развитие орфографической зоркости
статья по русскому языку
приведены примеры как научить видеть орфограммы на уроках русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Орфографическая зоркость Орфографическая зоркость – это умение позиционно оценивать каждый звук в слове. Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, т.е. ошибкоопасные места.
Работа со словом в 1 классе. 1. Слышать звучащее слово ( произнеси слово сом, послушай себя. Сколько звуков в этом слове?) 2. Интонировать (выделять голосом) каждый звук в слове. ( сом-сссоооммм ) 3.Характеризовать каждый звук ([с]- согл., твёрд., глух.; [о]- гл. уд.; [м]-согл., твёрд., звон. )
1.Прочитайте высказывание. Мы ушли в рощу за грибами. 2.Составьте модель высказывания. 3. Составьте слоговую модель каждого слова. 4 Подчеркните орфограммы в высказывании и прочитай его по слогам; М ы ушли в рощ у за грибами . 5 Запишите высказывание по памяти, диктуя себе по слогам и выделяя голосом слоги с орфограммами Алгоритм списывания:
Алгоритм списывания: 6.Прочитайте записанное высказывание, выделяя каждый слог дужкой и проверяя, не пропущены ли в нём какие-нибудь буквы или слоги. Мы ушли в рощу за грибами. 7.Подчеркните в своей записи орфограммы и сравните их с орфограммами в образце. М ы ушли в рощ у за грибами .
Знакомство с транскрипцией [дата], [д'ад'а] [луна] [л'уд'и] Д а т а , д я д я, л у на, л ю ди. Почему обозначили одинаковые звуки разными буквами? ( Чтобы показать твёрдость и мягкость согласных) Запишите звуковую модель буквами. Подчеркните буквы, которыми обозначили одинаковые звуки.
Обозначение буквами звука [Й'] в разных позициях [Й'] перед гласным - я,ё,ю,е. [Й'] между согласным и гласным - ь(ъ) +я,ё,ю,е. [Й'] не перед гласным - й
Запишите буквами, подчеркните буквы, которыми обозначили звук [й'] [ б 'эй'] , [л'й'у] , [й'ама] Бе й , л ью , я ма. [п'эр'й'а], [с'й'эл'и], [й'унга] Пер ья , с ъе ли, ю нга.
Знакомство с орфограммами Пишутся по правилу Правила знаю Сочетания жи-ши, ча-ща,чу-щу. Сочетания чк,чн,чт, щн. ...цы. Правила не знаю. (на месте орфограммы ставлю вопрос (?)) ...[цы]... шип.[ж],[ш],[щ],[ч]+[о] разд.ъ,ь
2 класс. Слабая позиция Сильная позиция согл. в конце слов согл. перед глух. согл. перед зв. (кроме сонор. и [в] ) гл. безударный cогл. п еред гл. cогл. перед cонор . cогл. перед [в] гл. ударный
Алгоритм буквенной записи с пропуском орфограмм слабых позиций Прочитать слово по транскрипции. Поставить ударение. Найти и подчеркнуть гласный без ударения. Найти и подчеркнуть слабую позицию согласных. Записать слово буквами, пропуская слабые позиции.
Письмо с пропуском орфограмм слабой позиции Запишите, заменяя звуковые записи буквенными. Орфограммы слабых позиций пропускайте. 1) [ Бал ׳ шай ׳ а пал ׳ ана в л ׳ ису пакрыта з ׳ ил ׳ оным кавром травы]. Б_льшая п_ляна в л_су п_крыта з_лёным к_вром тр-вы. 2) [ Марос скавал л ׳ итком лужы на л ׳ исных дарошках ] М_ро_ _к_вал л_ _ком луж_ н_ л_сных д_ро_к_х.
Способы проверки орфограмм: По словарю; По сильной позиции; По правилу (жи-ши, ча-ща,чн,чк,и т.д.)
Проверка орфограмм слабых позиций по орфографическому словарю Запишите слово, пропуская орфограммы. ( уч_ник) Найдите слово в словаре и подчеркните орфограммы. Прочитайте слово орфографически (т.е. выдели голосом слоги с орфограммой). Не глядя в словарь, повторите слово орфографически. Диктуйте и записывайте слово по слогам.( у-ч е- ник ) Проверьте, все ли слоги вы записали. Подчеркните в записанном слове орфограммы. Сверьте орфограммы в слове с теми, которые вы подчеркнули в словаре.
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменения слов- названий предметов по числу: ед.ч.,мн. ч. сл_ны-сл о н-сл о ны р_ка-р е ки-р е ка Ду_- ду б ы — ду б Гри_- гри б ы - гри б
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменения слов- названий предметов по падежам: Есть зу_ -зу б Нет зу б а Рад зу б у Вижу зу б Доволен зу б ом думаю о зу б е Есть ве_ки -ве т ки Нет ве т ок Рад ве т кам Вижу ве т ки Доволен ве т к_ми Думаю о ве т ках
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменение слов-названий действий по лицам и числам я д_рю -д а рю мы д а р_м ты д а р_шь вы д а р_т_ он д а р_т они д а р_т
Проверка орфограмм слабых позиций по сильной позиции Изменение слов-названий действий по родам,временам она он м_ла - м ё л-м е ла п_сла- п а с-п а сла н_сла - н ё с- н е сла наст., прош. в_зу-в ё з-в е зу пл_ту-пл ё л- пл е ту
Проверка орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов с_лонка-с о ль-с о лонка с_довый-с а д-с а довый л_сник-л е с-л е сник
Этапы решения орфографической задачи (М.Р. Львов) Для решения орфографической задачи ученик должен: увидеть орфограмму в слове; определить её вид; определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы; определить шаги, ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения; решить задачу, т.е. выполнить последовательно действия по алгоритму; написать слово в соответствии с решением орфографической задачи.
Умение находить орфограммы слабых позиций. В начале работы-30% В конце-80% Умение проверять орфограммы слабых позиций. В начале работы-40% В конце-80% Результат работы с орфограммами слабых позиций во 2 классе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2010/07/13/picture-392.jpg)
Развитие орфографической зоркости
Вашему вниманию представленна статья о развитии орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе ...
развитие орфографической зоркости
много полезных приёмов и средств...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-13811-1466108709.jpg)
Презентация"Развитие орфографической зоркости"
Данный материал поможет разнообразить урок, со сказочными героями "выучить" трудные правила....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/17/picture-369457-1387296595.jpg)
«Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости»
Сообщение на тему "Особенности работы по технологии развития орфографической зоркости. Система тренировки орфографической зоркости"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/06/picture-559766-1420557745.jpg)
Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки
Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-260617-1600788594.jpg)
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...