Презентация по русскому языку в 3 классе "Глагол. Значение и употребление в речи глаголов."
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (3 класс)

Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость;

воспитывать интерес к родному языку

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_i_upotreblenie_glagolov_v_rechi.pptx2.02 МБ
Файл konspekt_uroka_glagol.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение и употребление в речи глаголов Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи; развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость; воспитывать интерес к родному языку

Слайд 2

10 апреля Классная работа

Слайд 3

Минутка чистописания в н а е с ва ве на не са се

Слайд 4

в е сн а

Слайд 5

Весенний, веснушки, веснянка, вешние .

Слайд 6

Составь рассказ по плану 1. Весна приходит к нам сразу после _________. 2 . Весенние месяцы - это ___________. 3. Весну можно узнать по __________.

Слайд 7

Весной прилетели ласточки. Ласточки построили гнездо под крышей.

Слайд 8

Весной прилетели ласточки. Они построили гнездо под крышей.

Слайд 9

Значение и употребление глаголов в речи

Слайд 11

Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – все в действие придёт: Летит ракета, люди строят зданья, И рожь в полях растёт. Глагол

Слайд 12

Физминутка . Поскачите, П опляшите, Присядьте тихо, Посидите. Поднимитесь, Распрямитесь, Потянитесь и Согнитесь. Встаньте прямо, Улыбайтесь, Быть хорошими старайтесь. Мы рифмовку прочитали… И глаголы все узнали.

Слайд 13

Работа в группах. Правила: Слушай, что говорят другие . Делай выводы об услышанном, задавай вопросы . Говори спокойно ясно, только по делу. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки. Помогай товарищам, если они об этом просят. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Слайд 14

Экспресс - опрос Что такое глагол? Глагол – это самостоятельная часть речи. Что обозначает глагол? Глагол обозначает действие предмета. На какие вопросы отвечает глагол? Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? …



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Учитель: Сергеева Елена Владимировна.

Класс:3

УМК «Школа России»

Предмет: русский язык

Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи, развивать мышление, внимание, орфографическую зоркость.

Задачи: - повторить, имеющиеся у детей знания о частях речи;

- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

- определение роли глагола в предложении;

Работа с информацией:

- работа с материалом учебника;

- искать и выделять необходимую информацию.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); карточки с заданием для работы в паре, в группе, электронное приложение.

Ход урока:

I.Организационный момент:

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- С каким настроением начинаем урок?

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу.  Пусть этот урок подарит нам хорошее настроение.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. (СЛАЙД 2)

      2. Минутка чистописания.

-  Начинаем наш урок с чистописания.

- Я буду говорить вам задания, а вы записыть ответ в тетрадь.

- Запишите букву, парную букве ф по звонкости-глухости;

- Запишите буква, обозначающую удвоенный согласный звук в слове тонна;

- Первая буква в алфавите;

- Буква, обозначающая безударную гласную в слове земля;

- Буква, обозначающая глухой парный, твердый парный звук в слове масло.

Давайте проверим: в, н, а, е, с.(СЛАЙД 3)

- Пропишите сочетания согласных с гласными  ва   ве   на не  са се  (следите за правильным соединением).

II. Актуализация знаний:

- Из данных букв составьте имя существительное женского рода (Весна)(СЛАЙД4)

- Охарактеризуйте слово весна

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)

-Что такое имя существительное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

-Запишите слово весна в тетрадь

-Назовите орфограмму в этом слове (безударная гласная е в корне)

-Посмотрите, пожалуйста, на ряд слов. (весенний, веснушки, веснянка, вешние) (СЛАЙД5) 

-Какое слово будет проверочным к слову весна?(вешние)

-Что общего у всех этих слов? (Это-Однокоренные слова)

-Значение какого слова вам непонятно?

 - Какие части речи мы видим? (сущ. и прил.)

- Что такое имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Назовите весенние месяцы. Составьте рассказ про весну по плану. (СЛАЙД6)

-Обратите внимание на следующие предложения. Какая речевая ошибка здесь допущена?( повтор слова ласточки) (СЛАЙД 7)

     Весной прилетели ласточки. Ласточки построили гнездо под крышей.

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова ласточки  другим словом, другой частью речи.)

- Каким словом можно заменить слово ласточки? ( они)

- Какая это часть речи?(Местоимение) (СЛАЙД 8)

           - Что такое местоимение?

- На какие вопросы отвечает?

- Что обозначает?

- Молодцы.     

     

       III.Самоопределение к деятельности:

-Тему сегодняшнего урока, вы определите, после того как мы сыграем в «Лото» , для этого  объединитесь  в  пары. Каждая пара получает табличку. Я буду говорить задание, а вы закрашиваете слова.

Москва

светит

нарцисс

пальто

плащ

подснежник

Россия

журчат

наступила

сапоги

ландыш

Волга

 кепка

растаял

распускаются

тюльпан

- Закрасьте  все слова, которые называют предметы одежды.

- Закрасьте все географические названия.

- Закрасьте все слова, которые называют цветы.

- Прочитайте слова, которые остались незакрытыми?

(наступила, светит ,растаял, распускаются, журчат)

        СХЕМА

- Что обозначают эти слова?( действие предмета)

-Какая часть речи обозначает действие предмета?(глаголы)

-Какие вопросы мы можем поставить к этим словам?

- Откройте учебники на стр. 101, прочитайте правило и сравните со своими ответами. Правильно вы определили, что такое глагол? Переверните страницу назад, прочитаем название раздела, который мы будем изучать. Сформулируйте тему урока.

СЛАЙД9 Появляется тема на доске: «Значение и употребление глаголов в речи»

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- А чем же мы будем сегодня заниматься?

  1. Вспомним признаки глагола.
  2. Будем учиться распознавать глагол среди других частей речи.

Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

 

IV.Работа по теме урока:

     

    1.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Наблюдение над ролью глаголов в речи:

Прочитайте текст.

(текст на отдельном листе у каждого ученика, на доске сюжетная картинка) (СЛАЙД 10)

 

Весна. Снег. Ласковое солнце. Весёлые ручьи. Весной первые цветы.

- Назовите части речи, которые использованы в тексте.

- Что вы можете сказать о тексте?  (Понравился ли вам текст?  Всё ли было понятно?)

- Почему изображаемый мир как бы застыл, неподвижен?

- Давайте попробуем оживить текст. Что для этого нужно сделать? Слова какой части речи надо использовать? (Глаголы). (СЛАЙД 11)

      2. Индив. работа 

- Запишите текст, используя глаголы из «Лото».

Наступила весна. Растаял снег. Светит ласковое солнце. Журчат весёлые ручьи. Весной распускаются первые цветы.

 (Взаимопроверка- поменяйтесь тетрадями, проверьте своего товарища)

- Как изменился второй текст?

- Почему неподвижная картинка ожила? (в тексте появилось действие)

- С помощью, какой части речи это произошло?( глаголы)

- Давайте их подчеркнем, как будем подчеркивать? (двумя чертами)

- На какие вопросы отвечают?

- Что обозначают?

- Как называется часть речи?

-Давайте определим, каким членом предложения являются глаголы? (Сказуемые)

-Действительно, чаще всего глаголы в предложении являются сказуемыми.     СХЕМА

  1. Работа по учебнику:

-Откройте учебники на стр. 100, упр. 169, прочитайте задание. Запишите упражнение на доске и в тетрадях.

-Какие предложения называют нераспространенными?

V. Физкультминутка.

Поскачите, попляшите,
Присядьте тихо, посидите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.
Мы рифмовку прочитали...
И глаголы все узнали! (СЛАЙД 12)

VI. Продолжение работы по теме урока

    1.Работа по учебнику:

-Продолжаем работать по учебнику упр. 170(2), на стр. 100. Прочитайте задание. Выполним задания к упражнению.

2.Работа в группах

- А сейчас поработаем в группах. (Деление на группы.) Вспомним правила работы в группе. (СЛАЙД 13)

 «Правила работы в группе»

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль.

Поиграем в игру «Разведчики». Вы разведчики, у вас будет свой командир. Каждый командир наберет себе команду. Каждая команда должна собраться в своем штабе. А штаб вы найдете, если внимательно посмотрите вокруг.

Выбираем 4х ребят – командиры. Наши команды будут называться: Существительные, Прилагательные, Глаголы, Местоимения. У каждого из вас на столе лежит карточка со словом, которое не должен видеть сосед. Командиры ходят, смотрят ваши слова и набирают в свою команду разведчиков.

     

 VII.Рефлексия:

Лестница успеха.

VIII.Подведение итогов урока.(СЛАЙД 14)

-Давайте вспомним, о какой части речи мы говорили на уроке?

-Что такое глагол?

-Что обозначает глагол?

-На какие вопросы отвечают слова-действия?

Домашнее задание: Творческое задание на карточках по выбору ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Урок по предмету русский язык (3 класс) Значение и употребление глаголов в речи.

Урок русского языка в 3 классе, по программе ШКОЛА РОССИИ....

Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»

Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"

Русский язык 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи" УМК "Школа России"...

Технологическая карта по русскому языку на тему "Значение и употребление глаголов в речи. Распознание глаголов среди однокоренных слов и форм слов." 3 класс УМК "Школа России"

Цель деятельности учителя: формирование умений находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; формирование умения грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы, расширение ...