Русский язык 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Андрейко Виктория Сергеевна

 Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.

  Планируемые результаты:

Предметные: знать отличительные признаки текста-описания; уметь различать текст-описание и текст-повествование; составлять текст описания, используя в нём имена прилагательные.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоанализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: учебник «Школа России», 2 класс, II  часть, русский язык, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

Русского языка

Выполнила студентка 45 гр.

Андрейко Виктория Сергеевна

Проверил: уч. нач. кл.

Ермакова Юлия Александровна

 Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2019

Дата: 9.04.2019 г.                                                   ФИО студента: Андрейко Виктория Сергеевна

Школа: МБОУ СОШ №116                                             ФИО учителя: Ермакова Юлия Александровна

Класс: 2 «д»                                                           ФИО руководителя практики: Кондратьева Ирина Ивановна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  

Тема: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного»

    Цели деятельности учителя: закрепление знаний о тексте-описании и его отличительных признаках; развитие речи; развитие  коммуникативных навыков.

 

  Планируемые результаты:

Предметные: знать отличительные признаки текста-описания; уметь различать текст-описание и текст-повествование; составлять текст описания, используя в нём имена прилагательные.

Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться проводить анализ и взаимоанализ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; понимать значимость своей деятельности.

Тип урока: урок закрепления

Оборудование: учебник «Школа России», 2 класс, II  часть, русский язык, В.П. Канакина, В.Г.Горецкий.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые результаты

(УУД)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Этап самоопределения к деятельности

1 мин

Потянулись, встряхнули руками. Теперь тихо садятся сначала девочки, еще тише садятся мальчики.

Молодцы!

Выполняют действия учителя

Р.: самоорганизация

II.Актуализация знаний

Словесн.: учебный диалог, монологическое высказывание ученика

Словесн.: учебный монолог

Практич.: грамматико – синтаксическое упражнение

Практич.: диктант

Словесн.: учебный диалог

Словесн.: учебный диалог

2 мин

2 мин

2 мин

 4 мин

Давайте вспомним, с каким текстом мы с вами вчера познакомились?

Какие части речи преобладают в тексте-описании?

На доске схема, кто расскажет, что такое текст-описание, пользуясь схемой?

Парная работа

Теперь в паре друг другу расскажите, что такое текст-описание, схема вам в этом поможет.

Закончили.

Отступите две строчки. Открыли тетради, записали число, классная работа.

Проверка домашнего задания

Давайте проверим домашнее задание. Было упражнение 164. Прочитайте первое предложение и назовите грамматическую основу.

Читайте слово с выделенной орфограммой и объясните ее.

Отвечает один ученик, на оценку.

Диктант

Сейчас я вам буду диктовать слова, ваша задача их правильно записать.

Лодочка, глаз, щука, жираф, ложка, чайник.

Давайте проверим, как вы записали слова. Нужно прочитать слово и назвать орфограмму в данном слове и объяснить, почему вы так написали. Отвечаем по цепочке по одному слову, начиная со второго ряда, с первой парты, с первого варианта.

Закончили.

С каким текстом мы с вами познакомились?

Какие части речи преобладают в таком тексте?

Давайте к каждому слову подберем имя прилагательное.

Молодцы!

Отвечают на вопросы

Текст-описание

Имя прилагательное

Рассказывают правила по схеме

Текст – описание – это текст, который дает описание предмета или явления, к нему можно поставить вопросы какой? Какая? Какое? Какие?; в нем преобладают имена прилагательные.

Рассказывают правило друг другу

Записывают число, классная работа

9 апреля

Классная работа

По дороге разгуливают грачи.

По дороге, грачи, хороши (хороший), широкое, пятно (пятна), белоносыми (белый).

Записывают слова

Называют и объясняют орфограммы в слове

Лодочка – чк, чн пишется без мягкого знака

Глаз – глаза,  правописание парной согласной.

Щука  – чу щу пишутся без ь

Жираф – жи ши пишутся с буквой И

Ложка – ложечка, правописание парной согласной

Чайник – ча ща пишутся с буквой А

Отвечают на вопросы, подбирают имена прилагательные

Текст – описание

Имя прилагательное

Деревянная, сломанная; красивый, голубой, большая; маленький; деревянная; горячий.

П.: выявление существенного; преобразование учебной деятельности.

К.: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Р.: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

III.Постановка учебной задачи

Словесн.: учебный диалог

1 мин

Вчера мы познакомились с текстом – описанием, сегодня будем продолжать работать с этой темой.

Значит, какова тема нашего урока?

Какие цели поставим на урок?

Молодцы!

Отвечают на вопросы

Тема урока: «Текст – описание и роль в нем имен прилагательных»

Цели: - закрепить знания по теме «текст-описание»;

- научиться составлять текст-описание. 

П.: осознание познавательной задачи.

К.: овладение диалогической формой общения.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: текст с пропусками

Словесн.: учебный диалог

Практич.: составление плана

Словесн.: учебный диалог

5 мин

9 мин

 Откройте страницу 97, найдите упражнение 167. Прочитайте задание.

Что нужно сделать?

Давайте попробуем вставить. Читаем по одному предложению и вставляем пропущенные слова. Читать будем по цепочке. Начинаем с первого ряда, с последней парты, с первого варианта.

Про кого данный текст?

Можем ли мы назвать этот текст описанием? Почему?

Какой вопрос можем задать к тексту?

Какие сравнения использует автор при описании мышки?

Смогли ли мы нарисовать точный образ мышки без его описания?

Какая часть речи нам в этом помогает?

Спишите текст, вставляя пропуски.

Закончили. На экране представлен ответ, проверьте свои записи в тетради.

Открываем упражнение 169. Здесь нам предлагают составить текст-описание.

Составлять текст-описание будем про своего домашнего животного.

У каждого из нас есть домашнее животное. Если у кого-то нет своего питомца, то можно составить про питомца  своего друга. Для того, чтобы правильно написать текст-описание, мы с вами составим план.

Ребята, расскажите нам, какое домашнее животное у вас есть?

У меня тоже есть домашнее животное. Это моя собачка. (фото на экране). Зовут ее Злата.

Посмотрите какая у нее голова. Поднимите руку, кто может составить полное предложение, описать голову.

А какая голова у вашего питомца?

Посмотрите на ушки моего животного. Какие они составьте предложение.

Посмотрите на глаза моего животного.  У Златы добрые глаза.

Посмотрите, чем покрыто туловище.

Что мы описали сейчас?

Значит, какой первый пункт нашего плана?

На доске появляется первый пункт плана.

Живет Злата в вольере. А где живет ваше животное?

Чем питается ваше животное? Составьте красивое полное предложение. (Злата питается свежим мясом и геркулесовой кашей.)

Мое животное любит гулять в лесу. А чем любит заниматься ваше животное?

Как назовем второй пункт нашего плана, подумайте исходя из нашей беседы.

На доске появляется второй пункт плана.

Я очень люблю своего домашнего животного. Я забочусь о ней. Всегда кормлю ее и хожу с ней гулять.

А как относишься к своему животному ты?

Как вы думаете, как будет называться третий пункт плана?

Верно, молодцы.  Мы с вами составили план.

Ваша задача его переписать себе в тетрадь.

Читают задание

Заполнить пропуски

Я живу под землей в темной норке.

Шубка серая, крошечный рост.

Глазки, черные бусинки, зорки.

И веревочкой тоненький хвост…

Я боюсь долгоносой вороны,

Желтоглазой совы и хорьков,

Голодаю весной студеной,

Зябну в сырости талых снегов. 

Отвечают на вопросы

Про мышку

Да, потому что много имен прилагательных в тексте, дается описание.

Какая?

Черные бусинки

Нет

Имя прилагательное

Списывают текст, заполняя пропуски

Проверяют свои записи

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, составляют план и предложения про своего животного

У Златы маленькая черная голова.

Ушки у животного стоячие.

Туловище животного покрыто черной гладкой шерстью.

Внешний вид

Внешний вид  

Особенности животного

Мое отношение к животному

К.: овладение диалогической формой общения; построение речевых высказываний.

Р.: адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

П.:преобразование учебной деятельности.

Динамическая пауза

2 мин

Чтоб коленки не скрипели, чтобы ножки не болели,

Приседаем глубоко, поднимаемся легко.(Приседания)

Раз, два, три! Чеканим шаг.(Ходьба на месте)

Подаёт учитель знак. Это значит, что пора

Нам за парты сесть. Ура! (Дети садятся за парты)

Повторяют движения

Практич.: списывание плана

Словесн.: учебный диалог

4 мин

План

  1. Внешний вид (какая голова, глаза, уши, чем покрыто тело).
  2. Особенности животного (где живет, чем питается, что любит делать).
  3. Мое отношение к животному (люблю, забочусь, оберегаю).

Закончили. Если вы желаете, то можете добавить что-то свое.

Подумайте, что вы можете добавить?

Давайте подумаем, сколько частей будет в вашем тексте-описании?

С каких слов вы начнете текст, найдите ответ в упражнении под красной точкой.

Как вы можете озаглавить свой текст?

Какой части речи будет много в вашем тексте, если это текст - описание?

Молодцы.

Записывают план

Имя животного

Три

«Я хочу рассказать о …»

Мое домашнее животное, имя животного

Имя прилагательное

П.: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

К.: построение речевых высказываний.

V.Включение в систему знаний

Практич.: грамматическое упражнение

Взаимопроверка

Словесн.: учебный диалог

5 мин

Открываем упражнение 166, страница 96. Ваша задача его списать и указать над каждым именем прилагательным его число.

Закончили. Обменяйтесь тетрадями. На экране представлен ключ к заданию. Проверьте своего товарища.

Фронтальный опрос

Какой текст называют текстом – описанием?

Какой текст вы знаете еще?

Какие части речи в нем преобладают?

Какие вопросы мы можем задать к тексту-описанию?

 

Инструктаж по домашнему заданию

Послушайте домашнее задание. Упражнение 169. Мы с вами уже все разобрали, план в тетради у вас есть, ваша задача составить текст-описание вашего любимого животного.

Списывают текст, указывают число имен прилагательных

Крокодил – самый (ед.ч.) опасный (ед.ч.) речной (ед.ч.) хищник. У него зубастая (ед.ч.) пасть, сильный (ед.ч.) хвост и короткие (мн.ч.) лапы.

Проводят взаимоконтроль по ключу

Отвечают на вопросы

Текст – описание – это текст, который дает описание предмета или явления, к нему можно поставить вопросы какой? Какая? Какое? Какие?; в нем преобладают имена прилагательные.

Текст-повествование

Глаголы

Что случилось? Что произошло?

П.: выявление существенного; подведение итогов.

К.: построение речевых высказываний.

Р.: осуществление итогового контроля; адекватное восприятие оценки учителя и своих товарищей.

Л.: участие в подведении итогов.

VI.Рефлексия деятельности (по продукту)

Словесн.: учебный диалог

Самоанализ

2 мин

Давайте подведем итоги урока. Какие цели ставили на урок?

Достигли ли поставленных целей?

Какие затруднения возникли на уроке?

На перемене свои тетради покажут мне следующие ученики … .

Если вам было все понятно на уроке, то нарисуйте в воздухе галочку, если что-то было непонятно, нарисуйте в воздухе круг.

Молодцы. урок окончен.

Отвечают на вопросы

Цели: - закрепить знания по теме «текст-описание»;

- научиться составлять текст-описание.

Да

Рассказывают о трудностях на уроке

Проводят рефлексию деятельности

Р.: осуществление итогового контроля; принятие оценки учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык "Текст - описание и роль в нем имен прилагательных. Составление текста-описания домашнего животного"

Цели  деятельности  учителя:  закрепление  знаний  о  тексте-описании  и  его  отличительных  признаках;  развитие  речи;  развитие...

Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: «Что такое текст-описание? Роль имен прилагательных в тексте-описании». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование с понятием «текст-описание» и с его отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные: Знать: знать, что такое текст-описание, его структур...

Конспект по русскому языку "Роль имени прилагательных в тексте-описании" ( УМК "Школа России", 2 класс)

. КОНСПЕКТ УРОКА по  русскому языкуТема: Роль имен прилагательных в тексте - описании Цели деятельности учителя: создать представление о тексте-описании, учить рассматривать предмет, и ...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Роль имен прилагательных в тексте-описании» ( УМК "Школа России" 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с текстом-описания и его отличительными признаками; формирование умения употреблять имена прилагательные в речи; формир...