести к недоразумению?
- А вот это мы сейчас и проверим. Однажды, придя после школы домой, Витя увидел у себя в почтовом ящике записку: «Выходи гулять с мичом»
Витя очень растерялся и не мог решить, что же он должен взять с собой на улицу. А, может быть, вы ему поможете? Что Витя должен взять с собой?
(объяснения ребят)
На самом деле ребята собирались играть в рыцарей, и Витя должен был взять меч. Вот как одна неправильно написанная буква может расстроить человека.
Мечом - меч
Мячом - мяч
- Я надеюсь, что мы освоим грамотное написание слов, чтобы не попасть в такую ситуацию.
- Что нужно развивать? (Ответы детей)
- Есть такое словосочетание «орфографическая зоркость» - что оно обозначает?
Нужно развивать орфографическую зоркость.
- А как вы понимаете значение слова «зоркий»? (Работа со словарём).
- А нужно ли быть ученику зорким? Докажите свою точку зрения.
(Предполагаемые ответы детей)
(Чтобы грамотно писать, нужно знать правила и уметь применять их на практике, уметь работать со словарём и памяткой-алгоритмом, а также много читать, развивать зоркость, ум и внимание, тренировать память.)
Вывод: Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, а потом правильно использовать их на письме.
- Сегодня мы и будем развивать вашу орфографическую зоркость, работая по алгоритму, который сейчас вместе составим.
1.Отвечаем на первый вопрос – что?
Поможет выполнение упражнения в учебнике.
Упражнение 139 стр.92
Безударных гласных пять
Тех, что надо проверять.
Вы запомните, друзья,
Буквы А, О, Е, И, Я
2.Отвечаем на второй вопрос – где?
Что такое корень слова?
Что такое формы слова?
Сад- садовник, садовый, посадка, посадить.
Сад-сады, садам, (в) саду
3.Отвечаем на третий вопрос – как?
Стр.93 – профессор помогает (читаем информацию)
Гора-горы
Врачи- врач (разбираем вместе)
4. Чем? – ударением.
Теперь всю полученную информацию нам надо закрепить и составить алгоритм, то есть памятку «Как проверить безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением».
Например, слово «СТ…НА»
Алгоритм написания безударных гласных в корне слова.
1. Прочитай слово.
2. Поставь ударение.
3. Выдели корень.
4. Выдели безударный гласный.
5. Подбери проверочное слово так, чтобы проверяемый гласный стоял под ударением.
6. Напиши в слове такую же гласную, как и в проверочном слове.
На каждой парте лежит памятка, но все пункты перемешались. Разложите по порядку.
Давайте повторим правила работы в группах
Закрепление материала.
Теперь отработаем каждый пункт плана.
1).Примеры с презентации на доске и в тетради. (устно)
2). Давайте закрепим изученное сегодня правило на примерах.
Упражнение 141 стр.93.(устно, проговаривая)
3) Развитие орфографической зоркости.
Задач…, щ…рёнок, ж...раф, ж…ли, ж…вёт, пищ…т, б…ж…т, ноч…ка.
Рефлексия.
Какова была цель урока? (Выучить правило написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением).
-Напомните алгоритм правильного написания безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.
Закрасить кружок:
зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания;
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой;
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»
Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.
Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...
Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"
Этот материал содержит презентацию к уроку руского языка в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"
Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"
рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...