Урок русского языка во 2 классе по теме: "Заглавная буква в географических названиях"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Ирина Николаевна Грачёва

Конспект урока  и презентация к уроку во 2 классе по теме "Заглавная буква в географических названиях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_.docx162.61 КБ
Office presentation icon zaglavnaya_bukva_v_geograficheskih_nazvaniyah.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ДРЕЗНЕНСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

Урок русского языка

во 2 «А» классе

 по теме:

«Заглавная буква в географических названиях»

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

ГРАЧЁВА И.Н.

05 МАРТА 2019 ГОД

Тема: Заглавная буква в географических названиях

Тип урока: открытие нового знания

УМК: Школа России

Учебник: В.П. Канакина «Русский язык» 2 класс

Цель урока: формировать умение писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи :

1. Способствовать формированию системы знаний о правописании большой буквы в географических названиях, обогатить речи детей географическими наименованиями.

2. Развивать умение применять на практике правила написания имён собственных, умение правильно строить предложения; способствовать развитию речи, обогащению словаря учащихся.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки для  работы.

 

     Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап актуализации знаний.
  3. Целеполагание.
  4. Работа по теме урока.
  5. Физкультминутка.
  6.  Самостоятельная работа.
  7.  Групповая работа.
  8.  Рефлексия
  9.  Итог урока
  10.  Домашнее задание.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Организационный момент.

 Приветствие.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И урок мы  начинаем.

- Садятся те, чьё полное имя начинается с гласного звука, а теперь те, чьё имя начинается с согласного звука.

Откройте тетради, запишите число.

  1. Этап актуализации знаний.

Теоретическая разминка:

- Что нужно знать в русском языке, чтобы правильно писать? (правила)

- Что важнее: знать правила или  уметь их применять? ( и то и другое)

- Как вы думаете, все ли правила русского языка вы знаете? Повторим уже известные орфограммы.

Словарь: рабочий  Иван Петрович, мальчик Буратино, собака Жучка, дежурный Семёнов, рассказ «Ребята и утята»,  балет «Щелкунчик».

- Какая часть речи помогла вам записать слова? ( имя существительное)

- Что такое имя существительное? (часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

- Почему некоторые из них написаны с большой буквы? (это имена собственные)

- Как называются остальные слова? (нарицательные)

- Какие  имена собственные мы уже знаем? (это существительные, которые называют имена, фамилии, отчества, названия книг, журналов, картин, клички животных)

  1. Целеполагание.

 Вы к открытиям готовы?

 Материал сегодня новый.

 Прошу внимательными быть.

 Тему новую открыть.

Расшифруйте ребусы и запишите ответы в столбик. Допишите каждое слово.

C:\Users\ПК\Desktop\img2.jpg    C:\Users\ПК\Desktop\hello_html_53c9576.png  http://uidru.cdutt.ru/new/wp-content/uploads/2013/01/ulica.jpg

Россия    страна

город     Дрезна

улица  ___________

Какие слова написаны с большой буквы? Почему?  Какая тема сегодняшнего урока?

Тема: «Заглавная буква в географических названиях».

  1. Работа по теме урока

с.60  Обратите внимание!  Как пишутся географические названия? Почему?

С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням?

Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Выполните упр.102 с. 60 поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.

Где одновременно можно встретить много географических названий? (на карте, глобусе, атласе).

  1. Самостоятельная работа.

Проблемный вопрос.

Читая книгу, я увидела, что слово «тихий» написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

тихий голос – Тихий океан. Запишите.

черное платье – Черное море

птица орёл – город Орёл

Есть ли у вас свои  примеры?  

  1. Физминутка «Наша Родина – Россия»

Путешествуем по карте

Идем по Восточно-Европейской равнине, (шаги на месте)

Карабкаемся на Уральские горы, (высоко поднимаем колени и тянем руки вверх)

Плаваем в Чёрном море (гребём руками),

Едем на поезде из Москвы до Владивостока (руки согнуты в локтях),

Возвращаемся домой на самолете (движения руками),

Выходим из самолёта (шаги на месте)

7. Самостоятельная работа.

I. 1. Выпиши только имена собственные 

2. Выпиши «лишнее» слово в каждой строчке

(С,с)трана (Р, р)оссия,

(К, к)омпозитор

(Ч, ч)айковский,  

(Р, р)ека (И, и)ртыш. 

Ока, Светлояр, Волга

Франция, Москва, Сочи

Марс, Африка, Сатурн

II. Спиши предложения, исправив ошибки. Подчеркни имена собственные.

Саша иванов живёт в москве на улице мира. Летом он с тётей олей поедет на озеро байкал, а затем – к бабушке в деревню дубки.

  1. Групповая работа

Прочитайте: Ока, Санкт- Петербург, Франция, Волга, Москва, Италия, Япония, Пенза, Енисей, Россия,  Амур, Волгоград, Индия, Дрезна, Москва.

 - На какие  группы можно разбить эти слова?  

- Почему название Москва дано 2 раза?

- С какой буквы написаны эти слова?

- Почему?

Заполните таблицу

Города

Реки

Страны

1.

1.

1.

2.

2.

2.

3.

3.

3.

4.

4.

4.

5.

5.

5.

Проверка

9.Рефлексия                Игра «Плюс –минус»

  • Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы.
  • Названия животных пишутся с большой буквы.
  • Клички животных пишутся с маленькой буквы.
  • Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.
  • Названия растений пишутся с большой буквы.
  • Названия времён года пишутся с маленькой буквы.

               ( + - - + - = )

- Какова была тема нашего урока?

- Какие слова в русском языке пишутся с большой

буквы?

 Составьте итоговую схему.

        

10. Домашнее задание  с.60 упр.103

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

 

Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь

Каждый день мы узнаём что- то новое.

Записывают, обозначая ударение и подчёркивая «опасное место» в слове.

Имена существительные, отвечают на вопросы кто? что?

Различие собственных и нарицательных существительных.

Виды собственных существительных

Устные ответы учащихся.

Заглавная буква в названиях стран, городов, улиц, сёл, деревень, рек, озёр.

Географические названия пишем с заглавной буквы.

Высказывают свои мнения

 

 

Регулятивные:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Работают в группах

Обращают внимание на написание названий географических объектов

.

Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности.

Коммуникативные: оформлять свои мысли  в устной форме.

Познавательные:

осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

Личностные:

стимулировать мотивацию учения в ходе проблемного диалога; повышать познавательный интерес; формировать самостоятельность и убеждения.

Личностные:

формировать адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование через технологию уровневой дифференциации.

Регулятивные:

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные:

делать выводы в результате совместной работы, договариваться с одноклассниками, учиться работать в парах.

Познавательные: обобщать, делать выводы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Дрезненская гимназия» Урок русского языка во 2 «А» классе Учитель начальных классов: Грачёва И.Н. 05 марта 2019 год

Слайд 3

Россия город улица

Слайд 4

Тема урока: «Заглавная буква в географических названиях»

Слайд 5

Читая книгу, я увидела, что слово «тихий» написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть?

Слайд 6

чёрное платье Чёрное море птица орёл город Орёл

Слайд 8

Выбери и выполни задание 1. Выпиши только имена собственные 2. Выпиши «лишнее» слово в каждой строчке (С,с)трана (Р, р)оссия, (К, к)омпозитор (Ч, ч)айковский, (Р, р)ека (И, и)ртыш. Ока, Владимир , Волга Франция, Москва, Сочи Марс, Африка, Сатурн Ответы: К заданию 1 – Россия, Чайковский, Иртыш. К заданию 2 – Владимир, Франция, Африка .

Слайд 9

Проверь себя! Саша И ванов живёт в М оскве на улице М ира. Летом он с тётей О лей поедет на озеро Б айкал, а затем – к бабушке в деревню Д убки.

Слайд 10

Работа в группах ВМЕСТЕ НЕ ТРУДНО, ВМЕСТЕ НЕ ТЕСНО, ВМЕСТЕ ЛЕГКО И ВСЕГДА ИНТЕРЕСНО.

Слайд 11

города реки страны Санкт -Петербург Ока Франция Москва Волга Индия Пенза Москва Италия Дрезна Енисей Япония

Слайд 12

Игра «Плюс-минус» Имена, фамилии, отчества людей пишутся с большой буквы. Названия животных пишутся с большой буквы. Клички животных пишутся с маленькой буквы. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы. Названия растений пишутся с большой буквы. Названия времён года пишутся с маленькой буквы. -ГГ + - - + - + + - Географические названия пишутся с большой буквы

Слайд 13

с.60 упр.103 Домашнее задание СПАСИБО ЗА УРОК !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс АЛФАВИТ. НАПИСАНИЕ БОЛЬШОЙ БУКВЫ В СЛОВАХ

Урок для 2 класса "Школа 2100" .Есть презентация к уроку....

Урок русского языка 2 класс "Школа 2100" Тема: "Заглавная буква в именах собственных"

Знакомство с написанием географических названий (понятие топонимика)...

Самоанализ открытого урока русского языка 2 класс по теме "Развитие умения подбирать слова-названия признаков"

Самоанализ  урока по русскому языку по теме "Развитие умений подбирать слова-признаков" во 2-ом класс ОС "Школа 2100" представлен сжато в виде таблицы...

урок русского языка 1 класс по теме "Звуки. буквы"

Данный крок проведён в 1 классе по теме "Звуки и буквы", программа "Щкола России"...

Урок русского языка 1 класс "Отработка написания изученных букв".

Урок русского языка 1 класс "Отработка написания изученных букв"....

Презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"

Представлена презентация урока русского языка 2 класс (Школа России) "большая буква в именах собственных"...

Конспект урока русского языка 1 класс "Строчная и заглавная буква Ж,ж"

Конспект урока русского языка  1 класс "Строчная и заглавная буква Ж,ж"...