Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Бархатова Анна Николаевна

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 8.04.2019

ФИО учителя: Карманова Е.П________

Школа: МКОУ СОШ № 2 г. Нязепетровск

ФИ студента: Бархатова Анна

Класс: 1

ФИО методиста: Галиуллина Н.К. ________  

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове».

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать общее представление о звуках и буквах;

- знать правильное произношение звуков и букв;

- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи  на письме;

 - уметь различать  звуки и буквы;

- уметь составлять звуковые модели слов;

- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс  
4 часть «программа «программа «Школа России», презентация, карточки с заданием.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - стихотворение

1 мин

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

И тихонечко все сели.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анна Николаевн. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Начинаем наш урок.

Он пойдёт сегодня впрок!

- Что означает выражение «пойдет впрок»?

- Приветствуют учителя

- Слушают, настраиваются на работу.

- Пойдет на пользу.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный:

беседа

Подводящий диалог

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Проблемный – создание проблемной ситуации;

 Практический – запись словарных слов в тетрадь.

10 мин

- Как вы считаете, насколько важен нам русский язык? Что мы изучаем на русском языке? Хорошо! Молодцы! - Запишите с доски сегодняшнее число и классная работа. Какие орфограммы в числе восьмое? Как можно проверить?

 - Назовите правила, которые вы видите?

Минутка чистописания:

- Посмотрите на экран,  напишите слово «фотография», поставьте ударение. Какие орфограммы можно подчеркнуть в этом слове? - Каким словом можно проверить  безударную «о»? а 2 «о»? - Правильно.

Словарно-орфографическая работа:

- Сейчас я буду загадывать вам загадки, вы должны будете отгадать их и отгадки записать через запятую. 

1. Зима в подарок нам дает

Румяные деньки.

Скорей на снег, на скользкий лед,

На лыжи и …

2. В зимнее время,

Под номером два,

Год начинает,

Он первый всегда!

3. Чудо-лесенка в метро живёт,
Вверх и вниз людей несёт.

4. Раньше всех встает,
«Ку—ка—ре—ку!» поет.

5. В сказке главный персонаж,

Положительный типаж.

Враг разбит и пир горой,

Побеждает зло?

6. Зимой беленький, а летом серенький. 
Никого не обижает, а всех сам боится.

- Можете сказать, что это за слова?

- Поставьте ударение в этих словах и проверьте их написание с доски. 

- У кого есть ошибки в написании словарных слов?

- Молодцы, ребята! А назовите мне первую букву в алфавите?

- Какой звук она обозначает?

- Каким цветом отметим?

- Назовите вторую букву в алфавите?

- Какие звуки она обозначает?

- Каким цветом отметим?

- О чем пойдет речь на уроке?

- Сколько букв в алфавите?

- На какие две группы делятся звуки?  - Назовите буквы, которые не обозначают звуков?

-  Очень

-  Изучаем свой родной русский язык, на котором мы говорим, пишем, читаем, т. е. общаемся

между собой

- Записывают число, классная работа; безударная гласная о

- Поставить под ударение «Вооосемь»

-  Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении пишутся раздельно. В слове классная удвоенная буква сс

- Первая безударная проверяемая гласная о, и вторая безударная проверяемая гласная о.

- Фото. Фотограф.

- Коньки

- Январь.

- Эскалатор.

- Петух.

- Герой.

- Заяц.

- Это словарные слова.

- Проверяют по эталону со слайда.

-  А


-  Гласный
- Красным
- Б
- Согласные
- Синим и зеленым
- О буквах и звуках
- 33
- Гласные и согласные
- Ъ и Ь

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: дополняют и расширяют знания.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: осознание и построение речевого высказывания в устной форме.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

Да ребята, сегодня на уроке мы поговорим о звуках и буквах.

- Поставьте цель своей деятельности на уроке.

- Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение.

Р: целеполагание – постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – беседа, объяснение;

Частично-поисковый –анализ языкового материала;

Наглядный – демонстрация слайда;

Работа с книгой – чтение и изучение;

Практический –

Комментированное письмо;

морфологическое упражнение.

10 мин

Поработаем у доски. Записываем первое слово ЛИСИЦА. Проговариваем, как пишется это слово. Комментированное письмо. Делим слово на слоги и ставим ударение.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите, какой слог ударный в слове лисица?

Записываем второе слово ВОРОБЕЙ.

Проговариваем, как пишется это слово. Комментированное письмо. Делим слово на слоги и ставим ударение.

- Сколько слогов в этом слове?

- Назовите, какой слог ударный в слове воробей?

Сегодня мы на уроке познакомимся с новым словарным словом МЕДВЕДЬ.

Проговариваем, как пишется это слово. Прочитайте слова на доске. Это однокоренные слова.

Откройте словари, найдите и прочитайте лексическое значение этого слова.

- Посмотрите и скажите, как называется медведь, который обитает в наших лесах?

- Где обитает белый медведь?

- Назовите сколько в слове  Медведь звуков и букв? Почему не совпадает? - Как получилось 6 звуков?

Прочитайте слова на доске:

МЕДВЕДЬ БРОДИТ В ЛЕСУ Что вы видите? - Можно ли назвать эти слова предложением? - Почему? Молодцы! Теперь давайте отдохнём !  Динамическая пауза.

- Слушают учителя

- Один работает у доски , остальные записывают в тетрадь

- 3 слога

- 2 слог под ударением

- 3 слога

-  3 слог под ударением

- Медвежий, медвежонок,

- Бурый медведь

- В лесу, в берлоге

- на Северном полюсе

- 7 букв, 6 звуков

- ь знак звука не обозначает

- Слова

- Нет

Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка. Слова в предложении пишутся раздельно.

- Выполняют динамическую паузу.

П: анализ объектов с выделением существенных признаков.

П: анализ.

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный –объяснение;

Частично-поисковый – поиск твёрдых и мягких согласных;

Наглядный – карточки с заданием Практический –выполнение морфологического упражнения.

3 мин

-  Откройте учебники на с.46 упражнение 2. Выполняем устно.

Итак, сейчас будет работа в парах.  Я вам раздам листочки, на которых будут написаны слова. Вам нужно к словам подобрать схемы, разделить слова на слоги и поставить ударение.

Выполняем задание на карточках.

АИСТ 4 звука

СЛОН 3 звука

СОМ 4 звука

- Чем отличается звук от буквы?

- Какие бывают звуки?

Давайте проверим по эталону.

- У кого есть ошибки? - Молодцы. Вы потренировались, а теперь наступило время самостоятельной работы.

- Открывают учебник

- Выполняют задание устно

- Слушают учителя

-  Слушают задание и выполняют.

- Буквами мы обозначаем звуки речи при письме. Букву нельзя произнести или услышать, ее мы можем только написать. ... Звуки – это то, что мы произносим и слышим. На письме звуки обозначаются с помощью букв

- Гласный и согласные

- Проверяют по эталону.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в и  письменной форме.

К: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – беседа, объяснение; Ч.П

Работа с книгой – задание в раб.тетради;

Практический –упражнение.

5 мин

- Откройте рабочую тетрадь на стр.  23 упр. 1

- Кто прочтет нам задание?

- Хорошо. Всем понятно задание?

- У вас 2 минуты на выполнение.

- Проверьте по эталону.

- У кого есть ошибки?

- Молодцы!

- Открывают рабочие тетради.

- Один читает, остальные слушают.

- Да.

- Выполняют упражнение.

- Проверяют по эталону.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Р: контроль в форме сличения способа действия.

VII. Включение в систему знаний

Словесный –беседа

Наглядный – демонстрация слайда.

5 мин

Ребята поработаем вместе с упражнением 4, на стр. 47 учебника, работаем у доски и в тетради. Объясняем каждое слово, и делаем звуковую схему, с комментарием. Звуковая схема к слову слон .

с — [с] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)
о — [о] — гласный, ударный
н — [н] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый(парный)

слон       аист       сом  Молодцы ребята, хорошо по работали.

- Слушают учителя

- Выполняют задание

 - Работают у доски

- Объясняют при выполнении разбора

П: структурирование знаний.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – беседа.

2 мин

- Какую цель мы ставили в начале урока? - Поднимите руку, кто достиг этой цели и все понял? - А теперь те кто, достиг цели, но ещё немного нужно поработать и закрепить? - А теперь поднимите те, кто не смог достичь цели.- Спасибо вам за урок, с вами приятно было работать, присаживайтесь.

- Вспомнить название букв; вспомнить звуки: гласные, согласные; учиться сопоставлять звуковое или буквенное обозначение. - Оценивают свою деятельность на уроке.

Р: оценка – осознание того, что усвоено и что необходимо усвоить.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ЗВУКИ И БУКВЫ. СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ЗВУКОВ И БУКВ В РЕЧИ. 1 КЛАСС «ШКОЛА РОССИИ»

Слайд 2

Коньки, январь, эскалатор, петух, герой, заяц 2

Слайд 3

3

Слайд 4

4

Слайд 5

5

Слайд 6

6 пою – 2 слога, 3 буквы, 4 звука

Слайд 7

7

Слайд 8

8 Аист слон сом 2 слога, 4 буквы, 4 звука 1 слог, 4 буквы, 4 звука 1 слог, 3 буквы, 3 звука

Слайд 9

9 Итог урока:

Слайд 10

10 Рефлексия:

Слайд 11

Спасибо! 11

Слайд 12

12 http:// учебныепрезентации.рф / file/4607-vozdushnye-shary-v-nebe.html Источники: https://multiurok.ru/blog/nachalo-uroka-stikhi-1-chast.html https://yandex.ru/images/search Учебник Русский язык, 1 класс, В.П. Канакина , В.Г.Горецкий Изд.: «Просвещение», Москва, 2014г. Поурочные разработки по русскому языку, О.Н.Крылова, Изд.: «Экзамен», Москва, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку

Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв...

Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»

Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Учитель: Лукьянова Татьяна ВладимировнаТема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»Цели деятельности учителя: фор...

Конспект урока по русскому языку по теме «Звук [ф-ф*] обозначение их буквой «Ф-ф»

Конмпект урока по русскому языку в 1 классе с презентацией по теме " Звук и буква Ф.ф"...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...

Открытый урок по русскому языку на тему "Звуки и буквы" в 1 классе

Урок открытия нового знания. Использование элементов технологии критического мышления. Технология личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностный подход....

Конспект урока по русскому языку по теме Звуки и буквы

Создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению знаний о: согласных звуках твердых и мягких, звонких и глухих....