Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Барановская Ирина Вацлавовна

Урок русского языка в 4 классе по   программе «Школа России» дан в рамках школьного семинара.

Презентация прилагается.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4_klass_shkola_rossii.docx827.37 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 380

 Красносельского района Санкт-Петербурга

Урок русского языка в 4 классе

по   программе «Школа России»

Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок подготовила: Барановская Ирина Вацлавовна

Санкт-Петербург

2017 г.

Урок русского языка

 4 класс

 УМК: «Школа России»

Учитель: Барановская Ирина Вацлавовна

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Цель: систематизировать знания учащихся   об имени прилагательном как

о части речи.

Тип урока: уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты:

Предметные

  • повторить  морфологические признаки имени прилагательного;
  • - повторить синтаксическую роль имени прилагательного;
  • - повторить словообразование имен прилагательных;
  • - повторить роль имен прилагательных в тексте;
  • - повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты        

  • - развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;
  • - развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их  преодолению;
  • - развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

  • способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
  • - побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;
  • - акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;
  • - развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

  • - единственное и множественное число имен прилагательных;
  • - изменение имен прилагательных по числам и падежам;
  • - зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование:

        проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы.

I. Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок.

Придумано кем-то

И просто, и мудро

При встрече здороваться:

 «Доброе утро».

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

И доброе утро

Длится до вечера.

- Поприветствуем наших гостей. А теперь повернитесь ко мне.

А я всем присутствующим хочу пожелать, чтобы доброе настроение   не покидало вас весь день.

II. Актуализация знаний

Мотивация познавательной деятельности.

Записали в тетрадь

Второе марта.    

Классная работа.

Весна - это прекрасное время года, когда вся природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весну всегда ждали, весну всегда звали.

Послушайте, пожалуйста.

Дети (два человека)   поют под музыку (или поставить запись)

Не звал - зиму холода,

Не звал - приходила сама,

Кружева свои плела,

Заметелила-мела.

А мы смотрим из оконышка,

А мы ждём весну и солнышко

Весну звали, лето ждали,

Застыла река, под снегом дома,

Весну звали, лето ждали,

На пороге она-уходи от нас зима.

-Что мы сейчас услышали? (песню)  

- Какую?  

- К кому обращались дети в этой песне? (к весне)

- Они её звали, закликали. Значит, как можно назвать такую песню? (закличка)

- А весенняя песня - закличка называется

- Где мы можем узнать лексическое значение   слова?

В СЛОВАРЕ Ожегова мы читаем…

Старинная обрядовая восточнославянская песня,
воспевающая приход весны - веснянка

Работа в группах на карточках.

У вас на столах карточки.

 (На слайдах дублируется)

- Предположите, какое задание вам нужно будет выполнить?

(Выбрать верную версию транскрипции слова веснянка)

 - Подберите однокоренные слова к данному слову.

(Веснянка, весна, веснушка, весенний, по- весеннему).

(Запись у доски и в тетрадях.)

- Какая общая орфограмма во всех словах?

(Графическое оформление на доске.)

- Какое слово лишнее?

- Как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке?

-  Определите тему урока.

Обобщение знаний по теме «Имя   прилагательное» (Слайд)

 - Сформулируйте цель и задачи урока (на слайдах – опорные слова)

Цель: обобщить знания …

Задачи:

Повторить изученное об…

Развивать умения определять... и правильно писать…

Учиться работать …, контролировать…, давать ….

 - А также сегодня на уроке будем искать весну, которая, к сожалению, задерживается.

III. Работа по теме урока

Утром, идя на работу, я увидела вот это.

- Что вы видите на тропинке? (следы) 

- Что вам напомнили следы?

(Окончания имен прилагательных) 

Что такое имя прилагательное?

В какие группы вы бы объединили эти окончания имен прилагательных? (м. р, ж. р, ср. р.) + мн. ч. в Им. п..

Назовите окончания имен прил. ж. р; м. р; ср. р.

Запишите в тетрадь.

Проверим по слайду.

(Взаимопроверка, оценка) 

 - От чего зависит окончания им. прилагательных?

Весна очень хорошо маскируется.

Сейчас мы с  вами  поиграем в игру «Маскировка» и замаскируем окончания. Я буду диктовать словосочетания прилагательных с существительными. Вам надо определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание

(Зеленая листва, первый листочек, весенняя пора, ясное солнышко, лазурное небо, теплый ветер, ранняя весна, голосистые жаворонки.)

Проверка работ по слайду
1; 3 ;5; 2 ;2 ;3; 5; 4.

Встаньте, кто без ошибок.

(Самооценка)

 - А где весна могла спрятаться? Может ей кто-то помог?

 (В картинах, в художественных произведениях, в музыке.)

Перед вами картина Грабаря «Вешний поток» 

- Видите ли вы на ней следы весны?

- Что означает слово «вешний»?

На следующем слайде отрывок из произведения Пушкина.

Читаем

Выпишите словосочетания сущ.+прил.

-Укажите главное слово, зависимое, + гр. признаки

-Какие приметы весны описывает автор?

-Прочитайте этот текст без прилагательных.

-Что изменилось?

-Какую роль играют в нашей речи прилагательные? 

Физминутка

Дети выполняют движения, которые показывает учитель, под клип «Весна красна идёт (автор слов Т. Морозова)

Разноуровневые задания.

См. на слайд.

Предположите, какое задание надо выполнить?

(Дети выполняют задания на карточках. У слабых – слова для справок)

 - Чем являются в предложениях прилагательные?

 - А ещё каким членом предложения может быть прилагательное?

Запись предложения

Весна красна, да холодна.

(Разбор предложения)

Лягте на парту, закройте глазки.

Мы искали следы весны на картине, в тексте, а теперь давайте прислушаемся.

Может быть, мы услышим весну?

(Пищат птенцы. Была музыкальная игрушка – гнездо с птенцами.)

Составьте   предложение о птенцах, используя прилагательные.

В гнезде появились голосистые птенцы.

 (Вариант учителя)

 -Ребята, а сейчас вам необходимо выполнить морфологический разбор.

 Далее выполняется морфологический разбор прилагательного.

Проверка выполнения разбора.

IV. Рефлексия деятельности

1.                                  2.

3. Поможем солнышку – прогоним тучки

- Какие   знания и умения мы закрепляли сегодня на уроке?

- Открыл ли ты для себя сегодня что-то новое?

- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

А теперь оцените, как   вы   усвоили тему «Имена прилагательные».

 На   парте на цветных лучиках 2 пословицы.

 На жёлтом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях).

  На красном: «Добрый разум не наживают разом» (есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)

 - Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям и прикрепляем лучик на солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Урок русского языка по теме «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»...

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс.

Урок русского языка. Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». 4 класс....

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России» презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"    Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 класс ур...

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России» презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"     Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 кла...

презентация к уроку русского языка " Обобщение знаний по теме имя прилагательное" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

УМК «Школа России»  презентация к уроку  русского языка  " Обобщение знаний по теме имя прилагательное"    Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 кл...

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Систематизация и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи" 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект по русскому языку в 4 классе на тему "Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное как часть речи"  УМК "Школа России". Использо...