"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Сайетова Гульнара Мубаракьяновна

коспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx17.24 КБ
Файл urok.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных" (по системе "Школа-2100")

Цель: повторить и обобщить знания детей об имени существительном.

Задачи: 1. Обучающая 
• систематизировать знания об имени существительном
• тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
• обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
• Развивать устную и письменную речь учащихся;
• развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
• формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
• Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
• Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность

Ход урока

1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся 
Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, .
создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность
Мотивационное начало урока (дети стоят)
слайд №2
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Минутка чистописания. (Ка ел ла ке) – на доске

- Составьте слово из этих слогов. (Елка)

- Когда вы слышите слово елка, что вы представляете?

- К нам в гости пришла елочка. Она будет следить за вами и радоваться вашим правильным ответам.
2. Языковая разминка. 

- Ребята, Скажите пожалуйста, какое время года наступила?

- Давайте запишем слова на тему зима:

СНЕГ, СУГРОБ, ЗИМОВКА, ПРОРУБЬ, ХОЛОД, ЛЕД.

- Какое слово вам не понятно?

Зимовка – место где проводят зиму.  

Составьте с этим словом предложение.

- Разберите слово по составу.

- Подчеркните орфограмму во всех словах и подберите проверочное слово.

- Что объединяет эти слова? (оглушающий согл.звук)

- Еще что объединяет? (существительные)

- Значит над какой темой мы начинаем работать?

- Цели урока:

3. Проверка д.з.

4. Повторение:

- Вспоминаем части речи. Какие бывают части речи? (Самостоятельные и служебные)

- Какие вы знаете части речи? (имя сущ, прилагательное, глагол, наречие, местоимение)

- Служебные (союзы, предлоги)

- Какие вы знаете члены предложения? (главн, второстеп)

- К главным членам предложения относятся что? (подл., и сказ.)

- Чем выражается подлежащее? (сущ.)

- На какие вопросы отвечает сущ.? Примеры.

- Почему существительное получила такое название? (Называет предметы, явления, лица)

Работа в парах:

Найдите все существительные в тексте:

Вот и пришла белоснежная красавица зима – любимая пора детей. Катание на санках, лыжах, снежные крепости, замки, горки из снега, упитанные сторожа в каждом дворе.

Зима – это очень красивое время года.  (      16)

- Каких частей речи преобладает? (сущ)

- Какую роль они играют? (Обозначают предметы, явления, состояние)

РАБОТА ПО учебнику: стр 97 упр 101.

- прочитайте отрывок из рассказа Д.Мамин - Себеряка «Емеля-Охотник»

- Где происходит событие? (у самого леса)

- Какие части речи преобладают в этом тексте? (сущ: -19, других- 34)

ВЫВОД: в речи большое место занимает имя существительное, обозначают предмет.

У существительных есть признаки.  Вспомните, какие признаки они имеют?

Одуш, неодуш, род, число, нариц, собств.

Давайте выпишем из текста сущ в начальной форме в 2 столбик:

Одуш. (кто?)                                              Неодуш (что?)

Охотник – м.р , ед.ч.,                 избушка – ж.р., ед.,ч

- На какие 2 вида признака можем разделить:

Постоянные пр.          и                непостоянные пр.

Одуш,                                                     число

Неодуш,

Род,

Нариц, собств

 

Где мы еще встречали эти постоянные и непостоянные признаки? (окр.мир вода- непостоянную форму имеет, горные породы - постоянную форму имеет)

- давайте подберем однокоренные слова к слову ОХОТА и сразу определим к какой части речи относится слово:

ВЫВОД: среди однокоренных слов могут быть слова разных частей речи.

ИТОГ:

 -Закрепления выполним морфологический разбор слова из упр 101.

Избушке

Емеля

- О какой части речи сегодня говорили? Почему получила такое название?

- Что нового узнали?

- Оцените свою работу на уроке, на партах лежат елочные игрушки, повесьте на елку игрушку того цвета, как вы себя оцениваете, как работали, отвечали, все ли вам понятно.

Д.з. стр 98 упр 103


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 5

Вот и пришла белоснежная красавица зима – любимая пора детей. Катание на санках, лыжах, снежные крепости, замки, горки из снега, упитанные сторожа в каждом дворе. Зима – это очень красивое время года.

Слайд 6

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Слайд 7

Домашняя работа 1. страница 98 упражнение 103 2. написать сказку о частях речи «Царство частей речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

«Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного»

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных."

Цель:  Урок повторения, углубления и обобщения изученного.Задачи:  Повторить,  какова роль имён существительных в речи, постоянные и непостоянные признаки имён  существительных.Раз...