Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Холодкова Ирина Викторовна

Тема урока "Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Формирование информационной культуры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r._yaz._roditelnyy_padezh_imyon_prilagatelnyh.docx33.66 КБ

Предварительный просмотр:

26.01.17

Система обучения: традиционная.

УМК: «Школа России».

Урок русского языка в 4 классе.

Тема урока: «Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода. Формирование информационной культуры».

Цель: формирование навыков правописания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже; формирование умений работы с информацией.

Планируемые результаты:

личностные:

- учить осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; оказывать взаимопомощь;

- воспитывать бережное отношение к природе.

регулятивные:

- учить ставить учебную задачу;  

- учить контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.

познавательные: 

- познакомить с правилом правописания безударных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже;  

- учить составлять и использовать памятки;

- формировать умение составлять план текста с помощью вопросов;

- формировать умение изменять объём текстовой информации;

- закреплять умение пользоваться словарём;

- расширять знания детей об окружающей природе.

коммуникативные:

- развивать умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- продолжить развивать умение отстаивать свою точку зрения и принимать мнения одноклассников, работать в паре и в группе;

- строить речевые высказывания в устной форме;

- сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Оборудование:

1. Мини-тесты для каждого обучающегося.

2. Текст «Родники» для каждого обучающегося.

3. Пять карточек с заданиями для команд.

3. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (4 книги).

4. Маркеры у каждого ребёнка.

5. Слайды с изображением родников.

6. Фонограмма песни С. Беликова «Живи, родник».

  1. Чистописание.

Учитель показывает образец написания сочетаний букв.

           ой  ый   ий   ое  ее

Дети пишут сочетания букв.

Учитель:

- Посмотрите внимательно. Что вы узнали в этих написаниях?

Дети:

- Окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в именительном и винительном падеже.

- Какие окончания относятся к мужскому роду, а какие к среднему?

2. Сообщение темы.

Учитель:

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать безударные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, а также продолжим развитие навыков работы с информацией.

- Помогать нам в достижении цели будут слова, которые нужно отгадать.

   Он без рук, он без ног
  Из земли пробиться смог. 
  Нас он летом, в самый зной, 
  Ледяной поит водой. 
                                                 (Родник)

   Направо вода и налево вода.
 
Плывут корабли и туда и сюда.
 
Но если захочешь напиться, дружок,
 
Солёным окажется каждый глоток.

                                                    (Море)

3. Мини-тест.

Учитель:

- Ребята, заполните карточку. Дайте толкования словам «родник», «море».

Фамилия, имя

Дай свои толкования словам.

Родник –

Море –

4. Работа с новым материалом.

Учитель:

- К какой части речи относятся эти слова?

Дети:

- Это имена существительные.

Учитель:

- Определите род этих имён существительных?

Дети:

Родник - мужской род.

Море - средний род.

Учитель:

- Подберите синонимы к слову «родник».

Дети:

- Ключ, источник.

Учитель:

- Подберите к существительным «родник», «море» имена прилагательные.

         Дети предлагают свои варианты. Выбираем имена прилагательные с твёрдой и мягкой основой. Например:

          Чистый родник.

Синее море.

Учитель:

- Поставьте существительные в родительный падеж.

Дети:

- Нет чего? родника

- Нет чего? моря.

- Задайте вопрос к прилагательным.

             Родника (какого?)

             Моря (какого?)

Учитель:

- Что надо сделать, чтобы написать безударное окончание имени прилагательного? Какое шуточное правило мы запоминали?

Дети:

- Чтобы не остаться с носом, проверь окончание вопросом.

Учитель:

- Что вы заметили, когда произносили вопрос?

Дети:

- Произносим: какова, а пишем какого.

Учитель:

- Только у родительного падежа есть такой «секрет». Когда мы произносим вопрос какого?, слышим -ова, а пишем окончания -ого или -его.

Запишем:

Родника (какого?) чистого.

          Моря (какого?) синего.

Учитель:

- Что нужно сделать, чтобы сохранить в памяти те знания, которые мы сегодня получим?

Дети:

- Составить схему, памятку.

Дети предлагают свои памятки.

Выбираем наиболее удачную. Записываем на доске.

                         

                     Р.п. (м.р., с.р.) какого? -ого, -его

Учитель:

- Ребята, пользуясь памяткой, вставьте пропущенные окончания. Определите род имён прилагательных.

Работа в парах.

Наша деревня стоит около дремуч... леса.  В лесу есть родник. С ранн... утра до поздн... вечера идут люди к роднику. За родниковой водой приезжают из соседн... села.

Взаимопроверка.

5. Минутка отдыха.

- Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания, песни, поговорки.

- Давайте послушаем песню и немного отдохнём.

Звучит песня в исполнение С.Беликова «Живи, родник».

Слайды с изображением родников.

6. Формирование навыков работы с информацией.

Учитель:

          - Я предлагаю вам пополнить знания о родниках.

Дети получают текст о родниках.

- Прочитайте текст. Подчеркните слова, которые требуют пояснения.

Родники представляют собой подземные воды, имеющие выход на поверхность. Вода в роднике не замерзает.

Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои почвы и песка, что обеспечивает ей природную фильтрацию. При такой очистке вода не теряет своих целебных свойств, поэтому родниковую воду можно пить, не подвергая её каким-либо дополнительным способам очищения. Родники - источники чистой воды.

Родниковая вода прекрасно утоляет жажду, используется для приготовления пищи, умывания. Родники необходимы природе, они питают наши реки и озёра. Волга - своим первым ручьём начинается родниками.

        Много родников на русской земле, в нашем Щёлковском районе их тридцать восемь. Но родники подвержены загрязнению. Иногда люди моют в нём ноги, машины. От этого качество воды ухудшается. С давних времён люди оберегали родники, ухаживали за ними.

Учитель:

- Назовите слова, которые вы подчеркнули.

- Объясните, что такое «фильтрация», «почва»?

Дети:

- Фильтрация от слова фильтр, т.е. очистка.

- Почва - плодородный слой земли.

Учитель:

- На уроке вы дали свои толкования словам «родник», «море».

- Каким образом мы можем узнать точное толкование этих понятий?

Дети:

- С помощью толкового словаря.

Учитель:

- За одну минуту вам необходимо выполнить задания в группах.

Делимся на пять групп.

1 группа. Задание. Найдите в словаре: родник.

2 группа. Задание. Найдите в словаре: море.

3 группа. Задание. Найдите в словаре: фильтрация.

4 группа. Задание. Найдите в словаре: почва.

     5 группа. Задание: подберите имена прилагательные, давая характеристику родниковой воде. Родниковая вода (какая?) ...

Группы из 5-6 человек выполняют задания. Затем дают отчёт.

Дети:

1 группа. РОДНИК. Водный источник, текущий из глубины земли, ключ.

2 группа. МОРЕ. Часть океана - большое водное пространство с горько-солёной водой.

3 группа. ФИЛЬТРАЦИЯ. Фильтровать. Пропускать через фильтр.

4 группа. ПОЧВА. Верхний слой земной коры.

5 группа. Родниковая вода (какая?) чистая, холодная, вкусная, свежая, прозрачная, целебная, хрустальная, ледяная.

Учитель:

- Давайте продолжим работу с текстом.

- Предлагаю вам составить вопросный план.

- Прочитайте первый абзац. Что мы узнали из этой части?

- Какой вопрос подходит к этой части текста?

Дети предлагают варианты вопросов.

Похожая работа проводится с другими частями текста.

План записывается на доске.

  1. Что такое родник?
  2. Почему родник является источником чистой воды?
  3. Какую пользу приносит родниковая вода?

4. Как надо относиться к родникам?

Учитель:

- Давайте с помощью этого плана сделаем наш текст короче, т.е. оставим в нём только самые главные мысли.

- Для чего необходимо это умение?

- Выделите маркером предложения - ответы на вопросы плана, чтобы текст стал короче.

Работа в парах.

Дети зачитывают полученный текст.

Родники представляют собой подземные воды, имеющие выход на поверхность.

Пробиваясь на поверхность, родниковая вода проходит через слои почвы и песка, что обеспечивает ей  природную фильтрацию.

Родниковая вода прекрасно утоляет жажду, используется для приготовления пищи, умывания. Родники необходимы природе, они питают наши реки и озёра. 

С давних времён люди оберегали родники, ухаживали за ними.

7. Итог урока.

Учитель:

- Какие орфографические знания мы сегодня получили?

Дети:

- Прилагательные мужского и среднего рода отвечают на вопрос какого?, у них пишутся окончания -ого, -его.

Учитель:

- Что поможет вам сохранить полученные знания?

Дети:

- Памятка.

Учитель:

- Чему ещё вы учились на уроке? Какие умения отрабатывали?

Дети:

- Работать со словарями.

- Составлять план текста.

- Изменять объём текста.

Учитель:

- Следующая тема урока окружающего мира «Водоёмы нашего края».

- Какое предложение в тексте подходит к этой теме?

Дети:

- Много родников на русской земле, в нашем Щёлковском районе их тридцать восемь.

Учитель:

- Что вы узнали о родниках? Как к ним надо относиться?

- Каждая река течёт из родника. На уроке окружающего мира мы узнаем о реках и озёрах Щёлковского района.

8. Домашнее задание по выбору.

1. Списать текст выделенный маркером.

2. Написать мини-текст на тему «Родники».

3. Сочинить стихотворение о роднике.

Работы учащихся.

           

 Родник.

В дремучем лесу,

Куда свет не проник,

Из оврага бежит

Весёлый родник.

В летний зной

Уставший грибник

К роднику губами приник.

«Родники».

 На русской земле очень много родников. Вода в родниках чистая, прозрачная. Напоит родник водой усталого путника, прибавит ему сил. Берегите родники! Они великий дар природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общее понятие об однокоренных (родственных) словах Урок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка»

Общее понятие об однокоренных (родственных) словахУрок русского языка, 2 класс. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко«К тайнам нашего языка»Ирина Анатольевна ВиниченкоУчитель начальных классов, МАОУ «...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...