"Турнир знатоков русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)

Скворцова Марина Сергеевна

     Данная методическая разработка представляет собой сценарий проведения внеклассного мероприятия по русскому языку.

      Содержание разработки обеспечивает развитие памяти, мышления, речи, внимания, познавательного интереса, творческих способностей и самостоятельности при выполнении заданий по русскому языку. В разработке используются, разнообразные задания развивающего характера.

     Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован как на уроках, так и на внеклассных занятиях по русскому языку в начальной школе. Методическая разработка предназначена педагогическим работникам начальной школы образовательных учреждений (учителям начальных класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_znatokov_russkogo_yazyka.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17имени Героя Российской Федерации Л.Р.Квасникова

Внеклассное мероприятие

«Турнир знатоков русского языка»

                                                                                   Мероприятие подготовила

учитель начальных классов

                                                                                         Скворцова М.С

2017

«Турнир знатоков русского языка»

     Данная методическая разработка представляет собой сценарий проведения внеклассного мероприятия по русскому языку.

      Содержание разработки обеспечивает развитие памяти, мышления, речи, внимания, познавательного интереса, творческих способностей и самостоятельности при выполнении заданий по русскому языку. В разработке используются, разнообразные задания развивающего характера.

     Данный материал имеет методическую значимость и может быть использован как на уроках, так и на внеклассных занятиях по русскому языку в начальной школе. Методическая разработка предназначена педагогическим работникам начальной школы образовательных учреждений (учителям начальных класс

Введение .

                                                                                                                   Язык – инструмент,                                                                                                                необходимо хорошо знать его,

хорошо им владеть.

 М. Горький

 Русский язык относится к числу наиболее богатых и развитых языков мира. Благодаря его богатству и общественной значимости он стал одним из ведущих в мире.

 Изучая русский язык, мы обогащаем свой словарный запас, повышаем речевую культуру, расширяем познания окружающей действительности. В последнее время использование внеклассной работы по русскому языку имеет большое значение. Она является не только составной частью учебного процесса, но и естественным продолжением работы на уроке, решает следующие задачи: 

1. Расширяет кругозор обучающихся.

2. Развивает интерес к русскому языку.

3. Углубляет представления об использовании сведений по русскому языку на практике.

4. помогает закреплять умения правильно писать и проверять слова на изученные орфограммы, выбирать правильный вариант ответа, ставить ударения в словах, определять количественный состав букв и звуков, разгадывать загадки и ребусы, определять новые слова по его частям и составлять новые слова, используя приём перестановки букв.

5. Развивает познавательную активность, мышление, память, внимание и навыки самостоятельной работы.

Цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на внеклассных мероприятиях по русскому языку.

       Существуют различные формы организации внеклассной работы по русскому языку: «Путешествие в страну знаний», «КВН по русскому языку», игра «Поле чудес», «Счастливый случай» и другие. Каждое внеклассное мероприятие имеет свою специфику в подготовке и проведении. Внеклассные мероприятия проводятся как в индивидуальной форме (конкурсы, олимпиады), так и в групповой форме, когда дети объединяются в группы или команды. Внеклассные мероприятия по русскому языку включают в себя разнообразные задания. Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы - учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у обучающихся появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём, а при выполнении некоторых заданий вспоминают правила правописания и применяют его на практике. Во время работы могут встречаться и ошибки, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина

Оборудование: - для участников команды эмблемы, ручки; - карточки с заданиями; - карточки с ребусами; : карточки с пословицами, карточки с заданиями для капитанов, призы для победителей - для жюри «оценочные листы»;

Правила игры:

В игре участвуют две команды. В каждой команде по 8 человек. Каждая команда приготовила эмблему, название команды, выбрала капитана. За каждый правильный ответ команда получает баллы. Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Работу команд оценивает жюри, которое состоит из трёх педагогов (учителя начальных классов).

Предварительная работа: - деление обучающихся на команды, выбор названия команды; - рисование эмблемы обучающимися каждой команды; подготовка домашнего задания

Ход мероприятия

Учитель:

 С….марта начала работу  предметная неделя русского язык . Мы проводим сегодня турнир знатоков русского языка. Турнир – это состязание, соревнование. Сегодня будут состязаться две команды «Аз» и «Буки», названные так по начальным буквам русской азбуки.

Первый конкурс называется «Вопрос – ответ». Каждой команде

поочерёдно предлагается вопрос, на который она должна дать ответ без

обдумывания. Каждый правильный ответ – это балл для команды.

Конкурс 1. Разминка «Вопрос – ответ»

  1. Сколько букв в русском алфавите? (33)
  2. Чего больше в русском алфавите: гласных букв или гласных звуков? (гласных букв 10, а гласных звуков 6)
  3. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
  4. Слова, какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
  5. Как называется общая часть родственных слов? (корень)
  6. Что входит в грамматическую основу предложения? (подлежащее и сказуемое)
  7. Какая часть слова служит для связи слов в предложении? (окончание)
  8. Как называется наука о языке, изучающая буквы, звуки? (фонетика)
  9. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопросы «кто?» и «что?» (подлежащее)
  10. Какая часть речи обозначает признаки предметов? (имя прилагательное)

Конкурс 2. Фразеологизмы.

Учитель: - Этот конкурс посвящается крылатым выражениям и фразеологизмам, которые появились много лет назад и до сих пор живут в разговорной речи, делая её более богатой и выразительной.

- Вам известно выражение «шиворот навыворот»? Что оно обозначает? Когда его употребляют в речи? (ответы детей) А теперь послушайте историю выражения.

Ученик: - Сейчас это выражение звучит вполне безобидно, означая, что кто-то оделся или надел что-либо наизнанку. А раньше оно связывалось с позорным наказанием. Пойманного преступника одевали в вывороченную одежду и в таком виде вели к ответу. Во время царя Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать одежду наизнанку, но и тем, что сажали в таком виде на коня, лицом к хвосту. Опозоренного боярина возили в таком виде по всем улицам города под смех уличной толпы.

Учитель: - Используя пару слов необходимо восстановить фразеологизм и объяснить его применение.

  1. Шапка – вор. (На воре и шапка горит).
  2. Гусь – вода. (Как с гуся вода).

3. Душа – пятки. (Душа ушла в пятки).

4. Палец – небо. (Попал пальцем в небо).

Конкурс 3. «Чёрный ящик».

Учитель: - Этот конкурс посвящается другой форме фольклорного творчества –

пословице. Каждая команда получает ящик с карточками с незаконченными пословицами. Необходимо быстро составить текст пословицы. ( у каждой команды по 3 пословицы)

  1. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  2. Делу время, потехе час.
  3. Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
  4. Тяжело в ученье, легко в бою.
  5. Терпение и труд всё перетрут.
  6. Как аукнется, так и откликнется.

Конкурс 4 «Словообразование ».

 1 команда: - Его корень в слове «лесной», приставка в слове «перелёт», суффикс в слове «грибок», а окончание в слове «волк».

2 команда: - Его корень в слове «дороженька», приставка в слове «попрыгать», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «зая

Конкурс: «Ребусы».

 1 команда 100ЛБ     100Л    ЛАС.      КОС.

2 команда 100Г    КИС.    10 РОЖ      ПО 2 Л

Конкурс5: «Составь слово и предложение». 

Учитель: предлагаю вам ребята выполнить задание следующее задание: каждая команда должна составить слова, переставив буквы местами, а потом из данных слов составить предложение.

 Задание выполняется письменно на листке. (Каждая команда получает карточку с заданием).

 1 команда. кута (утка), одм (дом), ворд (двор), ватра (трава), лугаля (гуляла). дома, во, утка, дворе, по, гуляла, траве. (Во дворе дома, по траве, гуляла утка).

2 команда. Митсог (гостим), невдере (деревне), лотем (лето), кибубаш (бабушки). У, бабушки, мы, деревне, гостим, в, летом. ( Мы летом гостим в деревне у бабушки).

Конкурс 6. Конкурс капитанов.

Учитель: - Капитанам команд предлагаются листы с заданиями, а команде предложено слово «орфограмма». Необходимо составить как можно больше слов из букв этого слова. (3 мин.)

Задания для капитанов:

  1. Поставь ударение в словах.

Хвоя, каталог, щавель, столяр, документ, квартал, торы, звонит, кулинария, свекла

  1. Вычеркни лишнее слово.

Водитель, водяной, водичка, заводь, водянистый.

Быстрый, скорый, проворный, тихий.

3. Определи части речи и подчеркни главные члены предложения.

Сяпала Калуша с калушатами по напушке. Калушата присяпали, бутявку стрямкали и подудонились.

Конкурс для болельщиков «Логические загадки»

1.     Что стоит посередине земли? (Буква «М».)

2.     Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)

3.     Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)

4.     В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда. (Буква «О».)

5.     Что находится в начале книги? (Буква «К».)

6.     Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)

7.     Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)

8.     Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)

9.     Что у зайца впереди, а у цапли позади? (Буква «Ц».)

10. Чем кончается все? (Буквой «Е».)

11. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)

12. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)

13. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)

14. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)

Конкурс 7. «Назовите одним словом».

Учитель читает определённые понятия, учащиеся заменяют это определение одним словом.

1. Исчезнувший навсегда. (бесследно)

2. Солёная вода для засолки овощей. (рассол)

3. Состояние, когда человеку не спится. (бессонница)

4. Документ об окончании школы. (аттестат)

5. Сотрудник газеты. (корреспондент)

6. Группа дружных детей. (коллектив)

7. Длинная дыра, прорытая под землёй для метро. (туннель)

8. Помещение в школе, где идёт урок. (класс)

9. Шестой день недели. (суббота)

10. Обучение животных послушанию. (дрессировка)

11. Дорога, уложенная асфальтом. (шоссе)

12. Собрание картин или камней. (коллекция)

Конкурс 8 : «Кто быстрей?». 

Учитель: каждой команде предлагается вписать недостающие буквы в клеточки.  Это название птиц.

Выиграет та команда, которая быстрее выполнит задание.

1 команда

 2 команда.

(ворона, сорока, воробей, соловей, сокол)

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о

Конкурс для болельщиков «Крылатые выражения»

1.     Рукой подать (близко)

2.     Через час по чайной ложке (медленно)

3.     Морочить голову (обманывать)

     4.     Во весь дух (быстро)

5.     Зарубить на носу (запомнить)

6.     Кот наплакал (мало) 

7.     Опустив рукава (плохо работать)

8.     Засучив рукава (хорошо работать)

9.     Путаться под ногами (мешать)

10. Пропустить мимо ушей (прослушать)

Конкурс «Домашнее задание».

( Дети должны сочинить небольшой рассказ, где все слова начинаются с буквы «М» или «Н».)

Подведение итогов и награждение победителей.

 Учитель: ребята, вы старались, хорошо выполняли все задания, а теперь слово предоставляется председателю жюри.

Жюри: ребята! Сегодня вы показали, какие вы внимательные, умные, какая у вас хорошая память, как вы умеете мыслить и рассуждать. Но игра есть игра и в каждой игре есть победители и побеждённые. (Председатель жюри объявляет, количество баллов каждой команды, называет победителя. Поздравляет всех участников и награждает победителей.) Учитель: На этом наше внеклассное мероприятие «КВН по русскому языку» окончен. Спасибо, вам за работу!

Заключение

 Проведение внеклассных мероприятий в начальных классах всегда вызывало у детей желание принять в них участие. Не стало исключением и данное мероприятие по русскому языку. Такие мероприятия не только формируют интерес к предмету, но и побуждает их к активной творческой деятельности. Данное внеклассное мероприятие «КВН по русскому языку» помогло обучающимся проверить свои знания по русскому языку, развить интерес к предмету, способствовало развитию самостоятельности, памяти, внимания и мышления. Во время выполнения разнообразных заданий, обучающиеся каждой из команд были дружны, выглядели единым детским коллективом.

Список литературы 

1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка ./ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. - Москва: -АСТ.АСТРЕЛЬ, -2008г, - С.266, 267.

2. Гугучкина Е.Е., Савинкова С.В. Внеклассная работа по русскому языку. [Текст]./ Е.Е. Гугучкина., С.В. Савинкова . - Волгоград: -Учитель, -2008г.- С.3, 59. С.49, 53, 55.

3. Дьячкова Г.Т. Олимпиадные задания по русскому языку 3-4 классы. [Текст]./ Г.Т. Дьячкова. - Волгоград:- Учитель, - 2010г. – С.3, С.43, 57.

4. Полякова А.В. Творческие задания по русскому языку для 1-4 классов./ А.В. Полякова. - Самара:- Сам Вен, - 2006г. –С.12, 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок - игра по русскому языку для 1кл. "Турнир знатоков русского языка"

Урок проводился в форме игры. Каждому ребенку выдаётся поле, расчерченное на 9 квадратов. Всем детям по очереди задаются вопросы, ответив на вопрос ученик ставит плюс, не ответит минус.Выигрывает тот,...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Викторина по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятие способствует развитию интереса к изучению русского языка, развитию логического мышления школьников....

Турнир знатоков русского языка "Мой верный друг, язык мой русский"

Цель: развивать интеллектуальные способности учащихся по русскому языку; прививать интерес к русскому языку; развивать речь детей; знакомить с фразеологическими оборотами, образными общепринятыми выра...

Презентация к внеклассному мероприятию по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 2 класс

Класс делится на 3 команды, каждой команде даются задания в различной форме:загадки, ребусы, кроссворды. На каждое задание отводится определённое время. После каждой номинации подводится итог и выстав...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-4 классах «Турнир знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие «Турнир знатоков русского языка» направлено на сохранение культуры русского языка.  Проводится в форме словесного турнира по предмету в рамках ФГОС НОО. Предла...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"...