Занимательная грамматика
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Фирсова Елена Владимировна


Конспект урока для 3 класса "Занимательная грамматика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_grammatika_.docx17.19 КБ
Файл zanimatelnaya_grammatika.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: создать  условия для формирования интереса к предмету.

Задачи образовательные:

  • создать проблемную  ситуацию по теме;
  • посредством увлекательной, занимательной, соревновательной формы повторить, систематизировать, углубить знания учащихся по теме;
  • создать условия для практического применения знаний.

Развивающие задачи:

  • способствовать развитию мышления, интеллекта, смекалки, внимания памяти, воображения;
  • обогащению словарного запаса;
  • формированию познавательного интереса учащихся, их творческих способностей;
  • формированию коммуникативной культуры.

Воспитательные задачи:

  • способствовать воспитанию любви к знаниям,  языку,  формированию нравственных качеств школьников:
  • созданию ситуации успеха в учении;
  • созданию условий для эстетического наслаждения.

Оборудование:

  • Электронная презентация;
  • Раздаточный материал (папка «Приложения»)
  • Жетоны;
  • Медали для членов команды-победительницы.

УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др.

Форма занятия: интеллектуальная игра.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

I. Введение в тему урока

Студент Знайка спешит на консультацию к профессору русского языка, ему предстоит долгий путь, полный испытаний. Поможем ему быстрее преодолеть этот путь и встретиться с профессором (слайды 1-2).

II. Основная часть (лингвистическая игра)

Этап 1. Орфография

Задание 1 (слайд 3)

Пятиклассник Петя написал своему дяде, директору школы, письмо (Приложение 1). Очевидно, что с письмом что-то не так. Исправьте все допущенные ошибки.
Давайте проверим себя (слайд 4).

Задание 2. «Шесть порций орфографических ошибок» (слайд 5)

Однажды русский писатель А.П.Чехов написал домой письмо, в котором дословно передал содержание меню ресторана парохода, на котором он путешествовал: «Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…»
Помогите правильно «оформить» меню, предложенное нам (
Приложение 1), (слайд 6)
Проверим себя (слайд 7)

Этап 2. Фразеология. (Слайд 8)

Задание 1 (слайд 9)

Перед нами лото: фразеологические выражения каждой ячейки вы должны заменить словом-синонимом (Приложение 2).
А теперь давайте проверим себя (по каждому щелчку мыши ячейки лото на экране будут закрываться соответствующим словом).

Задание 2 (слайд 10)

Незадачливому художнику предложили проиллюстрировать фразеологизмы. Перед нами эти рисунки. Соотнесите фразеологизм и рисунок горе-художника (Приложение 2). 
Правильное соотношение будет открываться по щелчку мыши.

Этап 3. Культура речи. (Слайд 11)

Подготовленный ученик читает стихотворение И.Солодаря «Тарабарщина».

Задание 1.

Ребята, одной из проблем культуры речи является также неосознанное и зачастую неоправданное употребление заимствованных слов. Замените иноязычное слово соответствующим русским (Приложение 3), (слайд 14).

Правильное соотношение будет открываться по щелчку мыши.

Этап 4. Морфология. (Слайд 15)

Задание 1. (Слайд 16)

При определении части речи слова «леший» пятиклассник рассуждал так: данное слово отвечает на вопрос «какой?», имеет окончание имени прилагательного. Прав ли ученик, можете ли вы подобрать подобные слова?

(Правильный ответ на слайде – 17). Чем больше подобных существительных подобрали ребята, тем больше жетонов они получают.

Задание 2. (Слайд 18)

Однажды я ребятам предложила сочинить стихотворение, используя слова: метро, кенгуру, кафе, домино, шимпанзе, какаду. Среди многих замечательных, обнаружила и такое стихотворение. Что смешного в нём, какие нормы русского языка нарушены? 
(Ответы могут быть даны и в письменном виде членам жюри, а затем и озвучены: нарушение морфологической нормы – склонение иноязычных несклоняемых имён существительных).

Этап 5.  Синтаксис. (Слайд 19)

Задание 1. (Слайд 20)

Прочтите стихотворение, представленное на слайде. По-моему, что-то в нём перепуталось. Восстановите смысл стихотворения, ничего не меняя, только расставив знаки препинания (Приложение 4).

Правильный вариант на слайде 21.

Задание 2. (Слайд 22)

Ребята, вы, наверняка, помните, что слово имеет не только лексическое, но и грамматическое значение. Это знание поможет вам справиться со следующим заданием: разобрать по членам предложение «Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому» (Приложение 4).

Правильный ответ будет открыт на данном слайде по щелчку мыши.

III. Подведение итогов (слайд 23)

Итак, мы выполнили все задания и тем самым помогли Знайке дойти до домика профессора. Жюри оглашает результаты игры. Награждение победителя (слайд 24).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие «Занимательная грамматика».

Слайд 2

Орфография

Слайд 3

Дядя, прашу тебя, помоги мне, А то небудет моей ноги В этой пративной школи. Мне вчера за дектант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже несмок прачитать. Попроси его, дядя, исправить двойку И паставить мне «пять». Петя Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Слайд 4

Дядя, пр о шу тебя, помоги мне, А то не будет моей ноги В этой пр о тивной школ е . Мне вчера за д и ктант на слова Учитель поставил «два», А сам сказал, что мою работу Даже не смо г пр о читать. Попроси его, дядя, исправить двойку И п о ставить мне «пять». Петя Из письма пятиклассника Пети своему дяде (директору школы)

Слайд 5

Шесть порций орфографических ошибок «Самое худшее на пароходе – это обед. Сообщаю меню с сохранением орфографии: щи зеле, сосиськи с капу, севрюшка фры, кошка, запеканка; кошка оказалась кашкой…» А.П.Чехов

Слайд 6

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Буль..н кури..ый с фр..кадельками. 2. Ра..ольник с к..лбасой. 3.К..тлеты сви..ые. 4. П..льмени. 5. П..роженое б..сквитное. 6. Пиро..ки с печ..нкой. ?

Слайд 7

Шесть порций орфографических ошибок Меню: 1.Бульон куриный с фрикадельками. 2. Рассольник с колбасой. 3.Котлеты свиные. 4. Пельмени. 5. Пироженое бисквитное. 6. Пирожки с печёнкой. !

Слайд 8

Орфография Фразеология

Слайд 9

Лото «Объясни выражение» Воспрянуть духом Идти ко дну Диву даваться Питать надежду Вылетело из головы Не вешать нос Навострить лыжи Сколько душе угодно Не за горами Как снег на голову Во все горло Не покладая рук Со всех ног Надуть губы Оставить в дураках В час по чайной ложке ободриться тонуть удивляться надеяться забыть не унывать убегать вдоволь рядом внезапно громко усердно медленно обмануть обидеться быстро

Слайд 10

1.Обливаться слезами. 2.Съесть пуд соли. 3.Нос к носу. 4.Водить за нос. 5. Хромать по арифметике. 6.Плакать в три ручья. 7.Спустя рукава. 8. Семь пятниц на неделе. 9. Больной вопрос. 10.На всех парусах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 11

Фразеология Орфография Культура речи

Слайд 12

- моща! - сила! и тэ дэ!

Слайд 13

Не по-русски говоришь ты, не пойму тебя я, нет!

Слайд 14

Замените заимствованное слово синонимом из русского языка Блокбастер – Постер – Тинейджер – Ремикс – Отель – Офис – Супермаркет - фильм – сенсация небольшой плакат подросток переделка гостиница контора большой магазин

Слайд 15

Фразеология Орфография Культура речи Морфология

Слайд 16

Определите часть речи слова «леший». Подберите подобные слова

Слайд 17

леший домовой водяной имена существительные

Слайд 18

Что смешного в этом стихотворении? Как-то рано поутру С другом сели мы в метру. И поехали в метре Фильм смотреть о кенгуре. Кенгуру в кафу зашёл, Занял там свободный стол И сидит за доминой С шимпанзой и какадой.

Слайд 19

Фразеология Орфография Культура речи Морфология Синтаксис

Слайд 20

Веселая путаница …кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна костюмы шьют Из толокна…

Слайд 21

Веселая путаница …кисель там варят, из резины там шины делают, из глины кирпич там жгут, из молока творог готовят, из песка стекло там плавят, из пластмассы посуду делают, из мяса котлеты стряпают, из сажи там ваксу делают, из пряжи прядут там нитки, из сукна костюмы шьют. Из толокна…

Слайд 22

Синтаксический разбор предложения Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому. кто что делали? какие? как? где? какому? Полядные волдряки учно ныквались по лорнему вому .

Слайд 23

Молодцы!

Слайд 24

Урок-путешествие «Занимательная грамматика». Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занимательная грамматика

Программа по внеурочной деятельности ....

Программа дополнительного образования "Занимательная грамматика"

Программа составлена для учащихся 1-4 классов в соответствии с ФГОС. Разработчики программы: Ракитянская Е.б, Беркутова Г.И., Однокозова Н.А., Пантелеева Т.И....

План работы кружка "Занимательная грамматика"

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет (четвероклассников). Срок ее реализации - 1 год. Форма организации - кружок. Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. К с...

Внеклассное занятие по русскому языку ««Путешествие в страну Грамматики» (занимательная грамматика) для обучающихся 3 классов

Внеклассное занятие по русскому языку««Путешествие в страну Грамматики»(занимательная грамматика)для обучающихся 3 классов, презентация...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Хорошо ли ты знаешь грамматику"

Цель: воспитывать в детях любовь к русскому языку и прививать интерес к предмету....

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Дружим с грамматикой"

Цель: закрепить умения определять безударный гласный звук в слове, подбирать проверочные слова, различать проверочное и проверяемое слова....