Изменение глагола по временам
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Марцинкевич Мария Александровна

Конспкт урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_27.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Ход урока.

1.Организационный момент.

Заливается звонок. Мы бежим со всех ног.

Класс нам двери открывает. Начинается урок.

Я за партой сижу, на учителя гляжу.

Я узнаю всё на свете, а потом всем расскажу.

Что? Как ? Почему? Только в школе я пойму.

Слайд № 2.

Учитель:

-Начинается урок русского языка.

-Чем мы будем заниматься на уроке? (Мы будем думать, спорить, высказывать свои мысли, отстаивать своё мнение, делать выводы и многое другое.)

-Что потребуется от нас на уроке? (Урок требует от вас внимания, сосредоточенности, активности, вежливости, умения слушать друг друга).

-Желаю вам на уроке светлого настроения, такого же, как это солнышко. Пусть этот урок будет плодотворным и обогатит вас новыми знаниями.

-Мы с вами находимся в царстве царя Глагола и будем продолжать путь по его царству. -Начнём урок с аукциона знаний о глаголе.  (Учащиеся рассказывают всё, что они знают о глаголе).

2. Проверка домашнего задания

3. Каллиграфическая минутка.

Откроем наш "тренажер". На каком уроке мы с вами остановились?

-На минутке красивого письма нам встретиться буква (строчную и заглавную).

- Дайте характеристику звуку, который обозначается буквой «вэ» на письме(обозначает согласный, парный звонкий, парный по мягкости – твёрдости звук)

Вв Ввв Вввв Определите закономерность букв в данной цепочке и продолжите ее. (запись на доске)

4, Словарная работа

-На доске записаны слова, прочитайте их и скажите, что у них общего?

Вч..ра, в..гон, вет..р, вр.мя ( в каждом из них две гласные, значит, два слога, ударение падает на первый слог, начинаются на букву «вэ»)

- Запишите их, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните слово, которое не является словарным (слово «время» - не словарное слово)

5. Определение темы и целей урока

Отгадайте загадку

-Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно. О чём я говорю? ( Это время)

-Время – ключевое слово в определении темы урока. Кто-то сможет сам сформулировать тему урока?

-Итак, сегодня урок по теме « Изменение глаголов по временам».

слайд

-Какие знания и умения нам необходимы для работы над темой урока? ( Учащиеся отвечают, а учитель корректирует ответ)

1. Знание временных форм глаголов. ( Данный пункт появляется на слайде 8 по второму щелчку)

2.Умение определять время глагола. (Данный пункт появляется на слайде 8 по третьему щелчку)

3.Умение изменять глаголы по временам. Данный пункт появляется на слайде 8 по следующему щелчку).

Слайд 9

- А вот что говорится о времени в толковом словаре С.И.Ожегова.

(Время – это промежуток той или иной длительности, в которой совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет).

- Подберите однокоренные слова к слову время и разберите одно из них по составу. Какие части речи мы уже с вами выучили? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол).

(время - времечко, временный, повременить).

Что обозначает каждое из слов? (времечко - ласкательно-уменьшительная форма, временный – непостоянный, повременить – подождать)

6. Актуализация знаний

На доске:

Время идет.

Время прошло.

Время пройдет.

- Прочитайте предложения и назовите глаголы.

- Сравните их. Чем они отличаются?

- Устно дополните предложения.

7. Открытие новых знаний.

Слайд № 12.

- Прочитайте написанные на доске предложения и перечислите имеющиеся в них глаголы.

Весной солнце светит и греет.

Зимой оно мало светило и хуже грело.

Летом солнце будет ярко светить и сильнее греть.

- Почему вы считаете, что это глаголы? (они обозначают действие предмета).

-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, происходящее в данный момент.

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глаголы настоящего времени.

Табличка «Настоящее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое уже совершилось.

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол прошедшего времени.Табличка «Прошедшее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Найдите в одном из предложений глаголы, которые обозначают действие, которое будет происходить.

-Поставьте вопрос к глаголу. Это глагол будущего времени. Табличка «Будущее время»

(записать предложение в тетрадь)

-Обобщите наши рассуждения. Сверим наш вывод с правилом в учебнике с.111

8. Физкультминутка. Слайд № 14.

Учим наизусть:

Сейчас на уроке мы в школе,

А после отправимся в лес.

Три времени есть у глагола:

Мы были, мы будем, мы есть.

9. Работа по теме урока.

Работа по учебнику упражнение № 195, с.111 и №196 с.112

Творческое задание

Прочитайте. В каких предложениях глаголы называют действия, которые происходят сейчас, в момент речи, в наст. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Летят на родину певчие птицы.

В каких предложениях глаголы называют действия, которые уже произошли вчера или давно, до момента речи, в прош. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Прилетели грачи.

В каких предложениях глаголы называют действия, которые ещё не произошли или произойдут завтра, после момента речи, в буд. вр. Прочитайте. Выпишите то предложение, в котором говорится о птицах.

Лес будет звенеть от птичьих голосов.

Укажите время глаголов.

Какое задание вы должны были выполнить? Все справились (кто не справился, хлопните в ладоши)

Вывод: Какие формы времени мы знаем? На какие вопросы они отвечают?

10. Работа с индивидуальными карточками в парах.

Правила работы в парах (повторить: работаем тихо, никому не мешая, уважаем мнение товарищей, не перебиваем, готовы всегда помочь).

Подошло время проверить, как вы усвоили новый материал. На партах у вас находятся карточки с заданиями, возьмите их и прочтите отрывки из стихотворений. Найдите в них глаголы, определите их время.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

(С.Маршак)

Пройдёт зима холодная,

Наступят дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

(С.Дрожжин)

Солнце ласково смеётся,

Светит ярче, горячей,

А с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей.

(Я.Колас)

-Прочитайте сначала отрывок из стихотворения с глаголами настоящего времени. К каждому глаголу поставьте вопрос. слайд

-Что значит «солнце ласково смеётся»? Какой приём применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (олицетворение). Ученики, сидящие в первом ряду, списывают отрывок с глаголами в наст. вр.

-Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами прошедшего времени. Какой прием применил автор в этом отрывке из литературного произведения? (сравнение). Ученики, сидящие во втором ряду, списывают отрывок с глаголами в прош. вр.

Слайд № 16.

- Прочитайте отрывок из стихотворения с глаголами будущего времени.

-Найдите в этом отрывке сравнение.

- Что с чем сравнивается? Почему?

Ученики, сидящие в третьем ряду, списывают отрывок с глаголами в буд. вр.

11. Подведение итогов урока.

- С каким грамматическим признаком глагола познакомились?

-На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени?

- На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени?

Оценки за урок (выставляются в ходе урока)

12. Домашнее задание

13. Рефлексия. Слайд № 19.

- Что вам показалось важным на уроке?

-Над чем ещё надо поработать?

-Оцените свою работу (разноцветные лучики). Всем нам сегодня светило ласковое солнышко, работали дружно, уважая мнение других, были корректными, хорошими учениками. Кому понравился урок, прикрепите к нашему солнышку оранжевые лучики, а кто еще не совсем усвоил материал, прикрепит жёлтые лучики. Ничего, это первый урок по теме, на других уроках мы будем закреплять материал, и вы поймёте и лучше усвоите материал.

к

м

л

о

в

и

т

ь

л

р

м

й

п

е

р

е

х

о

д

и

т

ь

к

о

т

с

р

а

г

а

п

а

н

о

м

е

и

т

з

п

р

и

с

о

н

п

т

д

е

й

р

и

с

м

с

й

к

ь

е

т

о

л

т

н

д

т

и

е

с

т

ь

т

н

ь

п

т

о

п

е

т

ь

р

и

о

д

ю

о

я

н

й

н

о

т

д

ш

м

в

я

т

щ

к

а

н

а

о

п

л

ы

т

ь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка: Суффикс -л- прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам.

Урок русского языка по УМК под редакцией Н.Ф. Виноградовой "Суффикс -л- пошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 4 класс (также подходит для изучения данной темы по другим УМ...

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».

Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. 3 класс. УМК «Перспектива».  Обобщение и систематизация знаний. Технологическая карта....

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам

Проверочная работа. 4 класс. Глаголы. Изменение глаголов по временам. УМК Полякова А.В,...

Время глагола. Изменение глагола по временам.

Время глагола. Изменение глагола по временам....

Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА. 3 КЛАСС. Тема: Изменение глаголов прошедшего времени по временам и числам....

Время глагола. Изменение глаголов по временам.

Логопедическое занятие "Время глагола. Изменение глаголов по временам."...