Рабочая программа обучение грамоте и письмо
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Рабочая программа "Обучение грамоте. Письмо"  для 1 класса по УМК "Перспективная начальная школа". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_obuchenie_gramote_i_pismo.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

курса

«Обучение грамоте»

Аннотация

Программа по предмету  «Обучение грамоте» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Агаркова и «Программы по учебным предметам»,  М.:  Академкнига/учебник, 2012 г.)

  1. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012г.

2.   Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 и № 3. — М.: Академкнига/Учебник.

3.  Лаврова Н. М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала  формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради по письму № 1, № 2 — М.: Академкнига/Учебник.

  1.   Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука: 1 кл.: Методическое пособие/Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/Учебник.
  2.   Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука [Текст]: Тетрадь по письму в 3-х частях, 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М.: Академкнига/ Учебник, 2009
  3.  Чуракова Н.А.. Итоговая комплексная работа: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник.

7.  Лаврова  Н. М. Азбука. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс: методическое пособие. Н. М. Лаврова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

               Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других школьных предметов.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку.

        Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте и письму». В обучении грамоте различаются три периода: подготовительный период,  основной  звукобуквенный период,  заключительный период.

Цели и задачи курса

Цель курса «Обучение грамоте» – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений

.При этом решаются следующие задачи:

  •   обеспечение введения ребёнка в мир наблюдений за языком (за лексическим значением слов, за их строением и изменением, за взаимосвязью между лексическим значением слова и его звуковым составом, ударением);
  •   формирование основ фонетических умений первоклассников, что необходимо для успешного освоения как русской графики; так и орфографии, а следовательно, для дальнейшего обучения грамотному письму;
  •   знакомство (на практическом уровне) с признаками наиболее распространённых орфограмм («опасных при письме мест»);
  •   целенаправленное формирование орфографической зоркости школьников;
  •   создание условий для практического освоения учащимися всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма; для формирования культуры речевого поведения.

Общая характеристика курса  «Обучение грамоте»

      Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц — слов, сочетаний слов, предложений и текста.

      Овладение графическим действием в период усвоения грамоты — важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются общеучебные умения, навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

      В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, т. е. читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

 При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

     Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, т. е. то, что отвечает возрастным потребностям шестилетнего ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса.

     Развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается путем использования в «Азбуке» следующих приемов:

а) прием  наращивания

    Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: ша — груша — грушка — грушевый (сок); бы — был — были — былина — былинный; пе — пей — репей — репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки», но и, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения. Чтение слов в таких цепочках реализуется сразу на двух уровнях:

а) слоговом нараспев

б) орфоэпическом, т. е. с учетом ударения. В этом заключается технология овладения первоначальным чтением.

б) прием реконструирования слов.

     Также используется прием реконструирования слов, что позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места лишь одного звука в слове приводит к полному изменению его значения, например: ива — нива, сон — слон, батон — бутон, зайка— лайка, игра — игла.

    Особой задачей для учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв были разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия — руками — самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

    Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухо-артикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой — как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слова

   Период обучения письму состоит из трех этапов:

  На подготовительном этапе (Тетрадь по письму № 1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, т. е. шаблонов для конструирования письменных букв. Дети узнают названия элементов-линий и элементов-шаблонов, обращают внимание на их размер (целый, половинный, четвертной) и учатся писать элементы-линии по алгоритму на соответствующей разлиновке тетради при соблюдении правил посадки и пользования письменными принадлежностями.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному) этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму № 1, № 2, № 3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

  На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка, так как именно на этой основе в последующих 2–4-м классах начальной школы у учащихся вырабатывается полноценный графический навык.

         

                                     

Основные содержательные линии

В рабочей программе по обучению грамоте  представлены 2 содержательные линии:  обучение чтению и обучение письму. Обе линии содержат  3 этапа обучения:

подготовительный,

основной (звукобуквенный)

заключительный.

Место предмета в базисном учебном плане

     На реализацию программы по обучению грамоте, предшествующей введению учебных предметов «Русский язык» и «Литературное чтение», в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 204 часа (9 часов в неделю) за счет названных предметных линий.

                                         
Планируемые результаты изучения курса «Обучение грамоте»

Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД

Самоопределение – система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация  -  тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения  и взаимоотношений родителей и детей.

Познавательные УУД

Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.

Логические:  

анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;  анализ парных звонких - глухих звуков и моделей слов с этими звуками c  целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и     чередования звонких - глухих;

обнаружение особенностей  букв я, ё, ю, е: использование  букв для обозначения звука [й'] в начале слова  и после разделительных  знаков ь и ъ; обнаружение особой роли буквы ь  после букв согласных звуков (с. 45);  

выяснение общих черт непарных  согласных.

формирование понятия «звук» через анализ моделей;  

поэтапное формирование понятия «парный звонкий - глухой согласный» через систему сопоставлений;

формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ  пар слов на цветном фоне;  

формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в  двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;

установление причинно-следственных связей:

между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.

           

                             

Содержание курса «Обучение грамоте.  Письмо»

                                                         

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (20 ч)

1. Чтение (9 ч)

   Слушание (аудирование) текста сказки. Соотнесение иллюстраций с частями текста. Пересказ содержания сказки.

   Первичное представление, во-первых, о тексте как определенной последовательности предложений и слов, связанных между собой по смыслу и интонационно и выражающих относительно законченное сообщение и, во-вторых, о предложении как высказывании, которое содержит сообщение о чем-либо и рассчитано на слуховое или зрительное восприятие. Составление предложений на тему  иллюстраций. Соотнесение конкретных предложений с графической моделью текста.

Озаглавливание рассказа, заданного иллюстрацией. Элементы построения текста. Пересказ рассказа на основе его графической модели.

Составление ответов на вопросы учителя по прочитанному им тексту.

Выборочный пересказ, заучивание стихотворений наизусть.

Первичное представление о словах как структурных единицах языка.

Знакомство с элементами-шаблонами печатных букв.

2. Письмо (11 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка.

Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (191ч)

1. Чтение (68 ч)

Гласные звуки

Отработка артикуляции гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] как в различных позициях в слове, так и в изолированном употреблении.

Упражнение в различении гласных звуков на слух.

Роль гласных звуков в процессе слогообразования. Слог как часть слова. Понятие об ударении и ударном слоге в слове. Знак ударения. Выделение голосом ударного гласного звука слова в процессе озвучивания его схемы. Смыслоразличительная роль русского ударения. Умение произносить слово по слогам и орфоэпически (с учетом ударения) на основе графических схем слов. Графическаяфиксация слогов в слове с помощью дуг.

Фиксация на схеме слова гласного звука вначале с помощью простого кружка, а затем — знака транскрипции.

Узнавание и выделение на слух из ряда звучащих и произносимых слов только тех, в которых есть определенный гласный звук. Подбор слов с заданным гласным звуком.

Конструирование печатных букв гласных звуков с помощью элементов-шаблонов и усвоение их форм. Формирование образного представления о том, что буква — это лишь знак («одежда») для звука, речи.

Восприятие на слух текста, читаемого учителем, понимание его содержания, формулирование ответов на поставленные вопросы, выборочный и полный пересказ воспринятого на слух текста.

Согласные сонорные звуки (непарные по глухости-звонкости и парные по твердости-мягкости)

Согласные звуки [м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, й’] как ртосмыкатели.

Артикуляция: рот прикрыт или закрыт. Струя выходящего воздуха встречает преграду (губы, зубы, язык).

Противопоставление сонорных согласных звуков по твердостимягкости; обозначение их твердости-мягкости на письме при помощи букв гласных — «а, о, у, э, ы» для твердых (ма, мо, му, мэ, мы) и«и» для мягких (ми). Прием последовательного выделения каждого звука в слове. Звуковой анализ слов, заданных рисунком и схемой.

Артикулирование звуков, выделенных из контекста анализируемых слов, и произнесение их в изолированном виде. Фиксирование согласных звуков с помощью квадрата с точкой в середине, обозначающей звонкость. Одним из этих квадратов (с апострофом Y’) фиксируются мягкие, другим (без апострофа Y) — твердые звонкие звуки.

Соотнесение отличительных признаков выделенных звуков с ихсмыслоразличительной функцией в минимальных парах сравниваемых слов: мыл — мил, Нил — ныл.

Усвоение форм печатных букв (малых и больших), с помощью которых обозначаются все сонорные звуки.

Чтение закрытых неприкрытых слогов (ам, ун, ир) и открытых слогов-слияний (ма, ну, ри) с твердыми и мягкими согласными звуками, а также слов с непарным согласным звуком [й’] на конце и в середине слова (май, майка).

Прием орфоэпического чтения и произнесения слов в сравнении со слоговым.

Звук [й’] в начале слова и между гласными.

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв «я, ё, ю, е» и мягкого знака «ь»

«Работа» (функция) букв «я, ё, ю, е» — обозначать два звука [й’а], [й’о], [й’у], [й’э] в начале слова ([й’ама] — яма) и после гласных звуков в середине и на конце слова ([бай’аqн] — баян, [р’исуqй’у] — рисую).

Обозначение мягкости согласных в слоге-слиянии с помощью букв «я, ё, ю, е» ([но]- но; [н’о]- нё; [ру]- ру; [р’у]- рю; [ла]- ла; [л’а]- ля; [мэ]- мэ; [м’э]- ме).

Мягкий знак «ь», указывающий на мягкость согласного звука на конце и в середине слов, например: линь, руль, мыльный пузырь.

Слоговое и орфоэпическое прочтение звуковой и буквенной схем слов.

Наблюдение за процессом перекодирования звуковой формы слова в графическую (на основе условных знаков и печатных букв).

Усвоение правил использования букв «я, ё, ю, е». Упражнение в чтении слогов и слов с этими буквами и мягким знаком «ь». Дифференцировка мягких и твердых согласных сонорных звуков на слух при выделении их из контекста произносимого слова.

Конструирование форм печатных букв (строчных и заглавных): я Я, ёЁ, юЮ, еЕ, ь.

Парные звонкие и глухие согласные звуки

Отличие звонких и глухих звуков [д]-[д’], [т]-[т’], [з]-[з’], [с]-[с’], [г]-[г’], [к]-[к’], [в]-[в’], [ф]-[ф’], [б]-[б’], [п]-[п’] по признаку твердости-мягкости. Соотнесение парных по звонкости-глухости звуков [д-т, д’-т’, з-с, з’-с’, г-к, г’-к’, в-ф, в’-ф’, б-п, б’-п’] на фоне уже знакомого дифференциального признака (твердости-мягкости). Например: Дима — Тима, Даня — Таня.

Наблюдение за смыслоразличительной функцией звуков.

Усвоение форм 24 печатных (строчных и заглавных) букв: д Д, т Т, з З, с С, г Г, к К, в В, ф Ф, б Б, п П, жЖ, ш Ш.

Упражнение в произношении минимальных пар слов, например: жар — шар, Луша — лужа, отличающихся звуками [ж]-[ш].

Знакомство с первыми правилами традиционных написаний: жи, ши.

Дифференцировка звуков на основе работы по звукобуквенным схемам, чтения слогов, слов и текстов.

Чтение исходных и преобразованных слов путем замены или дополнения в них одного звука, а также обратного прочтения (слева направо) слов-перевертышей. Чтение и отгадывание загадок. Чтение, запоминание и воспроизведение по памяти скороговорок, приговорок, дразнилок, считалок, изречений народной мудрости, в которых варьируются изучаемые звуки.

Формирование наглядно-образных представлений о звуке, слоге, слове, предложении и тексте.

Звук [й’] после разделительных «ь» и «ъ» знаков

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний разделительных знаков «ь» и «ъ» и гласных букв (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

Звуковой анализ слов со звуком [й’], обозначенным с помощью сочетания разделительных знаков и букв гласных. Чтение звуковой схемы слов со звуком [й’], перекодирование ее в буквенную форму с последующим прочтением вначале по слогам, а затем — орфоэпически.

Конструирование печатных знаков ь, ъ, усвоение их форм.

Непарные глухие мягкие и твердые звуки [х, х’, ч’, щ’, ц]

Отработка артикуляции звуков [х, х’, ч’, щ’, ц] в процессе акцентированного произнесения их как в контексте целого слова, так и вне его. Характеристика этих звуков по признаку твердости-мягкости. Упражнение в чтении слов со следующими сочетаниями звуков: же, ше(жесть, шесть); шо, шё(шорох, шёлк); жо, жё(обжора, жёлудь); че (честь); чо, чё(чох, то есть чихание, чёлка); ще(щепка); що, щё(трещотка, щётка), чк(ручка, дочка), чн(точный, мучной), чт(мачта, почта), щн(хищник), щр(поощрение). Чтение слогов, слов, предложений и текстов, содержащих эти звуки. Усвоение содержания текста. Пересказ.

Усвоение форм 8 печатных (строчных и заглавных) букв: х Х, ч Ч, щ Щ, ц Ц.

2. Письмо (84 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями.

Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (20 ч)

1. Чтение (9 ч)

Формирование навыка сознательного чтения текстов различных жанров при условии орфоэпического произнесения слов. При чтении «трудных» слов в тексте (длинных и незнакомых по значению)возможно возвращение на уровень слогового их прочтения. Соблюдение пауз в соответствии со знаками препинания как в предложениях, так и между ними. Воспроизведение заданной интонации: повествовательной, вопросительной, побудительной.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста полными ответами, делать выборочный пересказ, изменять начало или конец текста и в связи с этим давать ему новое название.

Умение находить и читать выборочно отрывки текста, соответствующие трем его структурным компонентам: а) вступление, начало: с чего все началось, б) главная часть: что произошло с героями в) заключение: чем все завершилось. Умение передать отношение автора и читающего ученика к описанным в тексте событиям.

2. Письмо (11 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам.

Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте

                                                    (199 часов  -  9   часов  в неделю)

п/п

Тема урока

Дата по плану

Дата по факту

Раздел.  Подготовительный период  обучение грамоте – 9 часов

Подготовительный период  письмо -  11 часов

1

Вводный урок. Знакомство с первой учебной книгой – «Азбукой» (с. 1-3)

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентировка в пространстве. Тетрадь по письму №1

04.09

2

Письмо прямой линии. Пространственная ориентация

05.09

3

Речь устная и письменная. Слушание сказки «Заюшкина избушка» (с. 4-5)

Точка начала письма. Письмо короткой и длинной прямой линии. Развитие пространственных представлений

06.09

4

Сказка «Колобок». Соотнесение частей сказки с иллюстрациями (с. 6)


Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила.

07.09

5

Как хлеб на стол пришёл». Устное высказывание. Предложение. Интонация (с. 7)

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон Гигиенические правила

08.09

6

«Доброе дело». Слова-предметы. Живые и неживые предметы (с. 8)

Наклонные прямые с петлёй вверху и внизу. Гигиенические правила

11.09

7

Письмо полуовала с петлёй в рабочей строке Гигиенические правила

12.09

8

Структура текста «Попугай». Слово – название предмета. Обобщающее слово. (с. 9)

Письмо плавной наклонной линии с закруглением слева снизу и справа сверху

13.09

9

Структура текста «Неудачная прогулка». Слово – название предмета.

Слово – название действия   (с. 10)

Письмо овалов: малого и большого (О, о)

14.09

10

Структура текста «Догадливая лягушка». Слово – название предмета. Слово – название признака    (с.11)

Письмо полуовалов: письмо справа и письмо слева

15.09

11

Структура текста «Зимние забавы». Служебные слова в предложении (с. 12)

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом

18.09

Основной  звукобуквенный период  обучение грамоте –  72часов  

                                                                   обучение письму -  89 часов

12

13

Звук [а], буквы А, а (с. 13-14)

Письмо строчной и заглавной букв Аа. Введение работы со звукобуквенной схемой

19.09

20.09

14

Звук [o], буквы О, о  (с. 15-16)

Письмо строчной и заглавной букв О, о

21.09

15

Закрепление письма букв гласных в сочетаниях

25.09

16

Звук [o], буквы О, о  (с. 15-16)

Письмо строчной и заглавной букв О, о

22.09

17

18

Звук [у], буквы У, у  (с. 17-18)

Письмо строчной и заглавной букв У, у

26.09

27.09

19

20

Звук [э].  Буквы Ээ. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звука [э]  (с. 19)

Письмо строчной и заглавной букв Э, э. Введение алгоритма, письмо под диктовку

28.09

29.09

21

Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау. Подготовка к введению алгоритма письма под диктовку

02.10

03.10

22

Звук [ы].  Буква  ы. Звуковые модели слов  (с. 20)

Письмо строчной буквы ы

04.10

23

Звук [и], буквы И, и. Буква И – показатель мягкости предшествующих согласных звуков (с. 21)

Письмо строчной буквы  и

05.10

24

Гласные звуки – «ртораскрыватели»: [а], [о], [у], [э], [ы], [и].  Работа гласных букв  (с. 22)  

Письмо заглавной буквы  И

06.10

25

Слог. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения (с. 23)

[у], [ы] _ звуки, которые не меняются в безударном положении.

[а], [о], [э], [и] – звуки, которые в безударном положении могут «надевать маски» других звуков

09.10

26

Письмо изученных гласных. Запись буквами гласных звуков под ударением

10.10

27

Звуки [м], [м'], буквы М, м (с. 24-25)

Письмо строчной и заглавной букв М, м. Тетрадь по письму №2

  11.10

28

Закрепление письма соединений букв

17.10

29

Звуки [м], [м'], буквы М, м (с. 24-25)

Письмо строчной и заглавной букв М, м. Тетрадь по письму №2

18.10

30

Сонорные звуки [н], [н']. Буквы Н, н.

 (с. 26-28)

Письмо строчной буквы н

19.10

31

Сонорные звуки [н], [н']. Буквы Н, н.

 (с. 26-28)

Письмо заглавной буквы Н

20.10

32

33

Звуки [л], [л'], буквы Л, л  (с. 29-31)

Письмо строчной и заглавной букв Л, л

23.10

25.10

34

Работа над алгоритмами списывания предложения и самопроверки

24.10

35

Сонорные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Упражнение в чтении слов и предложений  (с. 32-34)

Письмо строчной буквы  р

26.10

36

Сонорные звуки [р], [р']. Буквы Р, р. Упражнение в чтении слов и предложений  (с. 32-34)

Письмо заглавной буквы  Р

27.10

37

Сонорный звук [й']. Упражнение в чтении слов и предложений. (с. 35)

Письмо строчной буквы й

30.10

38

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку: темп, орфографическое чтение по слогам

31.10

39

Звук [й'], буквы Й, й.  Упражнение в чтении слов и предложений.  (с. 36)

Заглавная буква Й. Отработка соединений.

01.11

40

Обозначение двух звуков [й'а] одной буквой я (с. 37)

Письмо строчной буквы  я

02.11

41

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 38)

Письмо заглавной буквы  Я

03.11

42

Обозначение двух звуков [й'о] одной буквой ё (с. 39)

Письмо строчной буквы  ё

06.11

43

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку: темп, орфографическое чтение по слогам

44

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 40)

Письмо заглавной буквы Ё

45

Обозначение двух звуков [й'у] одной буквой ю   (с. 41)

Письмо строчной буквы ю

46

Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного (с. 42)

Письмо заглавной буквы Ю

47

Обозначение двух звуков [й'э] одной буквой е   (с. 43)

Письмо строчной буквы е

48

Чтение и записывание предложений с именами собственными

49

Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного  (с. 44)

Письмо заглавной буквы Е

50

Буква ь – показатель мягкости согласных звуков (с. 45)

Письмо буквы ь

51

Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы  Дд  (с. 46 - 47)

Письмо строчной буквы д

52

Согласные звонкие звуки [д], [д'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы  Дд  (с. 47- 48)

Письмо заглавной буквы Д

53

Работа над алгоритмами списывания предложения и самопроверки

54

55

Согласные звонкие звуки [т], [т'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Тт  (с. 49-51)

Письмо строчной и заглавной букв Тт

56

Сравнение звуков по звонкости-глухости: [д], [д']; [т], [т']. Чтение слов, отличающихся одним звуком


Составление и списывание предложений.  Взаимопроверка

57

Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы 3,з   (с. 53-55)

Письмо строчной буквы  з

58

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки.

59

Согласные звонкие звуки [з], [з'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы 3,з   (с. 53-55)

Письмо заглавной буквы 3, з

60

Согласные звуки [с], [с']. Буквы С, с. Чтение слогов слов, предложений.

 (с. 56-57)

Письмо строчной буквы с

61

Согласные звуки [с], [с']. Буквы С, с. Чтение слогов слов, предложений.

 (с. 57-58)

Письмо заглавной буквы С.

62

Сравнение звуков по звонкости-глухости: [з], [з']; [с], [с']. Чтение слов, отличающихся одним звуком (с. 58-59)


Работа над алгоритмами списывания предложения и самопроверки. Игры со словами. 

63

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки. Игры со словами

64

65

Согласные звонкие звуки [г], [г'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Г, г (с. 60-61)

Письмо строчной письмо заглавной букв Гг.  Тетрадь по письму № 3

66

Звуки [к], [к']. Буквы К, к. Слоговое и орфоэпическое чтение  (с. 63-64)

Письмо строчной буквы  к

67

Сравнение звуков по звонкости-глухости: [г], [г']; [к], [к']. Чтение слов, отличающихся одним звуком (с. 65-66)

Письмо заглавной буквы  К

68

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.   Письмо под диктовку.

69

70

Звуки [в], [в']. Буквы Вв. Чтение слогов, слов, предложений (67-69)

Письмо строчной и заглавной букв Вв

71

72

Согласные глухие звуки [ф], [ф'], отличающиеся по признаку мягкости-твердости.  Буквы Фф (с. 70-71)

Письмо строчной и заглавной букв Фф

73

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.   Письмо под диктовку.

74

75

Звуки [б], [б'].  Буквы Б, б. Чтение слогов, слов, предложений.

Письмо строчной и заглавной букв Б, б 

76

Согласные глухие звуки [п], [п’], отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы Пп (с. 75-76)

Письмо строчной буквы  п

77

Сравнение звуков по звонкости-глухости: [б], [б']; [п], [п']. Чтение слов, отличающихся одним звуком  (с. 76-77)

Письмо заглавной буквы  П. Отработка соединений

78

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков. Письмо под диктовку

79

80

Согласный звонкий твердый звук [ж], буквы Жж   (с. 78-81)

Письмо строчной и заглавной букв Жж.  Жи пиши с буквой и

81

Согласный глухой твердый звук [ш], буквы Ш, ш (с. 82-83)

Письмо строчной буквы ш. Жи, ши  пиши с буквой и

82

Сравнение звуков по звонкости-глухости: [ж] -  [ш]. Чтение слов,  предложений  (с. 84-85)

Письмо заглавной буквы Ш.  Ши  пиши с буквой и.

83

Слова с сочетаниями жи, ши

84

85

Звук [й'] после разделительного мягкого (ь) знака перед гласными буквами е, ё, ю, я

Разделительный мягкий знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

86

87

Звук [й'] после разделительного твердого знака (ъ) перед гласными буквами «е, ё, ю, я» (с. 89-91)

Разделительный твердый знак. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

88

Написание предложений с твердым и мягким разделительным знаком

89

90

Согласные глухие звуки [х], [х']  Буквы  (с. 92-94)

Письмо строчной и заглавной букв X, х

91

92

Согласный глухой мягкий звук [ч'], буквы Чч. Сочетания ча-чу  (с. 95-100)

                                

Письмо строчной и заглавной букв Чч. Правописание ча-чу

93

Правописание предложений с сочетаниями  ча-чу

94

Сочетания ЧК, ЧН, ЧТ. Чтение текста «Глупая история»   (с. 101-102)

Письмо слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ

95

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ  (с. 103-109)

Письмо строчной буквы щ. Правописание ЩА, ЩУ

96

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щ, щ

(с. 103-109)

Письмо заглавной буквы Щ. Правописание ЩА, ЩУ        

97

Согласный глухой мягкий звук [щ'], буквы Щщ.  Работа над текстом по Мельникову- Печерскому  (с. 107-109)

Правописание сочетаний ЩА, ЩУ, ЩЕ, ЩО,

98

Закрепление технологии написания письменных букв  

99

100

Согласный глухой твердый звук [ц], буквы Ц, ц 

(с. 110-113)

Письмо строчной и заглавной букв Ц, ц. Письмо слов с сочетаниями ЦЕ, ЦИ, ЦЫ

Заключительный период обучения грамоте –  9  часов

Заключительный период обучения письму -   11  часов

101

Работа над текстом В. Берестов «Верблюжонок»  (с. 114)

Диагностирование орфографической зоркости. Создание и запись с помощью слогов новых слов

102

Г. Цыферов «Что у нас во дворе» Приговорки  (с. 115)

Диагностирование орфографической зоркости.

Запись слов под диктовку.

103

Диагностирование орфографической зоркости Заглавная буква в именах собственных

104

Весёлые стихи для детей. (116-117)

Правописание ЖИ-ШИ. Составление текста диктанта с сочетаниями ЖИ-ШИ

105

Произведения о природе. «Белая акация»  (с. 118-119)

Правописание сочетаний ЧА - ЩА

106

Произведения Блока для детей  (с.120)

Правописание сочетаний ЧУ–ЩУ.  Составление текста диктанта с сочетаниями  ЧУ–ЩУ.  

107

Веселые стихи для детей  (с. 121-123)

Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ.

108

Диагностирование орфографической зоркости. Запись слов под диктовку.

109

Веселые стихи для детей (с. 124-125)

Обозначение на письме мягкости согласного

110

Творчество С. Маршака.  Русский алфавит (с. 126-127)

Запись предложений с благодарностью «Азбуке». Взаимопроверка.

Самопроверка

111

Прощание с учебником «Азбука»

Диагностирование орфографической зоркости.

Запись слов под диктовку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа . Обучение грамоте(чтение, письмо)

ФГОС. Прописи В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой. "Школа России"...

Рабочая программа обучение грамоте (письмо)

Рабочая программа обучение грамоте (письмо) ФГОС...

Рабочая программа Обучение грамоте (письмо) 1 класс

Развёрнуя рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо) по программе  В. Г. Горецкого, В. А. Кирюшкина, А. Ф. Шанько. УМК "Школа России"...

рабочая программа "Обучение грамоте" (письмо и чтение) 1 класс ФГОС УМК ПНШ

Рабочая программа по предмету "Обучение грамоте" (письмо и чтение)для 1 класса. Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образо...

Рабочая программа "Обучение грамоте (письмо)"

Рабочая программа "Обучение грамоте (письмо)"...

Рабочая программа "Обучение грамоте письмо" в 1 кл

Рабочая программ "Обучение грамоте письмо " в 1 кл (Школа России)...