Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)
методическая разработка по русскому языку

Степанова Натальоя Викторовна

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей с ОВЗ; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся с ОВЗ.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенными видами работы.

Ожидаемые результаты: практическое освоение важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ; рост мотивации к формированию и обогащению словарного запаса.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Данные методы и приемы способствуют развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Наталья Викторовна

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории

Общий педагогический стаж работы – 40 лет

Стаж работы в МБОУ СКОШ № 122 – 33 года

Электронный адрес maturams@mail.ru

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Специальная коррекционная общеобразовательная школа №122» г. Снежинска

Методы и приёмы работы со словарными словами с обучающимися с ОВЗ (ТНР)

Язык и стар, и вечно нов!

И это так прекрасно

В огромном море – море слов

Купайся ежечасно!

Ведущая педагогическая идея опыта: показать возможности использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями в начальной школе, для обогащения словарного запаса детей с ОВЗ; развитие мыслительных способностей, кругозора учащихся.

Цель: поделиться с коллегами личным педагогическим опытом формирования орфографической грамотности учащихся с ОВЗ.

Задачи: сформировать приёмы отработки с детьми написания словарных слов через различные виды деятельности, путём применения деятельностного подхода; заинтересовать коллег предложенными видами работы.

Ожидаемые результаты: практическое освоение важнейших навыков в рамках транслируемого опыта; активизация познавательной деятельности учащихся с ОВЗ; рост мотивации к формированию и обогащению словарного запаса.

Данная система даёт большой процент запоминания учащимися слов с непроверяемыми написаниями. Высокий результат достигается за счёт использования педагогических приёмов, облегчающих запоминание слов с непроверяемыми написаниями. Данные методы и приемы способствуют развитию орфографической зоркости, обогащению словарного запаса, развитию мыслительных способностей, кругозора учащихся с ОВЗ.

        Известно, что чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

        В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Мы называем их словарными словами. И каждый учитель знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают в словарь.
Поэтому именно в начальной школе большое значение придается словарно-орфографической работе, выбору методов и приёмов, способствующих усвоению детьми слов с непроверяемыми написаниями.

С такими словами младшие школьники встречаются на каждом уроке. Без усвоения слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, испытывают затруднения при написании сочинений и изложений.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, педагогически целесообразно построенная, связанная со всеми разделами курса русского языка» - писал известный российский ученый - методист А. В. Текучев.

       Особенность словарной работы состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности учителя. Важно, чтобы усвоение новых слов проходило не стихийно, учитель должен управлять этим процессом и применять такие методы и приёмы, которые помогут ребёнку облегчить процесс запоминания, обеспечат правильность и полноту усвоения словарных слов.

     Обучение написанию слов с непроверяемыми орфограммами должно проводиться с опорой на дидактический материал, включающий в себя наиболее часто употребляемые слова. Их следует отбирать из учебников, изучаемых в данном классе, художественных произведений, словарей и других источников.

       Слова с непроверяемыми написаниями изучаются в школе в «словарном порядке», т. е. учащимся рекомендуется просто писать и запоминать соответствующие слова.

Передовой опыт учителей и специально проведенные исследования доказывают, что работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации в том, что для обучения написаниям слов указанного вида, нужно активизировать мыслительную деятельность и память учащихся. Этого можно достигнуть, применяя такие методы и приёмы, в основе которых широко используются игровые упражнения, т. к. именно игра является привычной средой обитания детей и продолжает занимать ведущее место в жизни младшего школьника, представляет для него наиболее интересный и увлекательный вид деятельности: А главное — в процессе игры учащиеся получают знания, испытывая удовольствие. Для учащихся игра — прежде всего увлекательное занятие. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета.

      Некоторые упражнения, которые я использую не только на уроках, но и на занятиях  внеурочной деятельности («Развитие речи») хочу предложить вам.

1. КОММЕНТАТОР (ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННУЮ ОРФОГРАММУ, ОБЪЯСНИ).
Даны словарные слова с пропущенными орфограммами. Необходимо вставить букву, дать ей характеристику. Важно научить детей классифицировать орфограммы. Например:
Т_ТРА_Ь или как вариант Т(и,е)ТРА(т,д)Ь
1.б/гл. Е в корне слова, непроверяемая ударением;
2.парн.согл. Д, который можно проверить (звук согласный проверяй - рядом гласный подставляй)-тетради, где /Д/ стоит в сильной позиции.
2.«НЕМОЙ» СЛОВАРИК.
Тоже один из любимых видов работы у детей. Учитель или «ведущий» ученик, молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают, комментируя. Этот вид работы формирует навык комментированного письма, что очень важно при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
3.«ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ.
Учитель или ученик, не называя словарного слова, объясняет его лексическое значение. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
4.«ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.
Учитель или ученик рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ), а затем записывают слово с проговариванием.
5. «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК. 
Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.
Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. 
Например:
УЛИЦА. Я вышел на улицу и увидел много знакомых ЛИЦ.
МЕБЕЛЬ из ЕЛи.
ПАЛЬТО. ПАЛЬТО  носит  ПАпа.

МАШина везёт МАШу.

МАЛину ест МАЛьчик. 

В косМОС построили МОСт.

КОСтя пришёл в КОСтюме.

6.СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.
На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. 
___О__О ___  (воробей, молоко, ворона, сорока..)
_______ЛЛ__   ( коллектив, коллекция…)
7. «ЛИШНЕЕ СЛОВО».    
Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подготовку изучению к нового материала. Например. Тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 
СОРОКА, ВОРОНА, ПЕТУХ, КОРОВА, ДОРОГА.
Заранее тщательно подбирают слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:
1.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. для написания всех слов потребовалось 6 букв, а для слова петух – всего 5.
2.Я считаю, что «лишнее» слово петух, т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2. 
3….слово  петух, т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную .
4…..слово дорога, т.к. все слова отвечают на вопрос КТО?, а слово дорога – на вопрос ЧТО? И т. д.Произнося каждое слово несколько раз, дети быстрее запоминают его написание.

5. … слово петух -во всех словах безударная гласная О, а в этом –е.


8. БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).
Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова Эту работу можно провести как проверку.
9. «ШИФРОВКИ».
Эту работу чаще даю детям вне урока, т.к. задание на сообразительность, на логическое мышление (требует достаточно немало времени). Тем более, что у каждого ребёнка скорость мышления разная. Мне же важна в этом задании не скорость, а качественный результат. Здесь самое интересное – это сам процесс работы. Ребята могут по желанию объединяться в группы и работать вместе. Шифровки могут быть очень разные. Иногда сами дети придумывают их или  подсказывают идею.
Шифровка «слоговое сложение».                                                                                                                         
Раздели данные слова на слоги.
Составь из полученных слогов  словарное слово, взяв из каждого слова по одному слогу.
Поставь ударение, выдели орфограмму.   
ВЕС
НА        ГО РОД       НА РОД 
ТРА
ВА        У ГОН       ВА ГОН
ТЕ МА         ЛЕ ТО        ФОН ТАН      ТЕ ЛЕ ФОН
Можно дать обратное задание по аналогии: придумать свою шифровку. Эту работу проверяю, обязательно оцениваю, подписываю автора и на др. уроках или занятиях использую, обязательно  объявляю, чью шифровку мы отгадываем.
Шифровка – алфавит.
Каждой букве алфавита соответствует порядковый номер. 
1 2 3 4 5 6 7 8 9 …
а б в г д е ё ж з…
В теме «Алфавит» можно шифровать и расшифровывать словарные  слова.
1, 
13, 13, 6, 33 - (АЛЛЕЯ) – в этом варианте сразу можно заметить, что в слове будет орфограмма на удвоенную согласную.
Шифровка «Убери лишнее».
Буквы словарного слова перемешивают с другими буквами, которые можно убрать по какому-то определённому признаку. Например: 
К, Б, П, Е, С, Р, Ё, Т, З, К, А, Ш
Зачеркни парные глухие согласные и получишь словарное слово (БЕРЁЗА).
Это упражнение хорошо использовать как вступительную часть урока при повторении определённых тем (например, парные согласные).
Шифровка «Части слова».
Этот вид задания использую при повторении или закреплении темы «Состав слова». Чаще всего в результате получается не само словарное слово, а родственное ему.
Например:
Приставка в нашем слове, как у слова 
ЗАБОЛЕЛ.
Корень – как у слова 
МОРОЗИЛКА.
Суффикс – как у слова  БЕРЁЗ
КА.
Окончание – как у слова КОНЬК
И.
В итоге получается слово 
ЗАМОРОЗКИ .    
Шифровка «Добавь гласные».
(Или  «Испорченная печатная машинка»).
Даны наборы согласных букв (в строгом порядке). Необходимо вставить между ними подходящие гласные так, чтобы в результате получилось словарное слово.
Например: ВТМБЛЬ(АВТОМОБИЛЬ).
Можно брать не одно слово, а группу слов, объединённым каким-то общим признаком. Например:
Живые существа: 
СБК      (СОБАКА)
СРК      (СОРОКА)
КРВ      (КОРОВА)
ЧЛВК    (ЧЕЛОВЕК) 
10. НЕДОСТАЮЩИЕ ПАЗЛЫ»
По сути – это списывание с определённым грамматическим заданием: вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
11.« «ПРОБА  ПЕРА».
В 3-4 классах практикуют работу по развитию речи, когда индивидуальный словарик достаточно наполнен. В течение недели предлагают написать ребятам рассказ или сказку, используя словарные слова по определённому подбору:
1. на наличие в словарных словах буквосочетаний –оро-,      -оло-;

2. на одну букву (использовать все словарные слова на определенную букву;
3. словарные слова должны иметь одну определённую орфограмму (например, удвоенную согласную)…
4. можно использовать словарные слова  на определённую тему. Например, можно дать задание описать свою квартиру (комнату), используя как можно больше словарных слов.
«Проба пера» - это очень увлекательная творческая работа. Дети охотно сочиняют, оформляют и защищают свои работы. И снова словарные слова мелькают и запоминаются легко и интересно.
12.«ТЕМАТИЧЕСКОЕ МЕНЮ»
Очень часто в рамках определённой темы работают со словарными словами следующим образом. Даны словарные слова. К ним предлагаются разные задания:
1. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
2. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам (в теме «Имя прилагательное», « Правописание окончаний имен прилагательных»…).
3. Измени форму  числа и  падеж (в теме «Изменение имен существительных по числам, по падежам…».
4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или  наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова (в темах «Антонимы», «Синонимы»…).
5. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.
Например:
М_ШИНА – М
АШИНИСТ
6. Допиши к словарным словам имена собственные ( в теме «Заглавная буква в именах собственных»). Например:
К _РОВА – (Зорька, Майка, Бурёнушка…) и т.д.
7. Образуй от данного словарного слова другую часть речи (в теме «Части речи»…). Например: Р _БОТА – Р
АБОТАТЬ и т. д.
13.ЗАГАДКИ – ШУТКИ  (ИГРЫ).
1. В каких словарных словах спрятались ноты? (П
ОМИДОР, ДОРОГА, РЕШЕНИЕ…).
2. В каких словарных словах спряталась – ель-? ( УЧИТ
ЕЛЬ, ПОНЕДЕЛЬНИК…)
3. Слог потерялся (___ЛЮТ, ___БАКА, ___ВЕДЬ…).
Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
14. ИГРА « ЗНАЮ – НЕ ЗНАЮ».
Занимаясь с детьми индивидуально, практикуют пятиминутку словарной работы. Дети очень любят игру «знаю – не знаю». Берём словарик ребёнка и вразброс спрашиваем, как пишется то  или иное словарное слово. Ученик должен чётко проговорить слово по слогам. Если слово ребёнок проговаривает чётко без сомнений, правильно, то это слово он не записывает (слово «отдыхает»). Если же возникают трудности при проговаривании словарного слова (слово звучит неуверенно, с ошибками или уверенно неправильно), то в этом случае мы начинаем работать над словом (выбираем различные приёмы работы со словарными словами). После чего слово обязательно записывается с чётким проговариванием в тетрадь и ставится на контроль (простым карандашом в виде галочки в словарике). Ребятам очень нравится соревнование  с самим собою. Если вчера за 5 минут игры было записано 8 слов, а сегодня меньше или больше? Ради этой игры дети были готовы повторять словарные слова ежедневно. Как оказалось, для них это азартная игра. Для более успешного исхода этой игры можно заранее определять группу словарных слов, с которой будем работать на следующем уроке. Например, я даю установку, что на уроке через неделю  мы будем играть со словами на букву «а», или со словами с удвоенными согласными.

15. Запись слов по алфавиту.

Учащиеся усваивают алфавит уже к концу первого года обучения. Знание детьми алфавита можно использовать в работе над словами с непроверяемыми написаниями. Написав на доске слова с непроверяемыми написаниями, учитель предлагает переписать эти слова в тетрадь, расположив их в алфавитном порядке и , например, подчеркнув непроверяемые орфограммы.

По мере усвоения алфавита задания усложняются. Дети записывают слова в алфавитном расположении не только первой, но и последующих букв. Затем идет дальнейшее усложнение, например, с записью в несколько столбиков и в каждом – по алфавиту.

16. Сканирование

 Блок слов висит в классе на стене, ребята периодически подходят к ним, читают, иллюстрируют. Затем предложить ребятам «сфотографировать» слова за минуту, прочитать про себя, проговорить по слогам. Когда слова сняты, проводится словарный диктант. Во время проверки дети сверяют написанное. Если ошибок в словах никто не сделал, слова отправляются на «пенсию». При наличии ошибок слова возвращаются на стену. При использовании этого приёма работает у детей зрительная память, формируется контрольно-оценочное действие, ребёнок контролирует сам себя.

17. Диктант наоборот

Прочитать лексическое значение слов, дети определяют и записывают слова. Для таких диктантов необходимо иметь несколько вариантов значений от простых до более сложных, для того чтобы при затруднениях в ответах дети имели возможность самостоятельно определить значение слова. В первом классе можно применять карточки с изображением картинки словарного слова.

Большая водоплавающая птица семейства утиных с длинной красиво изогнутой шеей(лебедь); мгновенный искровой разряд в воздухе (обычно во время дождя) (молния).

18. Чепушина

Суть этого приёма в том, что словарное слово, с которым познакомились на уроке, записываем столбиком. На каждую букву этого слова записываем ранее изученные слова. Если не знают слово на букву, то пропускают.

В - ветер
Д - девочка
Р 
- ребята
У 
- улица
Г 
– город

 Для работы предложить учащимся словари.

Используя этот приём, мы повторяем изученные слова и знакомимся с новым, развиваем кругозор и словарный запас.

19. Ботанический сад 

поможет провести работу по правописанию однокоренных слов.

Вывешивается корень слова (в серединке цветка), а дети придумывают однокоренные слова, записав их на лепестках и прикрепляют к серединке. Цветок висит неделю или две. Затем проводим небольшой словарный диктант из этих слов (цветок убрать). Учитель может добавить свои 2-3 слова. Затем прикрепляет новый корень. И проводим аналогичную работу. Используя этот приём через зрительную память, формируется у детей интерес, развивается орфографическая зоркость.

20. Ассоциации

К другим нетрадиционным приёмам можно отнести мнемонику (система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций). В данном случае важно выполнить следующие требования:

а) ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким – то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании ударную гласную, которая является сомнительной в словарном слове.

з

кАпуста

я

ц

Словарное слово: капуста

Ассоциативный образ: заяц(заяц любит кушать капусту)

Общий признак: назначение, цепь питания

Ударный гласный: А – в слове «заяц» под ударением

Аналогично строится работа, основанная на этимологии слова. Однако, в данном случае опора на запоминание подразумевает созвучность словарного слова и слова, от которого оно произошло.

Петух петь

Словарное слово: петух

Происхождение: петь

Ударный гласный: Е – в слове «петь» под ударением.

К нетрадиционным приёмам, использующим метод ассоциаций можно отнести и ребусы, в которых ясно будет слышна или видна безударная гласная.

Словарное слово: Москва

Ассоциативный образ: рисунок моста

Ударный гласный: О – в слове «мост» под ударением

21. Метод проектов

В классе можно организовать мини-исследование на тему: «Энциклопедия одного слова». Используя все типы словарей, которые есть в библиотеке, сборники загадок и пословиц, обращаясь к помощи взрослых, ребята оформляют свои работы по следующему плану:

Энциклопедия одного слова.

  1. Лексическое значение слова (в толковом словаре).
  2. Слова-родственники (однокоренные).
  3. Слова-друзья (в словаре синонимов).
  4. Слова-враги (в словаре антонимов).
  5. Слово в русском фольклоре (в пословицах, загадках, скороговорках, песнях).
  6. Слово в моём творчестве.
  7. Слово в рисунках.

22. Загадки

23.Ребусы

        Таким образом, словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к механическому заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Эти упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их. А также систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы работы со словарными словами.

Приёмы работы со словарными словами...

Приёмы работы со словарными словами

Словарная работа может и должна быть интересной и разнообразной. Предлагаемы в работе приёмы помогут детям в запоминании словарных слов и развитии орфографической зоркости....

Приёмы работы над словарными словами

Приёмы работы над словарными словами...

Доклад ШМО на тему: "Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися"

Данный материал содержит информацию из опыта работы учителя начальных классов в соответствии с ФГОС....

Методическая разработка по теме «Методы и приёмы работы со словарными словами в начальной школе»

В методической разработке даны приемы работы со словарными словами на уроках в начальнгой школе....

Методы,формы и приёмы работы со словарными словами на уроках русского языка в начальной школе

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Поэтому в начальном курсе грамматики, правописания и развития ре...

Методы и приёмы работы со словарными словами

Целью этого материала является представление системы работы над словарным словом на уроках русского языка. В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение: в языке все стороны взаимосвязаны...