Предмет - Письмо. Тип урока - Объяснение нового материала. Тема - Строчная буква "щ".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Родионова Татьяна Викторовна

Ознакомление учащихся со строчной буквой «щ»; повторение написания пройденных букв; подготовка к каллиграфическому написанию буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_pisma.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45»

г. Калуги

Предмет - Письмо

Тип урока - Объяснение нового материала

Тема – Строчная буква «щ»

Класс -1

Учитель - Родионова Татьяна Викторовна

г. Калуга


Цель: Ознакомление учащихся со строчной буквой «щ»; повторение написания пройденных букв; подготовка к каллиграфическому написанию буквы.

1. Образовательные:

- Формировать умение писать буквы щ в соответствии с образцом;

- Формировать умение списывать без ошибок слова и предложения с печатного и письменного шрифта;

- Формировать умение составлять слова из слогов, объяснять смысл получившихся слов, записывать получившиеся слова без ошибок;

- Учить писать слоги, сочетания и слова с буквой щ;

- Учить правильно записывать слова с сочетаниями ща, щу;

- Закреплять правильное написание в словах сочетаний ча, чу;

- Закреплять написание изученных букв;

- Закреплять умение правильно обозначать границы предложения.

2. Развивающие:

- Развивать навыки самоконтроля и самооценки;

- Развивать орфографическую зоркость;

- Развивать навыки каллиграфического почерка, внимание, речевые умения, умение анализировать и обобщать.

3. Воспитывающие:

- Воспитывать интерес к учению, любовь к родному языку, воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда;

- Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

Тип урока: Открытие новых знаний

В уроке использованы элементы современных педагогических технологий:

- игровая (урок построен в форме игры – путешествия)

- личностно - ориентированная (индивидуальная работа у доски и письмо)

- проблемное обучение (частично – поисковый)

- здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физ. минутки)

На данном уроке прослеживаются межпредметные связи с изобразительным искусством, технологиями и окружающим миром.

Наглядные пособия: лента букв, пословица, сказочное облако и паровозик, цветок, грибок с буквами, снежная королева и корона из цветного картона, географическая карта, образец с буквой «Щ», иллюстрации изделий народных мастеров.


Планируемые результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- находить общие элементы в буквах;

- конструировать буквы из элементов;

- воспроизводить форму изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму;

- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- ориентироваться на странице тетради;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-  перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- строить высказывания, оформлять свою мысль в устной или

письменной речи.

Личностные УУД:

- выполнять гигиенические правила письма, осуществлять самоконтроль и самооценку их выполнения;

- проявлять интерес к изучению нового;

- проявлять интерес к поиску способа действия в заданных условиях.

Данный урок подходит для прописей любого автора.


  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Пожелаем всем удачи –

За работу, в добрый час!

Ⅱ. Психологический настрой.

- Сейчас у нас урок письма.

Память будем мы тренировать

И стараться грамотно писать.

Перед трудностями не отступим,

Ну, так что ж, друзья, приступим!?

. Актуализация опорных знаний.

- С какой буквой мы познакомились на уроке чтения?

- Какой звук она обозначает?

 - Дайте характеристику звуку.

. Целеполагание

А урок у нас будет необычный. Посмотрите на замечательные изделия народных мастеров. Здесь вы видите иллюстрации с хохломской росписью, гжель, вологодские кружева, жостовские подносы. Народные умельцы создали эту красоту. Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавшие эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными? (Добрые! Тёплые! Ласковые! Всё умеют! Поэтому еще о них говорят, что у них руки золотые!).

- У меня в руках листок ученика, который написал эти прекрасные буквы.
Можно ли сказать что у таких ребят руки золотые? Это похоже на кружево.

Догадайтесь, как мы сегодня будем писать? (Будем учиться писать красиво, чтобы про нас такие же слова сказали, А поможет нам в этом волшебная страна Букволандия. В Букволандии живут все наши буквы. Эта сказочная страна напоминает названия настоящих стран, пока для вас далёких, неизвестных, тоже сказочных, (Шотландии, Исландия, Голландия – показ этих стран на географической карте.)

- А повезёт нас в эту волшебную страну наш паровозик, но сначала надо купить билет. Для этого надо отгадать слово, спрятанное в этой схеме.

о

о

М

А

С

Т

Е

Р

- Этим, словом можно назвать людей, у которых золотые руки. (Дети предлагают свои названия).

- Назовите слова родственники, (Мастеровой, мастерит, мастерская.)

Физминутка.

Паровоз кричит «дуду»

Я иду иду.

 А колёса говорят

«Так-так-так»

«Так-так-так»

- А машинистом у нас буква «щ»

  1. Работа по теме

1) Пока нас буква «щ» везла в страну Букволандию, там стала править Снежная королева. Тучи закрыли ясное солнышко, налетел холодный ветер, он разбросал все буквы. Давайте поможем встретиться строчным буквам и заглавным буквам.

Прописные буквы

         г         

         д

к        

 т

  • найти лишнюю букву по написанию,
  • разбить на две группы.

2)      -А эти буквы остались полубуковками

а        л        в       я

- что общего в написании этих букв и какая лишняя?

3)     -Эту букву снежная королева заколдовала (Узнать букву по описанию),

(буква «ш»).

4) Буквы все мы расколдовали появилось солнышко. А это значит, что правит в нашем царстве буква «щ».

- Из каких элементов состоит эта буква?

- На какую букву похожа «щ»?

- На что надо обращать внимание, когда будем писать? (Элементы параллельны друг другу, а петелька пишется на нижней широкой строке и пересекает линию.)

- Вспомним правила посадки при письме.

- Снежная Королева застудила наши ручки. Сейчас мы их разогреем и начнём писать.

Физминутка.

В январе в январе

Будет холод на дворе

И тогда мы все ребятки

Будем одевать перчатки

  1. - Показ учителем написания буквы на доске.
  2. Письмо в воздухе. Одновременно идёт индивидуальная работа;

а)        Для леворуких

(На карточке буква со стрелками,)

б)        Для детей сильно сжимающих ручку

(Чистый лист бумаги.)

в)        Трафарет букв

(Для детей с дисграфией.)

г)        Специальная разлиновка для детей, которые неправильно соотносят и воспроизводят отдельные элементы букв.

д)        Для детей с высокой степенью неустойчивости внимания раздаются буквы в рисунке.

  1. Работа по карточкам.
  2. Ученик пишет на доске букву с комментированием.
  3. Письмо в прописях подсчёт,
  4. Письмо с комментированием орфограммы :

а) Ща, чаща (что это такое?).

б)        Щу, щука(какая это рыба ? хищная )

в)        -Что написано на следующей строке? (Предложение)

-Докажите.

-Какое это предложение?(повествовательное)

- Письмо с комментированием. (Подчеркнуть мягкие и твёрдые согласные.)

Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

О как весело шагать

Руки вверх подними

На пальчики посмотри.

Шире руки разведи,

А потом их опусти

  1. Самостоятельная работа.

По вариантам (дифференцированная)

Выписать слова подходящие к схеме

Соотнести звуки и буквы и запиши слово.

=

О

-

О

[щ'] [а] [в'] [э'] [л']

Щека

Почему звуков меньше, чем букв?

Щука

Придумай свои слова.

Чаща

Пища

Придумай своё слово.

Составь устно предложение с этим словом.

=    мягкий согласный звук

-     твердый согласный звук

О    гласный звук

VII. Подведение итогов

-И так наше сказочное путешествие подходит к концу.

-Чему вы научились в этом пути?

-Мы много путешествовали и учились писать букву «щ», которая стала королевой страны Букволандией и нашего урока.

- А мы стали истинными мастерами своего дела.

(Несколько детей на доске пишут букву «щ» и самой красивой букве надевают корону.)

- В народе существует пословица. Может кто-то вспомнит пословицу о мастере?

Дело мастера боится.  (объясняем смысл пословицы)

Дети списывают пословицу с доски в пропись.

  1. Рефлексия

Я узнал…

Я запомнил…

Я научился…        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок объяснения нового материала "Правописание непроизносимых согласных в корне слова" 3 класс

Урок  знакомит  с  правописанием  непроизносимых согласных  в  корне  слова; развивает  наблюдательность,логическое  мышление; прививает интерес  к ...

Работа для объяснения нового материала (текст-описание)

Данную работу можно использовать на уроке русского языка как для объяснения нового понятия "текст-описание", так и для закрепления этого понятия. Работа предусматривает выполнение учащимися творческог...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония

Методическая разработка урока окружающего мира  в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты"  2016г.,ФГОС...