развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку

Селиванова Галина Аркадьевна

приведены примеры как научить видеть орфограммы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.ppt272 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Троицкая средняя общеобразовательная школа» Селивановой Г. А.

Слайд 2

Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, т.е. ошибкоопасные места.

Слайд 3

Работа со словом в 1 классе. 1. Слышать звучащее слово ( произнеси слово сом, послушай себя. Сколько звуков в этом слове?) 2. Интонировать (выделять голосом) каждый звук в слове. ( сом-сссоооммм ) 3.Характеризовать каждый звук ([с]- согл., твёрд., глух.; [о]- гл. уд.; [м]-согл., твёрд., звон. )

Слайд 4

1.Прочитайте высказывание. Мы ушли в рощу за грибами. 2.Составьте модель высказывания. 3. Составьте слоговую модель каждого слова. 4 Подчеркните орфограммы в высказывании и прочитай его по слогам; М ы ушли в рощ у за грибами . 5 Запишите высказывание по памяти, диктуя себе по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами Алгоритм списывания:

Слайд 5

Алгоритм списывания: 6.Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог дужкой и проверяя, не пропущены ли в нём какие-нибудь буквы или слоги. Мы ушли в рощу за грибами. 7.Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце. М ы ушли в рощ у за грибами .

Слайд 6

Знакомство с транскрипцией [дата], [д'ад'а] [луна] [л'уд'и] Д а т а , д я д я, л у на, л ю ди. Почему обозначили одинаковые звуки разными буквами? ( Чтобы показать твёрдость и мягкость согласных) Запишите звуковую модель буквами. Подчеркните буквы, которыми обозначили одинаковые звуки.

Слайд 7

Обозначение буквами звука [Й'] в разных позициях [Й'] перед гласным - я,ё,ю,е. [Й'] между согласным и гласным - ь(ъ) +я,ё,ю,е. [Й'] не перед гласным - й

Слайд 8

Запишите буквами, подчеркните буквы, которыми обозначили звук [й'] [ б 'эй'] , [л'й'у] , [й'ама] Бе й , л ью , я ма. [п'эр'й'а], [с'й'эл'и], [й'унга] Пер ья , с ъе ли, ю нга.

Слайд 9

Знакомство с орфограммами Пишутся по правилу Правила знаю Сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу. Сочетания чк,чн,чт, щн. ...цы. Правила не знаю. (на месте орфограммы ставлю вопрос (?)) ...[цы]... шип.[ж],[ш],[щ],[ч]+[о] разд.ъ,ь

Слайд 10

2 класс. Слабая позиция Сильная позиция согл. в конце слов согл. перед глух. согл. перед зв. (кроме сонор. и [в] ) гл. безударный cогл. п еред гл. cогл. перед cонор . cогл. перед [в] гл. ударный

Слайд 11

Алгоритм буквенной записи с пропуском орфограмм слабых позиций Прочитать слово по транскрипции. Поставить ударение. Найти и подчеркнуть гласный без ударения. Найти и подчеркнуть слабую позицию согласных. Записать слово буквами, пропуская слабые позиции.

Слайд 12

Письмо с пропуском орфограмм слабой позиции Запишите, заменяя звуковые записи буквенными. Орфограммы слабых позиций пропускайте. 1) [ Бал ׳ шай ׳ а пал ׳ ана в л ׳ ису пакрыта з ׳ ил ׳ оным кавром травы]. Б_льшая п_ляна в л_су п_крыта з_лёным к_вром тр-вы. 2) [ Марос скавал л ׳ итком лужы на л ׳ исных дарошках ] М_ро_ _к_вал л_ _ком луж_ н_ л_сных д_ро_к_х.

Слайд 13

Способы проверки орфограмм: По словарю; По сильной позиции; По правилу (жи-ши, ча-ща,чн,чк,и т.д.)

Слайд 14

Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю Запишите слово, пропуская орфограммы. ( уч_ник) Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы. Прочитайте слово орфографически (т.е. выдели голосом слоги с орфограммой). Не глядя в словарь, повторите слово орфографически. Диктуйте и записывайте слово по слогам.( у-ч е- ник ) Проверьте, все ли слоги вы записали. Подчеркните в записанном слове орфограммы. Сверьте орфограммы в слове с теми, которые вы подчеркнули в словаре.

Слайд 15

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменения слов- названий предметов по числу: ед.ч.,мн. ч. сл_ны-сл о н-сл о ны р_ка-р е ки-р е ка Ду_- ду б ы — ду б Гри_- гри б ы - гри б

Слайд 16

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменения слов- названий предметов по падежам: Есть зу_ -зу б Нет зу б а Рад зу б у Вижу зу б Доволен зу б ом думаю о зу б е Есть ве_ки -ве т ки Нет ве т ок Рад ве т кам Вижу ве т ки Доволен ве т к_ми Думаю о ве т ках

Слайд 17

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменение слов-названий действий по лицам и числам я д_рю -д а рю мы д а р_м ты д а р_шь вы д а р_т_ он д а р_т они д а р_т

Слайд 18

Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменение слов-названий действий по родам,временам она он м_ла - м ё л-м е ла п_сла- п а с-п а сла н_сла - н ё с- н е сла наст., прош. в_зу-в ё з-в е зу пл_ту-пл ё л- пл е ту

Слайд 19

Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов с_лонка-с о ль-с о лонка с_довый-с а д-с а довый л_сник-л е с-л е сник

Слайд 20

Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов) Для решения орфографической задачи ученик должен: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения; решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму; написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.

Слайд 21

Умение находить орфограммы слабых позиций. В начале работы-30% В конце-80% Умение проверять орфограммы слабых позиций. В начале работы-40% В конце-80% Результат работы с орфограммами слабых позиций во 2 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости

Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...

развитие орфографической зоркости

много полезных приёмов и средств...

Презентация"Развитие орфографической зоркости"

Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....

«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»

Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....