Методическая разработка урока « Изменение глаголов по временам (обобщение).»
методическая разработка по русскому языку

"Глаголы - самая огнепышущая, самая живая часть речи, в глаголе струится самая алая, самая свежая кровь языка. И назначение глагола - выражать само действие". (А.Югов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol_urok.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Изменение глаголов по временам (обобщение).

Тип: закрепление

Цель урока: Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от  другой по вопросу.

2. Закрепление умения изменять глаголы по временам.

3. Развитие умения точно употреблять глаголы в тексте.

4.  Закрепление умения изменять глаголы по числам.

5. Развитие орфографической зоркости.

Планируемые результаты

Предметные: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;

Метапредметные

•Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных зада

•Способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

•Умение задавать вопросы.

Личностные:

 •Понимания необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

1. Прочитайте  слова, напечатанные на карточке.

   Цвет, поздравит, удивляет, белила, пишет, ели, волнует, пройдет, грустила, красота, окуни.

- На какие группы можно распределить данные слова? - Распределите слова по группам. Дайте названия каждой группе.

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

ВЕРНОЕ НАЗВАНИЕ ГРУПП: 1 балл, неверно- 0 баллов

- Какие слова вошли в обе группы?  

Как называются  такие слова?

ОЦЕНИТЕ СЕБЯ.

Если все верно – 5 баллов, допустили  1 ошибку – 4 балла, 2-3 ошибки- 3 балла, больше – 2 балла.

-Составьте предложения так, чтобы в одном случае слово «ели» было именем существительным, во- втором – глаголом. ( Работаем по вариантам).

Сформулируйте цель выполнения задания.

Работают по карточкам.

Распределяют, дают названия каждой группе.

Сущ.

Гл.

Цвет, белила, ели, красота, окуни

Поздравит, удивляет, белила, пишет, ели, волнует,пройдут, грустила, окуни.

Белила, ели, окуни

Омонимы

Устно составляют предложения. Отвечают.

Повторили слова омонимы.

Актуализация необходимых знаний

Прочитайте высказывание об этой части речи.

«ГЛАГОЛЫ- САМАЯ ОГНЕПЫШУЩАЯ, САМАЯ ЖИВАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ. В ГЛАГОЛЕ СТРУИТСЯ САМАЯ АЛАЯ, САМАЯ СВЕЖАЯ АРТЕРИАЛЬНАЯ КРОВЬ ЯЗЫКА. И НАЗНАЧЕНИЕ ГЛАГОЛА – ВЫРАЖАТЬ САМО ДЕЙСТВИЕ» (А. Югов)

О какой роли глаголов в речи говорит автор?

На какие группы можно распределить глаголы ?

Как отличить глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени?

Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Высказывание учеников.

Распределяют на группы: настоящее, прошедшее, будущее время.

Организация познавательной деятельности

Выберите лишний глагол в каждой группе слов.

Прочитает, краснеет, обедает, мечтает.

Смотрит , прыгает, позвонил, пестреет.

Увидит, бросит, шагает, повторим.

Дайте характеристику глаголу: на какой вопрос отвечает? Когда происходит действие?

С какой целью выполняли это задание?

Рассмотрите репродукцию картины «Весна», послушайте музыкальное произведение.

Какие чувства , ощущения она вызывает? Прочитайте текст.

ВЕСНОЙ.

Кругом (зеленеть) молодая травка. (Будет журчать) веселый ручеек. Кругом все (расцветать). (Желтеть) цветки мать-и- мачехи. Ты (стоять) в лесу (будет вдыхать) чудный аромат первоцветов. (жужжать) вокруг них мохнатые пчелы.

Что не так в этом тексте?

Является ли этот текст описанием  репродукции? Аргументируйте свой ответ.

В тексте встретилось слово ПЕРВОЦВЕТЫ. Что оно обозначает?

Работа по словарю С. И. Ожегова (стр.641)

Разберите по составу .

Измените глаголы в тексте так, чтобы действие происходило в настоящем времени.

Выпишите глаголы в столбик.

Зеленеет

Журчит

Расцветает

Желтеют

Стоишь

Вдыхаешь

жужжат

Проверьте правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

Образуйте от этих глаголов  глаголы прошедшего и будущего времени.

ОЦЕНИВАНИЕ.

Если все верно – 5 баллов, допустили  1 ошибку – 4 балла, 2-3 ошибки- 3 балла, больше – 2 балла.

Чему учились выполняя задание?

Найдите в тексте пятое предложение. Запишите, используя глаголы в настоящем времени.

Ты стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов.

Подчеркните главные члены предложения, дайте характеристику.

Каким членом предложения является глагол?

Выписывают, обозначают время.

Прочитает гл.,буд.вр., ед.ч..

Позвонил – гл., прош.вр., ед.ч..

Шагает – гл.,наст.вр.,ед.ч.

Рефлексия деятельности

Тест. Игра «Верно- неверно»

1. Глаголы изменяются по временам.

2. Глаголы в форме будущего времени имеют суффикс –Эль.

3. Глаголы прошедшего времени называют действия, которые еще только будут происходить.

4. Глагол «Уважает» настоящего времени.

5. С помощью глагола – помощника образуются глаголы будущего времени.

+,-,-,+,+.

Самостоятельная работа.

№1

Вместо вопросов вставь подходящие по смыслу глаголы, используя слова для выбора.

(Что делает?) ____________в саду яблоня. Широко она (что сделала?)___________свои ветви. Весной яблоня (что делает?)_____________ душистыми цветами. А летом на ней ( что сделают?) _________ сочные яблоки. Осенью листья (что сделают?) _____________. А пока стоит наша яблонька, ждет, когда (что сделают?)_______________ её первые снежинки.

Слова для выбора: раскинуть, созреть, цвести, радовать, укрыть, облететь.

№2

От данных слов образуйте глаголы трех времен.

Трещать- ___________,______________,__________________.

Замолчать- ___________,______________,_______________.

ОЦЕНИВАНИЕ.

Если все верно – 5 баллов, допустили  1 ошибку – 4 балла, 2-3 ошибки- 3 балла, больше – 2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"

План-конспект урока: "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Изменение глаголов по временам

1. Цель  урока: сформировать понятие об изменении глаголов по временам2.  Задачиобучающие:Ознакомление со значением грамматической категории глагола «время»   как отношением ...

Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс

На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по  родам....

Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .

Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Изменение глаголов по временам»

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результаты:   Предметные:уметь различать глаголы по временам;уметь различать глаголы в единственном и ...

Технологическая карта урока по русскому языку "Изменение глаголов по временам. Обобщение знаний о глаголе" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: совершенствование у обучающихся приобретенных знаний и умений по теме «Глагол».Задачи урока:Дидактические:1. повторить материал по теме «Времена глаголов»;2. обобщи...