Технологическая карта урока. Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кирилкина Елена Владимировна

Урок построения системы знаний (УПСЗ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx401.73 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ   КАРТА  УРОКА

РУССКОГО  ЯЗЫКА

Составитель: Кирилкина Елена Владимировна,

учитель МОУ СОШ пос. Титово

 Пачелмского района Пензенской области

-2019г-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ПРЕДМЕТ: Русский  язык

ТЕМА: Времена глагола: опознавательные признаки и значения, которые передают родовые и личные окончания.

КЛАСС: 4

ОС: Гармония

ТИП УРОКА: урок построения системы знаний (УПСЗ)

ЦЕЛЬ ТЕМЫ: формирование умения применять изученные понятия, алгоритмы, фиксировать собственные затруднения в деятельности, выявлять их причину, строить и реализовывать проект выхода из затруднений.

ЗАДАЧИ УРОКА: на основе повторения примет каждого времени (прошедшего, настоящего, будущего) тренировать в определении формы глагола и определять те грамматические признаки, на которые указывает окончание: в прошедшем времени - число и род (в единственном числе), а в настоящем и будущем – число и лицо.

ОСНОВНЫЕ  ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ: орфограммы слабых позиций в окончаниях слов, называющих действия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

Предметные: распознавание глаголов по их общему грамматическому значению (обозначают действие) и частным грамматическим значениям (время, число, род, лицо),  уметь применять обобщённый способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов.

Метапредметные:

Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять алгоритм заполнения орфограмм слабых позиций в окончаниях глагола, умение работать по инструкции, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные: видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи, сознательно выбирать задания разного уровня сложности, умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе выполнения разноуровневой работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА:

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Русский язык – развитие речи – литературное чтение

Информационный материал

  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Программа «Русский язык» 1-4 классы.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений.
  • Учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  «Русский язык. К тайнам нашего языка» 4 класс.
  • Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Тетрадь по русскому языку.
  • А.К. Дусавицкий «Урок в начальной школе» Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

  •     Парная

        Групповая

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1)  Мотивация к учебной деятельности.

2)  Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

3)  Локализация индивидуальных затруднений.

4)  Построение проекта коррекции выявленных затруднений.

5)  Реализация построенного проекта.

6)  Обобщение затруднений во внешней речи.

7)  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8)  Включение в систему знаний и повторение.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

  • Знаю, как находить и исправлять свои ошибки
  • 2. Хочу …
  • 3.Могу  (содержательные рамки)
  • 4. Зачем мне надо …

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Цели деятельности

Учебные задания

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для систематизации и обобщении изученного материала.

2) Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

3) Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

4) Организовать обобщение актуализированных способов действий.

5) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»).

6) Организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

7) Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или в его обосновании. 

  Объясняет задание, предлагает определить закономерность, продолжить ряд слов.

НА ДОСКЕ:

Кр_чит -   3 л., ед.ч., наст. вр.

Б_га_ _-  н.ф.

Нар_суете -  2 л., мн.ч., буд.вр. 

Покр_снело -   ср.р., прош.вр.

М_лчишь -   2 л, ед.ч., наст.вр.

.   .   .

 - Что записано на доске? (слова)  - Прочитаем вслух.Peterson6

 - Что общего? (всё глаголы)

 - Почему стоит многоточие? (можно продолжить этот ряд)

 - Определите закономерность и продолжите ряд устно.

Составление кластера

       вопросы                                       действие

глагол

                                                   изменяется

       число, лицо  (нас. вр., буд.вр.)                        род (прош.вр.)

 - Как составлен ряд? (глагол настоящего времени, глагол неопределённой формы, глагол будущего времени, глагол прошедшего времени,  глагол настоящего времени ...)

 (кто выполнит задание раньше  - разобрать слова по составу)

  - Какие орфограммы встретились?

 

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

регулятивные:

контроль, коррекция;

прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).

3. Локализация индивидуальных затруднений

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1)Организовать восстановление выполненных операций.

2) Организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение.

3) Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

1.Указываю номера заданий,  вызвавшие затруднения

2. Определяю место затруднения

3. Определяю причину затруднения

                         (эталон) 

Peterson7

Познавательные:

  • умение структурировать знания;
  • постановка и формулирование проблемы;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения).

2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

3) Учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

4) Учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

 

1.  Какие знания уточняю и учусь правильно применять – цель проекта                     Peterson9Peterson8

2.  Выбор способа и средств коррекции:

      -  алгоритм исправления ошибок;

      -  учебник, эталоны и др. 

3. Построение плана действий

Задаёт проблемный вопрос.

- По каким признакам мы выбираем букву в окончании глагола? (лицо, число)

- Чему мы будем учиться сегодня на уроке? (учиться писать окончания глаголов в слабой позиции).

  1. Просит составить алгоритм.

  - Вы сказали, что мы выбираем букву в окончании глагола в зависимости от числа. Чтобы нам не допускать ошибок, что мы можем составить? (алгоритм)

 - Как вы будете действовать?

 - Составьте, пожалуйста, в группах алгоритм.

Регулятивные: целеполагание  как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: знаково-символические – моделирование;

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

5. Реализация построенного проекта

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

2) Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

3) Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

4) Организовать фиксацию преодоления затруднения.

5) Организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

1.  Исправление ошибок:

     а) самостоятельное – на основе алгоритма          исправления ошибок;

     б) с помощью эталона для самопроверки. 

2.  Выбор заданий на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибкиPeterson11Peterson10

3.  Решение этих заданий 

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера

6. Обобщение затруднений во внешней речи.

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи:

- фронтально;

- в парах или группах.

Организует работу на карточках с использованием алгоритма.

- Пользуясь алгоритмом, попробуйте самостоятельно заполнить орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов.

Приложение 1.

 - Что вы заметили? Нет ли здесь ловушки?

 - Объясните, какую букву выбрали, пользуясь алгоритмом?

 - Кто выполнил задание правильно? Молодцы!

 - Отметьте свои умения на само оценочной линеечке зелёным цветом.

Коммуникативные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

  1. Предлагает выполнить задание на карточках, используя инструкцию. Назначает детей – контролёров.

- У вас на партах лежат карточки, а на доске инструкция, по которой вы будете действовать, выполняя следующее задание.

Приложение 2.

- Работаете в группах. В каждой группе ученик-контролёр.

Приложение 3.  

 - Кто выполнил задание правильно? Молодцы!

  1.  Просит прочитать, что получилось.

- Давайте прочитаем все предложения.

 - Что у нас получилось? (текст)

 - Чего не хватает? (ответа на вопрос). Попробуйте дать ответ на этот вопрос.

 3) Предлагает записать предложение – ответ.

- Я предлагаю записать вот такой ответ в тетрадь. (1 у доски комментированное письмо).

Журавлиная стая рассказывает о том, что сквозь дожди и туманы возвращаются птицы в родные края.

- Подчеркнём грамматическую основу.

- Найдём слово в предложении, в котором можно засомневаться в определении части речи.

 (это слово сквозь).

 - К какой части речи вы отнесёте это слово? (наречие)

Приложение 4.

Просит выполнить разноуровневую работу.

- Попробуйте выполнить самостоятельную работу, которая состоит из трёх уровней. Вам нужно выбрать только один уровень.

- Поднимите руки, кто выбрал первый уровень?

 - Второй уровень? Третий уровень?

 - Спасибо, молодцы! Выполните работу, проверим её на следующем уроке.  

Просит осуществить рефлексию урока.

- Чему мы сегодня учились на уроке?

 - Как мы заполняем орфограммы слабых позиций в окончаниях глаголов?

 - Как вы считаете, научились мы это делать?

 - Повысились наши знания?

 - Вернёмся к само оценочной линеечке.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

2) Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки 

3) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки (в случае, когда способ действия состоит из нескольких шагов – организация пошаговой проверки).

4) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия

1. Самостоятельная работа    

2.  Самопроверка

     (по эталону для самопроверки)

3.  Фиксация результата

4.  Ситуация  успеха

Peterson13

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;, коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

8. Включение в систему знаний и повторение

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

применение понятий и способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1.Задания, в которых требуется применить изученные знания при решении задач более высокого уровня сложности Peterson14

2.   Задания на повторение

3.Задания на пропедевтику изучения последующих тем

   

 

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу орфографическую копилку знаний, пригодится в жизни: нужно уметь грамотно писать.)

− Что мы с вами должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание на повторение уже изученного, но с включением в него материала сегодняшнего урока.)

Работа в тетради на печатной основе

Регулятивные: прогнозирование

9. Рефлексия учебной деятельности

Цели деятельности

Варианты заданий

Формируемые

универсальные учебные действия

1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

2) Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

3) Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

4) Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

− Что нового вы узнали на уроке?

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? Подвести итог нашей работы.

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чём у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

– Оцените свою деятельность

MCj04298330000[1]

MCj04280650000[1]

           Не понял                                              ПонялMCj04280710000[1]

                                           ЯMCj04281130000[1]

.

            Понял, но                                Понял и могу научить

Задание на дом

Познавательные: 

общенаучные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Цели деятельности учителя:формирование умения правильного написания глаголов с безударными личными окончаниями;отработка навыка определения спряжения глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать л...

Технологическая карта урока "Времена глаголов"

Несколько технологических карт урока по теме "Времена глаголов", 3 класс, программа "Школа России"...

Технологическая карта урока информатики. Тема:"Отличительные признаки. Текстовый редактор Word: создание одинаковых фрагментов текста (копирование)"(3 класс, УМК "Школа 2100").

Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование условий для повторения понятия “отличительные признаки объектов”; формирование умения выполнять действие “копирование” в текстовом ...

Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...

Технологическая карта урока по русскому языку "Определение лексического значения глагола" 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о лексическом значении глагола Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 Обобщить...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "ВРЕМЕНА ГЛАГОЛА" НА ДЕМОЭКЗАМЕН

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс Времена глаголов...