Мастер-класс по обучению грамоте
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Мастер-класс по обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_obucheniyu_gramote_v_tdm.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время задача образования направлена на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Формируется новый тип школы – школа деятельностного обучения. (слайд )

«Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое здание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству». Дистервег (слайд )

Обучаясь на курсах по реализации технологии деятельностного метода, я поняла, что данная технология применима в основном  для уроков математики (или уроков естественно-научного цикла). Передо мной возникла проблема возможности применения данной технологии, ее принципов, форм и методов на уроках русского языка, чтения и даже обучения грамоте (слайд).

Все уроки деятельностной направленности в технологии можно разделить на 4 группы:

  1. Уроки рефлексии (примером являлся открытый урок русского языка, данный мною на конкурсе);
  2. уроки общеметодологической направленности;
  3. уроки развивающего контроля;
  4. уроки «открытия» нового знания (слайд)

Сегодня я остановлюсь на уроке «открытия» нового знания, т.к. данный тип является ключевым в технологии.

Деятельностная цель уроков этого типа: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. (слайд)

Познакомимся с возможностью применения технологии деятельностного метода  на примере урока обучения грамоте в 1 классе по теме: «Буква З»

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Предполагает создание условий включения в деятельность «хочу», актуализации требования к ученику со стороны учебной деятельности «надо», установление тематических рамок учебной деятельности «могу»

Посмотрите на доску, здесь изображены картинки и символы, при помощи которых раньше люди передавали свои мысли. Понятен ли вам смысл данной записи? (нет) 

Тогда скажите, при помощи каких знаков мы сегодня записываем информацию? (цифры, буквы)

-А вам надо знать буквы?

-А вы хотите познакомиться с новой буквой? 

-Тогда я думаю, пора начинать наш урок, на котором вы и сможете с ней познакомиться. Это и будет цель нашего урока.

 (слайд)

  1. Этап актуализации и пробного действия

Предполагает зафиксировать ЗУН, достаточные для построения нового способа действий, активизировать мыслительные операции и познавательные процессы, попытаться самостоятельно выполнить пробное задание, зафиксировать возникшее затруднение

Вставьте пропущенную букву, прочитайте (на доске повешены символы)

Мам     ,   ли        а,   ры       а,   моро         ы     (слайд)

(Раздать карточки-роли)

1. Ваша роль – ребенок  со слабо развитым фонематическим слухом и не знающий букв, кроме тех, что уже изучили на уроках. Вы сможете вставить буквы только в первых 3-х словах.

2. Ваша роль – ребенок с нормальным фонематическим слухом, но не знающий букв, кроме тех, что уже изучили  на уроках. Вы сможете вставить буквы только в первых 3-х словах, а в четвертом сможете определить звук на слух, а написать букву не сможете, так как не знаете её написание.

3. Ваша роль – ребенок с хорошим фонематическим слухом и умеющий читать. Вы справитесь полностью со всем заданием.

3. Этап выявление места и причины затруднения (слайд)

Целью этого этапа является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений и способностей

(Раздаю карточки с приблизительными ответами детей)

Ответы:

1.Ученик со слабо развитым фонематическим слухом и не знающий букв:

- я не могу прочитать последнее слово, т.к. не знаю, что за буква написана после буквы «О»

2. Ученик с нормальным фонематическим слухом, но не знающий букв:

- Я могу догадаться, что это за звук, но не знаю буквы, которая его обозначает

3.Ученик умеющий читать:

- Я справился с этим заданием

4. Этап построения выхода из затруднения (слайд)

Его основной целью является выбор способа и средств реализации учебной задачи.

- Почему ты не справился с заданием? (вопрос ученику, понимающему какой звук стоит в слове)

- Я не знаю буквы обозначающей звук «з»

- А как ты догадался, что там звук «з»?

- Понял по схеме, что звук согласный твердый и подобрал на слух

Тогда составим план действия: (раздать каждому)

  • Определить с помощью звукового символа, какой звук пропущен: гласный или согласный
  • Подобрать на слух этот звук, определить, как звучит: твердо или мягко
  • Обозначить его буквой  (слайд)

На этом этапе уместно вызвать читающего ученика, чтобы он показал,  как записать печатную букву  З.

Прописную букву показывает учитель (дополнительно)

  1. Этап реализации построенного проекта.

 Способствует формированию умения применять его как при решении задачи,  вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. (слайд)

Можно предложить ребятам выполнить подобное задание:

            емля

Хорошо указать на то, что слово «Земля» можно написать и с большой буквы (доп)

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи предполагает усвоение учащимися способа действий (слайд)

Даются аналогичные задания вида:

Разделимся на группы.

Прочитайте слова. Разделите слова на 2 группы по твердости –мягкости согласного З-ЗЬ

Зоя, змея, зерно, Захар

Проверка.  А как ещё можно было разделить эти слова на группы?(доп)

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Прочитай, определи,  какой звук обозначает буква З: твердый или мягкий. Подчеркни букву нужным цветом в соответствии со звуковым символом (на доске); сравни с эталоном

Зал, хозяин, знамя, мимоза

     (слайд)

  1. Этап включения в систему знаний и повторения (слайд)

Основной целью его является включение нового способа действий в систему имеющихся знаний, доказательство практического применения

 

Прочитай слова. Замени букву З на другую, чтобы получилось новое слово.

Роза –

Лиза -

- Изменился ли смысл слова при замене даже одной буквы?

- Так нужна ли нам знать букву З?

- Вспомните слова, где без буквы З не обойтись?

  1. Этап рефлексии учебной деятельности (слайд)

- Ребята, что нового для себя вы открыли сегодня на уроке?

Дерево знаний

- Ребята, у кого сегодня не было затруднений, можете прикрепить своё яблочко на макушку дерева.

Почему ты себя поставил на верхнюю ступеньку?

- У кого были небольшие трудности? Вы можете прикрепить свой символ на ступеньку ниже.

Почему ты определил место своего символа ниже.

Коллеги! Сегодня я познакомила вас с разработанной мною алгоритм методикой  применения технологии деятельностного метода на уроке обучения грамоте с учетом авторской методики по обучению чтению.

Я предлагаю вашему вниманию карточки поэтапного плана урока в технологии деятельностного метода. Ознакомьтесь с ней и скажите, можете ли вы применить данную технологию на своих уроках.

Вы, например, на уроке истории?

-ОБЖ

Спасибо за сотрудничество!

         

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Упражнения для урока

2. Этап актуализации и пробного действия

1. Подготовьте слова для чтения, используя складовой способ, вставьте пропущенную букву, прочитайте

Мам     ,   ли    а,   ры     а,   моро     ы    

 Предполагаемый ответ ребенка:

 - Я не могу прочитать это слово, т.к. не знаю, что за буква написана после буквы «О»

2. Задание для реализации построенного проекта

       емля

3. Подготовь слова для чтения, определи какой звук обозначает буква «З» (твердый или мягкий)      

Зоя, змея, зерно, Захар

________________             _____________

________________                _____________

4.  определи какой звук обозначает буква З: твердый или мягкий; подчеркни нужным цветом; сравни с эталоном

Зал, хозяин, знамя, мимоза

Прочитай

5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс. Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника.

Использование проблемного обучения как средства развития познавательной активности младшего школьника....

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"

Мастер-класс "Технология проблемного обучения"....

Мастер класс «Организация процесса обучения на основе результатов мониторинга ( на примере урока коррекции знаний по математике»

Урок математики в 4 классе по программе "Школа России" Тема: Организация   процесса   обучения   на   основе   результатов ...

Мастер - класс технология модульного обучения.

Реализация технологии модульного обучения в начальной школе....

Мастер – класс по теме «Обучение динамическому чтению»

Представлена система учебных занятий по обучению динамическому чтению....

Мастер класс «Интерактивные методы обучения на уроках литературного чтения»

1.     Сегодня применение интерактивных технологий обучения способствует активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках в начальной школе.2.     ...

Мастер класс «Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в работе учителя начальных классов»

Одна из важнейших задач современного учителя начальной школы – это умение организовать профессиональную деятельность в условиях электронной образовательной среды. В соответствии с ФГОС результат...