Урок по предмету русский язык (3 класс) Значение и употребление глаголов в речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе, по программе ШКОЛА РОССИИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx | 82.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 им. М.В. Ломоносова
г. Елизово
Урок по предмету русский язык
(3 класс)
Значение и употребление глаголов
в речи.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 им.
М.В. Ломоносова
Павлычева Яна Николаевна
2015г
Цель: Формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи.
Задачи:
Обучающая – обучить распознавать глагол среди других частей речи и совершенствовать этот навык.
Развивающая – развитие речи, операций мышления (анализ, синтез, обобщения и т.д.), расширять словарь учащихся, развивать умение правильно употреблять глаголы в речи;
Воспитательная – воспитывать аккуратность, любовь к языку, уважительное отношение друг к другу, работая в парах.
Планируемые результаты:
-обучающиеся, опираясь на существенные признаки, научатся распознавать глаголы среди других частей речи;
-создать условия учащимся для самостоятельного формирования выводов на основе своих наблюдений и сравнений; находить глаголы в предложении и правильно ставить вопросы Что делать? Что делают? Что сделал?;
-выполнять творческие задания;
- слушать собеседника и вести диалог;
- оценивать себя, границы своего знания и незнания;
-работать в паре и оценивать товарища.
Форма обучения:
Индивидуальная
Коллективная
Групповая
Тип урока: Урок повторения материала.
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки для работы в парах, карточки с дифференцированными заданиями,
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- У: Сегодня у нас гости, а гости это всегда радость и хорошее настроение. Мне хочется, чтобы вас не покидало радостное и творческое состояние в течение всего урока.
- У: Поприветствуйте гостей улыбкой, пожелайте мысленно себе удачи и тихонечко садитесь за парты.
- Дорога у нас будет непростая, встретятся трудности, а что нужно для того, чтобы преодолевать трудности? (дружба, взаимовыручка)
(Слайд 1) Прочитайте девиз нашего урока:
Учащиеся:
«Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроешь путь!»
«Интервью - шутка»
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы. Послушайте вопросы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
Что вы любите больше всего?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
-Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- Что вы можете сказать о своей роли в речи?
- Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду-
Все в действие придет.
- У: О какой части речи мы будем говорить на уроке? (О глаголе.) - слайд 2
Запишите в тетради число, классная работа. Посередине страницы. –ГЛАГОЛ
Что же обозначает слово глагол?
Найти информацию в ноутбуке.
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И.Даля мы читаем: «Глагол- это речь человека, разумный говор, язык.»
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы приведем в систему известные нам знания и закрепим наши умения. Желаю вам хорошей творческой работы на уроке.
- появляется тема на доске
«Значение и употребление глаголов в речи»
Какие учебные задачи мы должны решить на уроке?
Постановка целей: Появляются на доске.
- Распознавать глагол среди других частей речи.
- Для чего нужны глаголы?
(да, они показывают, что делает тот или иной предмет)
- Определить признаки глагола.
1. Постановка учебной задачи
Сравните два текста ( Слайд 3). Чем различаются?
В первом нет глаголов. Какие части речи встретились в первом тексте?
Прочитайте глаголы. Что они обозначают? (действие)
Для чего они нужны? ( показывают что делает предмет)
- Сильная буря. Гром. Молния. Дождь. Ручьи по дорожкам. Лесные озёра. Птицы на деревьях.
- Началась сильная буря. Ударил гром. Вспыхнула молния. Полил дождь. Побежали ручьи по дорожкам. Заблестели лесные озёра. Затихли птицы на деревьях.
(Слайд 3)
3 человека у доски с каждого ряда. Распределяют глаголы по столбикам остальные записывают в тетрадь по рядам. Ученики пишут с карточки на парте.
У. Разделите данные глаголы на 3 группы в зависимости от вопроса и запишите в тетрадь. По рядам. (записываю вопрос) С карточки выписывают глаголы.
1 ряд 2 ряд. 3 ряд
Что сделала? Что сделал? Что сделали?
началась ударил побежали
вспыхнула полил заблестели
затихли
Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?)
- Работа над правилом.
А теперь, все полученные на уроке знания сравните с определением глагола, которое дается на странице 101 вашего учебника. Прочитайте его про себя.
Так что – же общего у глагола с именем существительным и с именем прилагательным? (это ЧР)
Назовите признаки глагола? (обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает
- Первичное закрепление
Электр. приложение (3 класс.)
Распредели глаголы по корзинам в зависимости от вопроса на который они отвечают.
Что сделал? Что делал? Что сделает?
Замолчал лежал перекричит
Встретил бежал перемолчит
зажурчал
Прочитай глаголы 1,2,3 корзины.
У: На какие вопросы отвечают глаголы?
- Работа в парах на карточках.
По вариантам распределить сущ.-1 вариант и гл-2 вариант. (Проверка 2 кл электрон прилож). Запишите в тетерадь.
Слова: просить, корм, хитрость, встречать, звон, свист, просьба, зелень, звонить, зеленеть, горе, хитрость, свистеть, встреча, кормить.
- Выявление нового признака глагола – Чаще всего в предложении глагол - (сказуемое)
Электор. приложение 3 класс. Упр 173.
У. Прочитайте предложения из стихотворения Сурикова.
Какой темой можно объединить все данные предложения? (О весне)
Как найти в предложении глагол?
Выпиши второе предложение в тетрадь и подчеркни грамматическую основу.
Проверка у доски.
Найди в каждом предложении грамматическую основу.
Назови сказуемое. Какой частью речи оно выражено?
Назови роль глагола. в предложении.
( Глагол в предложении чаще всего бывает сказуемым, вместе с подлежащим он образует грамматическую основу).
- Работа в парах
А теперь, попробуйте расселить наш глагол на улице частей речи. Будьте внимательны. (Учитель использует таблицу и карточки со словами)
Улица частей речи.
Дом 1.
Часть речи | |
Обозначает | Предмет |
Отвечает на вопросы | Что делает? Что сделает? |
Дом 2.
Часть речи | |
Обозначает | Действие предмета |
Отвечает на вопросы | Какой? Какая? |
Дом 3.
Часть речи | |
Обозначает | Действие предмета |
Отвечает на вопросы | Что делает? Что сделает? |
У.Можем ли мы поселить глагол в дом 1?(Нет).
А почему? (В доме 1 не указаны все признаки глагола)
У.Признаки ,какой ЧР указаны в доме 1? (Никакой, такой части речи нет).
А что же мы можем изменить, чтобы поселить туда жить какую – нибудь ЧР?(Изменим вопросы ,на которые должна отвечать эта ЧР: кто? , что? Тогда, поселим туда имя существительное).
Аналогичная работа ведется с последующими двумя домами. В итоге получается:
Дом 1 – имя существительное;
Дом 2 – имя прилагательное;
Дом 3 – глагол.
Проверка по веб. камере.
8.Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И трудиться вновь начните.
9.Составление алгоритма определения глагола.
знаете ли вы!
Учёные подсчитали, что самыми употребляемыми глаголами являются:
- МОЧЬ
- СКАЗАТЬ
- ГОВОРИТЬ
- ЗНАТЬ
- СТАТЬ
- ВИДЕТЬ
10. Домашнее задание. С. 102 упр.172
Жить по глаголу. Запишите это выражение.
Дома нужно было посмотреть в толковом словаре Владимира Ивановича Даля или в интеренете.
Что означает это выражение? (жить в мире,согласии и дружбе
У.Молодцы, ребята вы показали прекрасные знания по теме глагол, а теперь давайте расскажем всем присутствующим, каким образом мы достигли таких результатов.
Инсценировка стихотворения. Подведение итогов.
Я пришел из школы,
Я учу глаголы…..
Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
« Кричать» - кричу,
« Вертеть» - верчу,
« Двигать» - двигаю
« Прыгать» - прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел!…
Открываю: наш сосед….
( Он живет под нами).
Не причёсан, не одет –
В тапках и в пижаме.
Он кричит:
- Прошу прощенья!
Это что – землетрясенье?
Или, может быть, слоны
Надо мной поселены?!
- Уважаемый сосед,
никого в квартире нет,
Я пришёл из школы
И учу глаголы….
У.Вот каким тяжёлым трудом достаются знания. Наш урок подходит к концу. Понравился он вам? Мне тоже очень понравилось, как вы работали.
И в заключении давайте подведём итог .
Рефлексия
На этом уроке…
- Я всё понял.
- Было интересно.
- Было скучно.
- Запомню надолго.
- Ничего не понял.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА русского языка. Тема:"значение и употребление в речи глагола"
Конспект урока русского языка в 3 классе ...
презентация бинарного урока по предметам русский язык и английский язык
Представленная разработка показывает как в начальной школе можно проводить бинарный урок по двум предметам: русскому языку и английскому языку. В ходе урока учитель английского языка взаимодействует с...
Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"
Это конспект урока, направленный на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...
Урок по предмету Русский язык в 4 классе по теме:"Различение названий предметов по вопросам кто? что?"
Урок по предмету Русский язык в 4 б классеТема: «Различение названий предметов по вопросам кто? что?»...