Сценарий урока русского языка в 3 классе по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вожжова Лариса Геннадьевна

Наш век – это век информации, которую можно найти в разных источниках: книгах, журналах, интернете и т.д. и эти источники стали доступны для разных категорий людей и для любых возрастов. Но, на мой взгляд, для младших школьников учебник является основным доступным источником  для получения информации по изучению частей речи, состава слова, склонению существительных и т.д., потому что в нем информация дана конкретно, кратко, понятно и доступно.

В данной теме урока учебник:

- дает научное понятие имени числительного, его разрядов;

- помогает закрепить новый материл;

- является источником подкрепления самостоятельных выводов;

- служит справочником во время затруднения в изучаемом материале, при выполнении самостоятельных работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Имя числительное.

Цель: познакомить с новой частью речи.

Задачи: дать понятие числительного, как части речи, познакомить с  количественными и порядковыми числительными; развивать  мыслительные процессы: анализа, классификации, обобщения, навыки самоконтроля; воспитывать любовь к родному языку.

Планируемый результат: учащиеся должны знать отличительные признаки числительного, основные группы числительных; учащиеся должны уметь отличить числительное от других частей речи, употреблять виды числительных по назначению.

Оборудование: карточки со словами «Имя числительное», «количество (число) предметов», «порядок предметов при счете», «количественные», «порядковые», «сколько?», «какой?»,  мультимедиа.

Ход урока

  1. Организационный момент.

     Прозвенел веселый звонок,

     Пригласил нас всех на урок.

Выберите из  данных слов -  доска, учебник, учитель, знания, ручка - два слова, которые являются главными (существенными) для слова урок.

Объясните свой ответ.

К этому заданию мы вернемся в конце урока и посмотрим, кто из вас был прав.

2. Актуализация знаний.

Итак, первое задание – восстановите начало предложения:        это части речи.

Проверка. Дети зачитывают свое предложение и сверяют его с предложением учителя. Чем мое предложение отличается от вашего? (см. презентацию).

Существительное, прилагательное, глагол, местоимение, … - это части речи.

Как вы думаете, почему стоит многоточие?

Определите цель нашего урока.

3. Работа над темой.

Распределите слова, записанные на доске в четыре группы. Запишите каждую в отдельный столбик.

 Дом, идет, веселый, три, пенал, девять, зеленый, думает.

Проверка. Дайте название каждой группе. Как вы назовете группу слов, в которую вошли слова три и девять?

Нам поможет учебник – откройте с.104, где указана новая часть речи, с которой мы сегодня познакомимся, сравним с вашими предположениями. (на доске появляется карточка – имя числительное)

Изучение этой части речи начнем с хитрого вопроса – что такое имя числительное? (выслушиваются ответы детей)

Спишите предложения данные в №492. Найдите и подчеркните в них числительные.

1. Один – начало счета. 2. Два – четное число. 3. Три – нечетное число. 4. В этой книге сто страниц.

Как вы определили, что это числительные?

Напишите по образцу данные словосочетания в №493

Понедельник – первый день недели, вторник – …, среда – …, в доме – … этажей, у человека – … руки, у птицы – …, на руке – …, в комнате – … окон.

Назовите числительные. (учитель записывает их на доску)

Первый, второй, третий, шесть, два, пять, семь.

На сколько групп можно разделить эти числительные? Почему? Вот вы ответили и на второй хитрый вопрос – с 105 – какие вопросы можно поставить к числительным?

Запишите каждую группу в отдельный столбик. Дополните своими подходящими числительными. На что указывает каждая группа? (одна группа указывает на количество или число предметов, другая – на порядок предметов при счете – эти слова прикрепляются под карточкой Имя числительное)

Итак, сделайте вывод, что же такое имя числительное. Сравните ваш вывод с выводом учебника с.105.

4. Физминутка.

Мы семь раз в ладоши хлопнем,

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи –

Столько раз присесть должны.

5. Какие числительные встретились в физминутке? Запишите их в соответствующий столбик.

Проверка. Прочитайте слова первого столбика. Что обозначают эти числительные? В русском языке они так и называются – количественные. Прочитайте вторую группу слов. Что они обозначают? Как бы вы их назвали? Проверьте свое предположение по учебнику с.106. (порядковые)

№495

Напишите первые десять чисел натурального ряда в форме количественных и порядковых числительных: один – первый, …

6. Домашнее задание.

Дома составьте по два предложения с количественными и порядковыми числительными. – №497

7. Итог урока.

 Что нового узнали на уроке? Что было интересным? Какие задания вызвали трудность?

8. Закрепление.

Для того, чтобы проверить, насколько прочно поселились эти знания в вашей голове, проведем тестовую работу

Тест

  1. Числительное – это

а) часть речи;

б) часть слова.

2. Числительное обозначает:

а) предмет;

б) признак предмета;

в) количество или порядок предметов;

г) действие предмета.

3. Числительное отвечает на вопросы:

а) кто? что?;

б) какой? какая? какое? какие?;

в) что делает? что делают?

г) какой? сколько?

4. Количественные числительные обозначают:

а) количество предметов;

б) порядок при счете.

5. Порядковые числительные отвечают на вопрос:

а) сколько?;

б) какой?

6. Найдите и подчеркните в предложениях числительные.

Уроки начинаются в восемь часов. Двенадцатое апреля – День космонавтики. В неделе семь дней. На втором уроке будет диктант.

Укажите над ними  к какому виду числительных относятся (буквой п или к)

Самопроверка по эталону (см. презентацию).

9. Анализ проделанной работы.

Подтвердилось ли ваше мнение относительно слов, которые являются, по вашему мнению, существенными для урока. Какое слово вы бы добавили? Убрали? Почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий урока русского языка 4 класс

Написание безударных личных окончаний глаголов....

Сценарий урока русского языка 3 класс (УМК "Школа России") "Изменение по числам имен существительных, имен прилагательных, глаголов"

К уроку прилагается презентация. В приложении даются дифференцированные задания. Урок составлен по требованиям ФГОС....

сценарий урока русского языка 2 класс

Тема: "Способы образования слов"...

Презентация к уроку русского языка 3 класс по теме "Числительное"

В материале представлены задания для закрепления темы "Числительное"...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: Имя Числительное. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление с новой частью речи – именем числительным; формирование умения распознавать имена числительные, употребление их в речи.Планируемые результатыПредмет...

Сценарий урока русского языка 3 класс "Школа РОССИИ", тема "Корень слова"

На уроке у учащихся сформируются умения распознавать однокоренные слова и выделять корень слова....