Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Лукьянова Татьяна Владимировна

Открытый урок по русскому языку в 1 классе.

Учитель: Лукьянова Татьяна Владимировна

Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать общее представление о звуках и буквах;

- знать правильное произношение звуков и букв;

- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи  на письме;

 - уметь различать  звуки и буквы;

- уметь составлять звуковые модели слов;

- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс 

I.Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок русского языка.  У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с  гостями.

- Садитесь. Настроимся на дружную работу  и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!»

Каждое  выполненное задание  мы будет отмечать лепестком. А в конце урока узнаем, что всем всегда и везде помогает.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

II.Мин. чистописания, словарная работа

 -Откройте тетради, приготовьте ручки.   Поставьте руки на локти.

- Перед тем,  как мы начнем писать, проведем гимнастику для пальчиков:

Чтоб красиво написать,

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять,

За письмо получим пять!

-Взять ручку, проверить наклон тетради. Пишем со строчной письменной буквы, не забывая правила написания букв.

- Напишите букву похожую на обруч (О)

- Букву, которая не обозначает звука и стоит после буквы Ы (Ь)

- Первую букву алфавита (А)

- Парную согласную букве Б (П)

- Напишите букву,  с которой начинается слово ЛЕТО (Л)

- Напишите букву,  которая одинаковая в словах ТИГР, ТОРТ, ТУФЛИ

-Какие буквы написали?

-Составить  слово из этих букв нам поможет загадка.

Чтоб  зимой пойти гулять,

Надо долго надевать:

Сапоги, носочки,

Варежки, платочки.

А ещё надену что?

Да, конечно же, ... ! (ПАЛЬТО)

- Что такое ПАЛЬТО?  (верхняя одежда, надеваемая поверх костюма, платья)

-Произнесите слово пальто с ударением.

-Сколько слогов в этом слове?

-На какой слог падает ударение?

-Найдите опасное место в этом слове.

-Составьте предложение с этим словом. Девочка надела пальто.  Мне купили красивое пальто.

-Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.

- Произведите звуковой анализ слова. Сколько букв  в  слове пальто? А звуков? Почему звуков меньше чем букв?

        Много звуков есть на свете-

        Шелест листьев, плеск волны.

        А бывают звуки речи

        Мы их точно знать должны.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебник  на с. 45. Прочитайте тему.

- Чему мы будем учиться при изучении темы? (различать гласные и согласные звуки)

На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.)

 Определите познавательную задачу урока

(Чем отличаются звуки от букв?)

-Сегодня на уроке мы  будем учиться различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки буквами на письме.

 

3.  Формирование новых знаний, умений и навыков.

- Ребята, а умел ли древний человек писать?

В древности человек для того,  чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами (слайд)

- Послушайте стихотворение А. Санина (слайд)

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

Найдите слова, в которых заблудились звуки. Какие это звуки?

- Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (звуки)

- Что записываем и видим?(буквы)

Работа по учебнику.

Упр.2 с. 46. Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения.

 Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.

-Запишите предложение о звуках. Какое правило увидели?

4. Физминутка.

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю

Я соседской курице.

 

5. Рубрика «Обрати внимание!»

Тысячи разных звуков окружают человека.

- Из каких звуков «складываются» слова? Слова складываются из звуков человеческой речи!

- Какие органы работают, чтобы возникли звуки?

Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.

6. Работа в парах.

Упр. 3 стр. 47

Повернитесь друг  к другу и  произнесите звуки [у], [т], [в], [п].

Понаблюдайте, как образуется звук.

 [у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;

[т] — зубы сближены, но не сомкнуты;  передняя часть спинки языка при произнесении [т] прижата к верхним зубам. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, весь язык более напряжен; воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

[в]- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 [п]- вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)

А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)

7. Формирование практических умений и навыков.

 Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)

-Рассмотри картинки.

-Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Составьте  звуковые схемы слов. Запишите слова буквами.

image179

— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.) А еще

когда не ставится ударение?

8.  Игра «Буква или звук»

- Давайте проверим, все ли из вас были внимательными? Я буду называть буквы и звуки, а вы, когда услышите звук, хлопайте в ладоши. Готовы?

А, б, ть, Ю, М, ль, д, кь, К, Л, м, О, ж, ф, х, Б, п, Т, к, Я.

9. Рефлексия

— Ответьте, из чего складываются слова? Слова складываются из букв.

- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.

 

На виду у детворы
Крысу красят маляры.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 1 классе.

Учитель: Лукьянова Татьяна Владимировна

Тема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках и развитие умения обозначать их на письме.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать общее представление о звуках и буквах;

- знать правильное произношение звуков и букв;

- уметь пользоваться алгоритмом над образованием звуков речи  на письме;

 - уметь различать  звуки и буквы;

- уметь составлять звуковые модели слов;

- уметь преобразовывать звуковые модели в буквенные.

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Оборудование: учебник В.П. Канакина  1класс 2 часть «программа «Школа России», рабочая тетрадь  В.П. Канакина  1 класс 

I.Организационный момент

- Сегодня у нас необычный урок русского языка.  У нас гости. Повернитесь. Давайте поздороваемся с  гостями.

- Садитесь. Настроимся на дружную работу  и с хорошим настроением начнем урок. Он пройдет у нас под девизом «У нас всё получится!»

Каждое  выполненное задание  мы будет отмечать лепестком. А в конце урока узнаем, что всем всегда и везде помогает.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

II.Мин. чистописания, словарная работа

 -Откройте тетради, приготовьте ручки.   Поставьте руки на локти.

- Перед тем,  как мы начнем писать, проведем гимнастику для пальчиков:

Чтоб красиво написать,

Надо пальчики размять.

Раз, два, три, четыре, пять,

За письмо получим пять!

-Взять ручку, проверить наклон тетради. Пишем со строчной письменной буквы, не забывая правила написания букв.

- Напишите букву похожую на обруч (О)

- Букву, которая не обозначает звука и стоит после буквы Ы (Ь)

- Первую букву алфавита (А)

- Парную согласную букве Б (П)

- Напишите букву,  с которой начинается слово ЛЕТО (Л)

- Напишите букву,  которая одинаковая в словах ТИГР, ТОРТ, ТУФЛИ

-Какие буквы написали?

-Составить  слово из этих букв нам поможет загадка.

Чтоб  зимой пойти гулять,

Надо долго надевать:

Сапоги, носочки,

Варежки, платочки.

А ещё надену что?

Да, конечно же, ... ! (ПАЛЬТО)

- Что такое ПАЛЬТО?  (верхняя одежда, надеваемая поверх костюма, платья)

-Произнесите слово пальто с ударением.

-Сколько слогов в этом слове?

-На какой слог падает ударение?

-Найдите опасное место в этом слове.

-Составьте предложение с этим словом. Девочка надела пальто.  Мне купили красивое пальто.

-Запишите слово пальто в тетрадь. Запомните его написание.

- Произведите звуковой анализ слова. Сколько букв  в  слове пальто? А звуков? Почему звуков меньше чем букв?

        Много звуков есть на свете-

        Шелест листьев, плеск волны.

        А бывают звуки речи

        Мы их точно знать должны.

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке?

- Сегодня мы поговорим о звуках и буквах. Откройте учебник  на с. 45. Прочитайте тему.

- Чему мы будем учиться при изучении темы? (различать гласные и согласные звуки)

На странице 46 прочитайте тему нашего урока. (Звуки и буквы.)

 Определите познавательную задачу урока

(Чем отличаются звуки от букв?)

-Сегодня на уроке мы  будем учиться различать звуки и буквы, правильно обозначать звуки буквами на письме.

3.  Формирование новых знаний, умений и навыков.

- Ребята, а умел ли древний человек писать?

В древности человек для того,  чтобы написать какое-либо слово, наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами (слайд)

- Послушайте стихотворение А. Санина (слайд)

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

Найдите слова, в которых заблудились звуки. Какие это звуки?

- Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (звуки)

- Что записываем и видим?(буквы)

Работа по учебнику.

Упр.2 с. 46. Догадайтесь, какие слова пропущены. Используя слова для справок, восстанови предложения.

 Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы называем, пишем и видим.

-Запишите предложение о звуках. Какое правило увидели?

4. Физминутка.

Я здороваюсь везде,

Дома и на улице.

Даже, здравствуй, говорю

Я соседской курице.

5. Рубрика «Обрати внимание!»

Тысячи разных звуков окружают человека.

- Из каких звуков «складываются» слова? Слова складываются из звуков человеческой речи! 

- Какие органы работают, чтобы возникли звуки?

Эти звуки возникают тогда, когда работают органы речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.

6. Работа в парах.

Упр. 3 стр. 47

Повернитесь друг  к другу и  произнесите звуки [у], [т], [в], [п].

Понаблюдайте, как образуется звук.

 [у] — губы вытягиваются в трубочку, рот раскрыт меньше, также звучит голос, воздух проходит свободно;

[т] — зубы сближены, но не сомкнуты;  передняя часть спинки языка при произнесении [т] прижата к верхним зубам. При произнесении мягкого звука [т*] кончик языка опущен и упирается в нижние резцы, весь язык более напряжен; воздушная струя идет через рот; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

[в]- нижняя губа приближена к краям верхних резцов, посередине образуется узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята; голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

 [п]- вначале губы спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха; голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

— Постарайтесь сделать вывод, как образуются звуки. (Любое произносимое слово состоит из звуков, звуки образуются органами нашей речи и воспринимаются на слух.)

А что такое буква? (Буква — это знак, созданный для обозначения звуков речи. Написанное слово состоит из букв и воспринимается органами зрения.)

7. Формирование практических умений и навыков.

 Работа по учебнику (с. 47, упр. 4)

-Рассмотри картинки.

-Произнесите слова-названия предметов (Аист, слон, сом.) Составьте  звуковые схемы слов. Запишите слова буквами.

image179

— Объясните, почему в звуковых схемах слов слон, сом вы не поставили ударение. (В односложных словах ударение не ставится.) А еще

когда не ставится ударение?

8.  Игра «Буква или звук»

- Давайте проверим, все ли из вас были внимательными? Я буду называть буквы и звуки, а вы, когда услышите звук, хлопайте в ладоши. Готовы?

А, б, ть, Ю, М, ль, д, кь, К, Л, м, О, ж, ф, х, Б, п, Т, к, Я.

9. Рефлексия

— Ответьте, из чего складываются слова? Слова складываются из букв.

- Чем отличаются звуки от букв? Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.

- Оцените свою работу на уроке с помощью светофора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку

Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Чем отличаются звуки от букв» (УМК "Школа России"1 класс)

Цели: формирование знаний о существенных признаках звуков и букв; обучение сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов....

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...