Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация", 1 класс, 2 вариант
рабочая программа по русскому языку (1 класс)

Степанишина Оксана Валентиновна

Материал для учителей коррекционного образования (интеллектуальные нарушения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_rech_1kl_.doc994.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

                                                                                   

    Утверждаю

                                                                               Директор_____________ С. И. Павлова

         

                                        Приказ №____от___________ 20___ г.

                                                               

                 

Рабочая программа по учебному предмету

 

«Речь и альтернативная коммуникация»

(вариант 2)

I – IV классы

Автор рабочей программы

Степанишина Оксана Валентиновна,

учитель,

высшая категория

г. Мурманск

Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

на конец обучения в младших классах.

Предполагаемые уровни усвоения предметных результатов:

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Возможные результаты:

- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка: понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека; умение самостоятельно использовать усвоенный лексико-грамматический материал в учебных и коммуникативных целях;

- овладение доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными: качество сформированности устной речи в соответствии с возрастными показаниями и психофизическими возможностями; понимание обращенной речи, понимание смысла рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков; умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: жестами, взглядом, коммуникативными таблицами, тетрадями, воспроизводящими (синтезирующими) речь устройствами (коммуникаторами, персональными компьютерами и др.);

- умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач: мотивы коммуникации: познавательные интересы, общение и взаимодействие в разнообразных видах детской деятельности; умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдение общепринятых правил коммуникации; умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов, жестов, взгляда;

- глобальное чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова: узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий; использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации;

- развитие предпосылок к осмысленному чтению и письму, обучение чтению и письму: узнавание и различение образов графем (букв); копирование с образца отдельных букв, слогов, слов; начальные навыки чтения и письма.

Возможный результат на конец обучения в младших классах

Минимальный уровень (предполагаемый результат):

- называние предметов и соотнесение их с картинкой;

- употребление «вежливых» слов при обращении к другим людям;

- умение правильно прощаться при расставании и здороваться при встрече;

- называние и знание своего имени, имён близких родных, имени и отчества педагога;

- выполнение по словесной инструкции учителя действия, повторяющегося каждый день;

- различие звуков на слух и в собственном произношении, различать, кто как подаёт голос и имитировать его; знание букв;

- чтение по слогам отдельных слов, соотнесение их с картинками;

- умение слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;

- участие в заучивании чистоговорок и коротких стихотворений;

- списывание с печатного и рукописного текстов отдельных слогов и слов (в наиболее успешных случаях).

Достаточный уровень (предполагаемый результат):

- называние предметов, действий и признака предметов ближайшего окружения, узнавание их среди других предметов и соотнесение с картинками;

- называние и знание своих имени и фамилии, имён близких родственников, имени и отчества педагога;

- понятное (внятное) выражение просьб; употребление «вежливых слов», доброжелательных жестов;

- умение правильно здороваться и прощаться;

- соблюдение правил речевого этикета;

- выполнение заданий по словесной инструкции;

-  различие звуков на слух и в произношении; дифференцирование звуков окружающего мира, соотнесение их с речевыми звуками;

- анализ слова по звуковому составу, составление слов из букв и слогов разрезной азбуки;

- умение отвечать на вопрос простой фразой;

- составление предложения по несложной ситуативной картинке;

- умение связно высказываться по несложной сюжетной картинки;

- чтение по слогам слов, предложений, коротких текстов;

- умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

- умение слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

- умение читать наизусть небольшие стихотворения или четверостишия, разученные с голоса;

- письмо строчных и прописных букв;

- списывание с классной доски и с букваря, с печатного и рукописного текстов изученных и разобранных слов и предложений;

- пользованье тетрадью, умение соблюдать рабочую строку, правильно держать ручку.

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мурманская коррекционная школа № 1»

                                                                                   

                                                               

                 

Рассмотрено на заседании МО                              Согласовано                      

протокол №___ от_________________   Зам. директора по УВР                                              Руководитель МО __________________          ____________________

Рабочая программа по учебному предмету

 

«Речь и альтернативная коммуникация»

(вариант 2)

I  класс

Автор рабочей программы

Степанишина Оксана Валентиновна,

учитель,

высшая категория

г. Мурманск

2017 г.

Содержание.

1 Программа образования - вариант 2 Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

2 Место учебного предмета входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана.

3 Количество учебных часов - 3 часа в неделю (33 учебные недели), 99 часов в год.

4 Рабочая программа по учебному предмету разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями/ Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014г, №1599

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки Рос. Федерации. –М.: Просвещение, 2017;

- Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР. -М.: 1983;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы)/ Под ред. Бгажноковой И. М. – М.: Просвещение, 2011

5 Используемый учебный комплект:

- не предусмотрен

6   Разделы программы, количество часов; основное содержание тем:

Добукварный период (коммуникация и развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации (импрессивная и экспрессивная речь) - 57 часов

Развитие речи и коррекция произношения:

- коммуникация с использованием вербальных средств (установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника; реагирование на собственное имя; приветствие собеседника звуком (словом, предложением); привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) выражение своих желаний звуком (словом, предложением); обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением); выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением); выражение благодарности звуком (словом, предложением); ответы на вопросы словом (предложением); задавание вопросов; поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре; прощание с собеседником звуком (словом, предложением); работа ведётся на протяжении всего года;

- коммуникация с использованием невербальных средств: (указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос. Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики; выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа, с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма), с использованием карточек с напечатанными словами, с использованием таблицы букв); работа ведётся на протяжении всего года;

- развитие импрессивной речи направлено на формирование умения понимать обращенную речь (понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.); реагирование на собственное имя; узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов; понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.); понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.); понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.); понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.); понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.); понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.); понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один, много, пять, второй и др.); понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.); понимание простых предложений; понимание содержания текста);

- развитию экспрессивной речи направлено на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания (называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов; простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.); собственного имени; называние имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса); называние (употребление) слов, обозначающих предмет, обобщающих понятий, слов, обозначающих действия предмета, признак предмета, обозначающих признак действия, состояние и т. д.; называние (употребление) простых предложений; ответы на вопросы по содержанию текста; составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям, по одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок); ребенок, не владеющий устной речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами (фотографии, рисунки, пиктограммы, жесты, мимика); обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно и на протяжении всего года;

Формирование фонематического восприятия и представлений;

Развитие зрительного восприятия и представления;

Коррекция моторики руки с целью подготовки детей к обучению грамоте.

Букварный период (I этап; чтение и письмо) – 33 часа

- Глобальное чтение. Узнавание (различение) напечатанных  слов,  обозначающих имена людей,    названия    предметов,    действий.    Использование    карточек    с напечатанными словами как средства коммуникации.

- Звук и буква А, а, У, у, О, о, М. м, С, с

Предпосылки к осмысленному чтению и письму. Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

Начальные навыки чтения и письма. Узнавание   звука   в   слоге   (слове). Выделение звука из слога (слова).  Соотнесение   звука   с   буквой. Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове). Называние буквы. Чтение слога (слова). Написание буквы (слога, слова).

Диагностика - 10 часов

- выявление у детей того, что сформировано, получение максимального представления об актуальном уровне развития каждого ребёнка

Итоговое повторение – 2 часа

Словарь: звук, буква, слово, слог (часть слова), предложение, гласный звук, согласный звук.

7 Формирование базовых учебных действий (БУД)

- личностные учебные действия: принятие ребенком новой для него роли ученика и готовность к включению в образовательную деятельность на основе интереса к ее содержанию и организации; осознание ребенком таких социальных ролей, как ученик, одноклассник, друг, член семьи; умение ориентироваться в ближайшем социальном окружении; готовность к принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности и готовности взаимодействия с ней. Лучше понять социальные роли и социальное окружение в процессе изучения предмета возможно с помощью особого содержания предмета, близкого к жизненному опыту детей;

- коммуникативные учебные действия: формирования у обучающихся коммуникативной готовности к освоению предмета через  умение соблюдать правила общения с учителем и сверстниками; умение  вслушиваться в слова учителя и сверстников, повторять их; воспринимать обращение учителя и адекватно реагировать на него; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию; отвечать на вопросы учителя (на доступном уровне); рассказывать о выполненном учителем, одноклассниками или самим ребенком действии и о том, что планируется сделать (с помощью учителя); начальные навыки сотрудничества (конструктивного взаимодействия) с учителем и сверстниками (с помощью учителя); доброжелательно относиться к учителю и сверстникам;

- регулятивные учебные действия: формируются через умения: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); умение выполнять под руководством учителя учебные действия в практическом плане, на основе пошаговой инструкции; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами (с помощью учителя); прислушиваться к мнению учителя, сверстников и корригировать в соответствии с этим свои действия при выполнении учебного задания (с помощью учителя); принимать оказываемую помощь в выполнении учебного задания; умение составить и высказать фразу (с помощью учителя);

- познавательные учебные действия: формируются через развитие умений: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать устное высказывание, иллюстрацию,  элементарное схематическое изображение, предъявленных на бумажных и электронных носителях).

 

8   Характеристика класса

Программа составлена для обучающихся 1в класса.

Количество обучающихся количество обучающихся на 01.09.2017г - 4 человека.

Все обучающие являются детьми – инвалидами. Все обучающиеся владеют речью. У обучающихся нет серьёзных нарушений мелкой моторики рук, выполняют захват крупных предметов и «пинцетный захват», но недостаточно развито умение правильного захвата ручки. Все дети при работе карандашами пользуются правой и левой руками.

Общеучебные умения и навыки, потенциальные возможности обучающихся будут выявляться на диагностических уроках в первой половине сентября. На основании полученных данных для каждого обучающегося будет разработана индивидуальная программа развития (СИПР) на доступном для конкретного ребёнка уровне.

9 Календарно – тематическое планирование (прилагается)

10   Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»

Планируемые личностные результаты

У обучающегося будет сформировано:

- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями,

- проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей.

- персональная идентичность в осознании  себя как "Я",

- способность понимать и реагировать на эмоциональное состояние окружающих его людей,

- способность к целенаправленным действиям и активности,

- способность психической саморегуляции собственных действий,

- способность к совместной деятельности на доступном для учащегося уровне с взрослым и сверстниками,

- навыки и умения доступной коммуникации и общения,

- способность вступать в диалог, находиться в диалоге в условиях социального взаимодействия

Планируемые предметные результаты (по разделам программы)

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Добукварный период (коммуникация и развитие речи)

- знать символы или жесты, уметь и по возможности употреблять в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте»,  «до свидания»,  «спасибо»,  «пожалуйста»,  «да», «нет»,   «туалет», «мыть руки»,  «хорошо», «плохо»,  «мама», «папа»,   «бабушка», «я», «ты»,  «пить»,  «стоять»,  «стол», «стул»;
- понимать слова, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека;

- понимать обращенную речи, понимать смысл рисунков, фотографий, пиктограмм, других графических знаков;

- уметь вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдать общепринятые правила коммуникации;

- использовать предметы, жесты, взгляд, шумовые, голосовые, речеподражательные реакции для выражения индивидуальных потребностей;

- узнавать и различать напечатанные слова, обозначающие имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;

- различать и дифференцировать звуки окружающей действительности;

- иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;

составлять предложение из двух слов по действию, предметной картинке, вопросу учителя, выделять каждое слово с помощью учителя с опорой на условно- графическую схему;

- выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.

- знать и называть слова, символы и
жесты, уметь употреблять в различных коммуникативных ситуациях: «здравствуйте»,
 «до свидания»,
«спасибо», «пожалуйста», «да», «нет»,  «туалет», «мыть руки»,
«хорошо», «плохо», «мама», «папа»,
«бабушка», «я», «ты»,«пить», «стоять», «стол», «стул»
- уметь самостоятельного использовать усвоенный материал в учебных и коммуникативных целях;

- уметь пользоваться словом и средствами альтернативной коммуникации: жесты, взгляды, коммуникативные таблицы, тетради.

- уметь пользоваться индивидуальными коммуникативными, карточками, таблицами с графическими изображениями объектов и действий путем указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим доступным способом;

- уметь пользоваться карточками с напечатанными словами как средствами коммуникации;

- дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;

- меть практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;

- составлять предложения на основе выполненного действия, по картинке, по вопросу учителя;

- определять количество слов в предложении (2 – 3), выкладывать условно-графическую схему предложения и слов его составляющих;

- делить двусложные слова на слоги (части), с опорой на схему;

выделять звуки А, У, М, О, С, в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;

- знать наизусть 2 - 3 коротких стихотворения (четверостишия);

- рассказывать содержание знакомой сказки (рассказа) с опорой на иллюстрации, вопросы учителя;

- рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;

- рисовать несложные орнаменты, рисунки;

выполнять штриховку;

- рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;

- рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.

Букварный период

- выделять буквы А, О, У;

- совместно с учителем составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки;

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- отвечать на вопросы (показывать) по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

- правильно держать карандаш, вычерчивать по трафарету геометрических фигур, письмо букв по точкам;

-узнавать и различать образы графем (букв).

- знать буквы А, О, У, М, С;

- составлять слоги и слова из букв разрезной азбуки;

- плавно читать по слогам слова;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;

- слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

- отвечать на вопросы по содержанию прослушанного или иллюстрациям к тексту;

- выполнять графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, слов

-  писать рукописные строчные и прописные изученные буквы буквы;

- списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слоги и слова

11 Контрольно – измерительные материалы.

Данной программой предусматривается годовая контрольная работа

1 класс (2 вариант)

Диагностическая контрольная работа за год

Речь и альтернативная коммуникация

ФИ________________________________   ___ класса ____  _____/_____ уч г

1 Назови предметы изображённые на картинках.

Выдели протяжным произношением первый звук в словах.

https://s3.pixers.pics/pixers/700/FO/17/56/84/10/700_FO17568410_f329d97739d3b5cfce5c6cfa9701f619.jpg

http://4.bp.blogspot.com/-Hm-ID7eJJfw/UFM7w6AdhnI/AAAAAAAAAOo/R_32fFvMW5g/s1600/%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%BA%D0%B0.png

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/07eb/000153f2-a3dc3726/hello_html_m1cc6ed41.png

http://xn----7sbb3aaldicno5bm3eh.xn--p1ai/84/109.jpg

2 Прочитай буквы.

Соедини линией букву с картинкой название которой начинается с названной буквы.

     А       У       О       М

3 Прочитай слоги (обратные и прямые открытые) и слова.

Соотнеси прочитанное слово с картинкой (покажи).

Ам      ма      /            ау      ма - ма

Ом      мо      /            уа      му – у

Ум      му      /            ум     ам – ам

https://tradernet.ru/data/blogs/users/812075/1471334679_9e83ab25761ec9a8faa3c4f85b4ab6d0%5b1%5d.jpg

http://www.stihi.ru/pics/2017/11/20/4191.jpg

http://vbibl.ru/pars_docs/refs/77/76175/76175_html_3f4e569.jpg

http://litvinovaoksana.ru/wp-content/uploads/2015/07/%D0%BC%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D1%81-%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%BE%D0%BC.jpg

http://vbibl.ru/pars_docs/refs/77/76175/76175_html_m1310e799.jpg

http://dddeti.ru/sites/default/files/styles/large/public/68b27219eb3263194746a7d2639a7def.jpg?itok=9baYHENB

4 Составь предложение по картинке.

Что у мамы? (У мамы цветы). Найди и покажи на схеме слова: у, мамы, цветы. Прочитай подпись. Какое самое маленькое слово в этом предложении.

У девочки кто? (Кошка у девочки). Найди и покажи на схеме слова: кошка, у, девочки. Прочитай подпись. Какое самое маленькое слово в этом предложении?

         

5 Составь из букв разрезной кассы слова: му, ау

6 Соотнеси печатную букву с рукописной (проведи линии)(рукописные написаны учителем)

М У  О  А   у  о  а  м

7 Напиши по образцу: О о А а У у М м (часть строки прописана учителем карандашом)

о                                                                           О

а                                                                            А

м                                                                           М

у                                                                             У

12  Приложения.

Приложение 1

Учебно – методическое и материально – техническое оснащение учебного процесса.

 1. Методическое обеспечение учителя:

- Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей/ под ред. В. Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1982;

- С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева Знаете ли Вы нас? Методические рекомендации. –М.: В. Секачев, 2012;

- Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1—4 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. М.: Просвещение,  1988;

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006;

- Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» и наглядно – методическое обеспечение. –М.: Издательство «Ювента», 2007;

- Колесникова Е. В.   Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко». –М.: Издательство «Ювента», 2007;

- Т. Л. Лещинская.  Методические рекомендации по работе с учебником «Букварик.  Подготовительный класс спец. (коррекц.) образоват. учр. VIII вида» автора Т. Л. Лещинской: Пособие для учителя. –М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003;

- Э. В. Якубовская, С. В. Комарова Методическое руководство к учебно – наглядному пособию «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму. Альбом 1» для подготовительного класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. –М.; Просвещение 2006;

2. Учебники, учебные пособия (для обучающихся дополнительные):

- Т. Л. Лещинская. Букварик.  Подготовительный класс спец. (коррекц.) образоват. учр. VIII вида. –М.: Владос, 2007;

- Э. В. Якубовская, С. В. Комарова Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму. Учебно – наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида. В 4 альбомах. Альбом 1. –М.; Просвещение 2006;

- Азбука. Пособие для детей с тяжёлыми нарушениями в развитии. В 2-х ч. Часть 1/ Т. Л. Лещинская, О. Л. Черка. –Мн.; ОДО «Тонпик», 2004

3. Рабочие тетради, пособия (для обучающихся дополнительные):

- Колесникова Е. В. Раз – словечко, два – словечко: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет. –М.: Издательство «Ювента», 2007;

- Колесникова Е. В. Лицей для малышей 2-3 лет. Тесты для детей 3 лет. –М.: Ювента, 2016;

- Воробьёва Т. А., Гузенко Т. В. 50 уроков для подготовки руки к письму. –СПб.; Издательский Дом «Литера», 2013;

- Серия «Для самых маленьких». Прописи с упражнениями: Белочка –М.: Омега – пресс, 2017;

- Серия «Для самых маленьких». Прописи с упражнениями: Кошечка –М.: Омега – пресс, 2017;

- Серия «Для самых маленьких». Прописи с упражнениями: Ёжик –М.: Омега – пресс, 2017;

- Серия «Полная программа подготовки руки к письму». Рисую линии и штрихую. Прописи. –М.: Росмен, 2016

4. Экранно – звуковые пособия, цифровые образовательные ресурсы (видеоматериалы, аудиоматериалы, обучающие компьютерные программы, презентации…):

- Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей раннего возраста (2- 3 лет) Т.Н.Сауко, А.И. Бурениной «Топ – хлоп, малыши» - Год выпуска диска: 2007

- используется ПК для иллюстрации конкретных тем урока

5. Технические средства:

- аудиооборудование;

6. Учебно-практическое, учебно-лабораторное оборудование:

-

7. Печатная продукция (таблицы, плакаты, карты, иллюстративный материал,…):

- графические средства для коммуникации: таблицы букв, карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и тетради для общения, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи

8. Натуральные объекты:

- фрукты, овощи, школьные предметы

9. Игры, игрушки:

- Дидактические игры: «Послушный карандаш», «Обведи по точкам», «Нарисуй дорожку», «Узоры для раскрашивания», «Услышь звук», «Связь жеста и слова», «Связь слова и мимики», «Связь слова и действия», «Повтори за мной», «Делай так», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Кто больше запомнит или увидит», «Четвѐртый лишний», «Угадай, чей голос», «Шумовые коробочки», «Найди общее», «В чѐм различия?», «Объедини предметы», «Разложи по группам», «Весѐлые картинки», «Покажи карточку, если ты согласен», «Подними нужный символ», «Угадай жест», «Подними нужную карточку», «Делай как я»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая программа по речи и альтернативной коммуникации, 1 класс, 2 вариант УП (обучение на дому)

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" предназначена для учащихся 1 классов с тяжёлыми и множественными нарушениями развития....