Методическая разработка урока по теме " Правописание местоимений с предлогами"
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Никитенко Валентина Николаевна

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК:      Образовательная программа «Школа 2100»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: урок усвоения новых знаний

УМК:      Образовательная программа «Школа 2100»

Тема урока: Правописание местоимений с предлогами

Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

Цели:

  • развивать умения различать местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица, образовывать формы личных местоимений и устанавливать соотношение между начальной и другими формами;
  •  совершенствование умений отличать местоимения от слов других частей речи;
  • формировать навык раздельного написания местоимений с предлогами;
  • развивать речь, орфографическую зоркость;
  • совершенствовать выполнение операций сравнения и обобщения;
  • воспитывать чувство коллективизма и товарищества;

Формирование УУД

Познавательные УУД

1. Развивать умения извлекать информацию текстов.

2. Выявлять сущность, особенности объектов.

3 На основе анализа объектов делать выводы.

4. Обобщать и классифицировать по признакам.

5. Изменять по падежам местоимения 1, 2 и 3 лица.

6. Формировать умения раздельного написания местоимения с предлогом.

7.Совершенствовать орфографические навыки.

8. Ориентироваться на развороте учебника.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и группе.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, карточки для работы в парах и группах, учебник

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная работа, групповая работа и работа в парах

Ход урока

  1. Организационный момент. Давайте ответим  хором.

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

 И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям ...  (Дети хором) ПРИВЕТ!

- Что бы вы пожелали своим одноклассникам перед уроком русского языка?

II. Повторение изученного

- Давайте узнаем  насколько вы  внимательны и знаете пройденную  тему.

-Если в слове, которое я назову,  есть безударная гласная в корне, то вы постучите карандашом.

(Примеры: цветик,  цветет, цветник, ковер, коврик, ковровая, польза, стрелы, полезная, стрелок, пляска, плясунья, сильный, сила, силач)

III.Зрительный диктант

– Сейчас я предлагаю вам потренироваться в написании зрительного диктанта и заодно вспомнить фразеологизмы.

На край света. (очень далеко)

На всех  парусах. ( очень быстро)

На вес золота. ( очень дорого, значимо)

На скорую руку.  ( торопливо, небрежно)

IV.Взаимопроверка с оцениванием.

- Обменяйтесь  тетрадями, проверьте и оцените работу соседа по парте.

      Словарно-орфографическая минутка. Игра «Узнай слова»

- Догадайтесь, какое это слово. Употребите его с предлогом.

(Запись слов с комментированием)

(Из) гзт, (у) вкзл, (на) мрз, (из) млк, (в)грд, (на) встк, (из) смлт, (по) тлфн, (у) шфр, (в) вгн.

-О чём надо было помнить, чтобы грамотно записать слова с предлогами? Почему? Сегодня нам это знание пригодится, но при написании другой части речи.

V. Блиц-опрос

 – Какую часть речи мы изучаем? (местоимение)

Работа в парах  « Что мы знаем о местоимении»  (Каждая пара отвечает только на один вопрос )

  1.Является ли местоимение частью речи?

  2 Какую роль в речи  выполняют местоимения?

  3. Как называются местоимения: я, ты, вы, он, она, оно, они?

  4. Какого числа бывают личные местоимения?

  5.Назовите местоимения 1лица единственного числа?

  6. Назовите местоимения 2 лица единственного числа?

  7.Назовите местоимения 3 лица единственного числа?

  8. Назовите местоимения 1лица  множественного числа?

9.  Назовите местоимения 2лица  множественного числа?

10. Назовите местоимения 3 лица  множественного числа?

VI. Открытие нового и определение темы урока

-  Как вы считаете, все мы изучили о местоимениях?

- Готовы узнать  ещё что-то  новое о нем?

 - Прочитайте и спишите загадку.

Ты за  ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой.

- Что это?(Тень)

-  Обведите в кружок все предлоги и перечислите их (за, от, от, за).

-   Подчеркните местоимения.

-   Какую орфограмму вы  заметили?

 - Определите тему  нашего урока: “Правописание местоимений с предлогами”.

- Какую задачу вы  должны  выполнить на уроке?

VII.Формулирование проблемы

- Чтобы научиться,  правильно писать местоимения с предлогами, надо  установить,  что происходит с личными местоимениями.

  -  Могут ли изменяться  личные местоимения?  

- Попробуйте ответить на этот вопрос самостоятельно.

 - Для  этого пронаблюдайте, за местоимениями, выполнив задание.

VII.Открытие новых знаний. Наблюдение над изменением местоимений. Работа в группах)

- Ответьте на следующие вопросы.

- Изменяются ли личные местоимения?

- Как  доказать  раздельное правописание местоимения с предлогам?

Карточка №1  Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите  ответ.

Был  (кто?)  я

Спросил (у кого?)   у меня.

Подошёл  (к кому?)   ко  ………….

Спрятался  (за кого?)  за  ……….

Ходил  ( с кем?)  со   …..

Нашёл  ( в ком?)  во  …..

Карточка  №2  Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите  ответ.

Был  (кто?)  ты

Спросил (у кого?)   у  тебя

Подошёл  (к кому?)  к   ………….

Спрятался  (за кого?)   за ……….

Ходил  ( с кем?)  с  …..  

Нашёл  ( в ком?)    в  …..  

Карточка  №3  Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите  ответ.

Был  (кто?)  он

Спросил (у кого?)   у   него

Подошёл  (к кому?)  к   ………….

Спрятался  (за кого?)  за  ……….

Ходил  ( с кем?)  с  …..

Нашёл  ( в ком?)   в    …..

Карточка №4 Поставьте местоимение в нужную форму. Запишите  ответ.

Были  (кто?)   мы

Спросил (у кого?)   у   нас

Подошёл  (к кому?)  к  ………….

Спрятался  (за кого?)   за  ……….

Ходил  ( с кем?)  с   …..

Нашёл  ( в ком?)  в    …..

Проверка задания.  (отвечают группы  по очереди)

Вывод:

- Что установили? (местоимения изменяются)

-  Как написали предлоги с местоимениями.

- Почему так, докажите, используя   выполненную вами работу.

 (Чтобы  доказать как пишутся местоимения с предлогами,  надо

между предлогом и местоимением  задать вопрос)

VIII.Особенности местоимений 3 лица

-Посмотрите  в чём  отличие у этих местоимений?  

(кто?)  она                                          (кто?)   она        

 (у кого?)   у   неё                                        (кого?)   её

(к кому?)  к   ней                                           ( кому?)  ей        

Вывод: У местоимений 3 лица  появилась перед предлогом буква н.

Обобщение:

 -Какие ещё секреты о местоимениях вы  узнали?

(Местоимения  пишутся с предлогами раздельно.

У местоимений 3 лица перед предлогами пишется буква  н)

IX. Физминутка   (Подумайте, как напишите слово: слитно – взялись за руки, раздельно – опустили руки)

 (Примеры: на  коньках,   разбежались,  мне,  мну,  ко мне,   мни,  с тобой,  мнём,  о нем ,  пошли, по дорожке, попрыгать)

 X.Закрепление 

А) Первичное. Спишите, раскрывая скобки. Докажите правильность написания.

Иногда чудеса   совершаются  рядом  (с) нами.

 Осенью  (на)нём  созрели  жёлуди.

(У) нас есть право на  получение бесплатного образования.

Я хочу (на)питься чаю, (к)самовару (под)бегаю, но пузатый (от)меня (у)бежал, как (от)огня.

- Что вы  узнали  новое об местоимении?

-Сможете самостоятельно  справиться с домашним заданием по теме «Местоимение»

 XI. Домашнее задание  (По выбору)

  1. С. 63 №2  или №3
  2. Творческое задание. Придумать или найти  загадку о местоимении.

XII.Развитие речи 

- Послушайте строки из  стихотворения А.Барто “Сильное кино”.

И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз ее он спас,
Он был с ней заодно…

- Какие местоимения встретились нам в этом стихотворении?

- Поняли ли вы, о чем было кино? Почему?

- Какие требования к речи не были соблюдены рассказчиком?

 (Речь должна быть понятной, красивой, грамотной). Никогда ли вы не рассказываете о своих делах так же, как этот человек?

XIII.Оценивание своей работы на уроке

Ф.И.

                                            Я    знаю на  …

1.Как пишутся местоимения с предлогами.

2. Как доказать раздельное написание местоимений с предлогами.

XIV.Рефлексия  деятельности:  «Дело в шляпе» ( дети выбирают любой вопрос).

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • я приобрел…

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык Класс: 3 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний УМК: Образовательная программа «Школа 2100» Тема урока: Правописание местоимений с предлогами Ф.И.О. учителя: Никитенко В.Н.

Слайд 2

На край света. На всех парусах. На вес золота. На скорую руку.

Слайд 3

Проверьте! На край света. На всех парусах. На вес золота. На скорую руку.

Слайд 4

Что это? Ты за ней, а она от тебя, ты от неё, а она за тобой.

Слайд 5

Ответьте на вопрос. Могут ли изменяться личные местоимения?

Слайд 6

Был (кто?) я Спросил ( у кого?) у меня Подошёл (к кому?) ко мне Спрятался (за кого?) за меня Ходил (с кем?) со мной Нашёл (в ком?) во мне

Слайд 7

В чём отличие? (кто?) она (кто?) она (у кого?) у неё (кого?) её (к кому?) к ней (кому?) ей

Слайд 8

В чём отличие? (кто?) она (кто?) она (у кого?) у н её (кого?) её (к кому?) к н ей (кому?) ей

Слайд 9

Домашнее задание. Выбрать только одно. с. 63 №2 2. с. 63 №3 3. Придумать или найти загадку о местоимении. Например. Первый слог – личное местоимение, второй слог – звук, который издаёт лягушка.

Слайд 10

И вот он начал свой рассказ: - Они ползут, а он им – раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз ее он спас, Он был с ней заодно…

Слайд 11

Я знаю на ….. 1. Как пишутся предлоги с местоимениями. …… 2.Как доказать раздельное написание предлогов с местоимениями. ……… . Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание местоимений с предлогами" (УМК "Школа 2100") 4 класс

Презентация содержит слайды по теме к уроку изучениея нового материала....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс

Конспект урока русского языка по теме "Правописание местоимений с предлогами". 4-й класс...

Урок русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему Правописание местоимений с предлогами...

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

·         пронаблюдать над изменением по падежам местоимений 1 - го лица;·         формировать навык раздельного написан...

конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание местоимений с предлогами"

Тип урока: урок – закрепление и обобщение  знаний по теме.Разработанный вариант урока направлен на реализацию таких свойств, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его эта...