Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Неволин Леонид Ринатович

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о правописании  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Формировать понятие неопределённой формы глагола;

2) Научить задавать вопросы к глаголам.

Предметные:

1) Уметь распознавать глаголы в неопределённой форме;

2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы.

 

Развивающие:

1) Развивать память и речь;

2) Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1) Проявлять интерес к изучению новой темы;

2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКИЙ ЯЗЫК

Дата: 25.04.2023

Школа: МКОУ "СОШ №3" г. Аши

Класс: 3 Б

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:35 Кабинет: 1

Студент: Неволин Л.Р.

Группа: 46

Учитель: Сивачёва Г.С.

Методист: Кошкарова Л.С.

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование понятия о правописании  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) Формировать понятие неопределённой формы глагола;

2) Научить задавать вопросы к глаголам.

Предметные:

1) Уметь распознавать глаголы в неопределённой форме;

2) Уметь обнаруживать все известные орфограммы.

Развивающие:

1) Развивать память и речь;

2) Развивать интерес к предмету.

Личностные:

1) Проявлять интерес к изучению новой темы;

2) Высказывать свое мнение, подтверждая собственными аргументами.

Воспитательные:

1) Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания;

2) Воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость;

3) Способствовать воспитанию интереса к русскому языку.

УМК: «Перспективная начальная школа», учебник русский язык: 3 кл.: Учебник в 3 ч., ч. 3. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

1. Проверяет готовность обучающихся к урок.

2. Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

3. установление контакта с классом.

-  Здравствуйте, ребята. Садитесь.  Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал.

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

- Итак, если вы готовы начать урок, сядьте прямо, ноги на пол, руки на парту.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

УУКД:

уметь слушать и понимать других;

УУПД:

уметь правильно формулировать свои мысли

УУРД:способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению

Проектор спрезентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (иллюстрация в учебнике)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

На какие вопросы отвечают глаголы в начальной форме?

Какой суффикс показывает начальную форму глагола?

- Молодцы!

- Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

- Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); -ти (нести, унести); -чь (печь, испечь).

- До завтрака надо…

Одеваться

Умываться

Расчесаться

-Что вы заметили в этих словах?

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения.

Записывают число, классная работа.

Выполняют задание.

Определяют, какими знаниями владеют, каких знаний не хватает.

- Часть речи

- Действие предмета.

- Что делает? Что сделает? и т.д.

- Сказуемым

 

- что делать? что сделать?

- Начальную форму глагола показывает суффикс -ть

УУПД:

Выявлять

Причинно-следственные

связи

УУКД:

уметь строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

УУРД:

Принимать и сохранять учебную задачу

проектор

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока.

- Сформулируйте тему урока

- Какова цель нашего урока?

Выдвигают варианты формулировок цели и задач урока, участвуют в их обсуждении.

-    Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола

- узнать  о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.

УУРД:

выработать учебную мотивацию, 

УУПД:

работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

УУКД:

доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать товарищей

Проектор с презентацией

Открытие нового знания

Реализация плана по решению проблемы и обобщение выявленных затруднений

Фронтальная

Парная

Группа словесных методов (беседа)

Группа практических методов (упражнение)

Внешний контроль

Организует обсуждение различных вопросов; организует подводящий диалог, уточняет правило

-Давайте откроем стр. 157 учебника и найдем задание 177. прочтите строчки из произведения Корнея Чуковского.

- Назови ВСЕ глаголы, стоящие в начальной форме. Сколько их? Чем выделенный глагол отличается по составу от других глаголов? Прочти эти глаголы без частицы -ся. У них изменился смысл? Как именно?

-Найдем следующее задание.

178. Сравни выделенные глаголы.

Девочка любит мыть (что?) чашки, окна, куклу.

Девочка любит мыться.

- Понятно ли из первого предложения, что любит мыть девочка? А из второго предложения — кого или что любит мыть девочка? Что значит «мыться»? Объясни, в чём отличие значений выделенных глаголов. Чем различается состав этих глаголов?

«Мыться» — значит «мыть себя»; «мыть» — значит кого-то или что-то делать чистым.

Отличие в частице -ся.

В давние времена слово себя писали сокращённо: как -ся. Это -ся писали отдельно!

Например слово мыться раньше писали бы так: мыти ся, то есть мыть себя.

В дальнейшем частица -ся стала частью многих глаголов.

-Давай прочитаем правило на плакате летучей мыши:

-Найдите задание под номером 182.

Сравни разные формы одного и того же глагола

Солнце (что делаЕТ?)  улыбаЕТся.

Не стоит (что делаТЬ?) улыбаТЬся.

-Ты замечаешь, что эти формы глагола пишутся по-разному?

-В чем ты видишь разницу?

-Помогает ли вопрос к глаголу узнать, надо ли писать Ь?

Рассмотрите внимательно вопросы и слова. Что заметили? Какой вывод напрашивается?

Выполняют упражнения,

делают выводы, рассуждают

по вопросам.

- Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться…

- Мыть, плескать, купать, нырять. Смысл без частицы -ся изменился.

Глаголы в н.ф. с частицей –ся пишутся с суффиксом -ть

Ь сохраняется в написании глаголов с частицей –ся, если они стоят в н.ф.

Есть глаголы, которые не употребляются без частицы -ся

Улыбаться

Смеяться

Поздороваться

ВЫВОД: ЕСЛИ В ВОПРОСЕ ЕСТЬ Ь, ЗНАЧИТ,  И  ГЛАГОЛ  ПИШЕМ  С  Ь, ЕСЛИ  Ь  ОТСУТСТВУЕТ В ВОПРОСЕ, ЗНАЧИТ,  И ГЛАГОЛ ПИШЕМ БЕЗ Ь.

УУРД:

проговаривать последовательность действий на уроке; формировать познавательной инициативы.

УУПД: находить и выделять необходимую информацию; делать предположения и обосновывать их.

УУКД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Проектор с презентацией

учебник

Физминутка (1 минута)

V.Первичное закрепление

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (рисунок, схема)

Группа практических методов (задание)

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-Прочитайте предложения в упр. 179.

Упр. 179. Сравни глаголы по значению и по составу. Составь и запиши с каждым из них предложение.

Одевать — одеваться,

искупать — искупаться.

Объясняют выполнение своей работы.

Девочка любит одевать куклу.

Девочка любит одеваться.

Мальчик хотел искупать мишку.

Мальчик хотел искупаться.

Презнтация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная

Парная

Группа практических методов (самостоя

тельная работа)

Взаимоконтроль

1. Начало самостоятельной работы учащихся. 

2. Оказание индивидуальной помощи 

3. Организация взаимопомощи 

4. Конструктивная критика 

5. Поощрение

- Сейчас у нас будет небольшая самостоятельная работа. Возьмите розданные вам листочки и подпишите их. На это задание дается 5 минут.

Купает…ся, влит…ся, купат…ся, перебрат…ся,  возвышает…ся, веселят…ся,   соревноват…ся, он хвалит…ся,  переписыват…ся,   боит…ся, переносица,  они вернут…ся,  записат…ся, соревнуют…ся,  грет…ся, выявляет…ся.

- Время вышло, обменяйтесь листами с соседом по парте и проверьте работы по эталону на экране. Если работа выполнена без ошибок – поставьте плюс. Если есть ошибки – минус.

- Передаем листы с задних парт

- Молодцы! Обменяйтесь листочками и проверьте по образцу.

Выполняют самостоятельную работу

Купается, влиться, купаться, перебраться,  возвышается, веселятся,   соревноваться, он хвалится,  переписываться,   боится, переносица,  они вернутся,  записаться, соревнуются,  греться, выявляется.

УУРД:

отличать, верно, выполненное задание от неверного;

- осуществлять взаимоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

Уметь работать самостоятельно

Раздаточный материал, проектор с презентацией

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов

Внешний контроль

Организует деятельность по закреплению знаний в нестандартной ситуации.

-Молодцы!

-Частица -ся может выглядеть и по- другому: как -сь.

Например: пробежались, берегись, расплакалась, нестись, умывались.

Перед частицей -сь суффикс глагола, стоящего в начальной форме, выглядет как -ти-: найти, плестись, спастись, трястись.

-С какой частью речи работали?

-Дайте определение этой части речи…

-В начальной форме на какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?

-Что такое –СЯ? Как она пишется с глаголом? Что обозначает?

-С каким суффиксом в начальной форме с частицей –ся пишутся глаголы?

-Как определить когда перед частицей –ся нужно писать мягкий знак, а когда нет?

-Как по- другому может выглядеть частица -ся? Какой суффикс пишется перед этой частицей?

Выполняют предложенные задания.

.

УУПД:

ориентироваться в своей системе знаний

УУРД:

высказывать свое предположение

УУКД:
точно и полно выражать свои мысли

проектор

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Фронтальная индивидуальная

Группа словесных методов (беседа)

Группа наглядных методов (презентация)

Самоконтроль

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

-Какую цель на урок мы ставили?

- Кто считает, что он достиг цели, поднимите руку.

Подводит итоги урока.

- Сегодня вы работали замечательно. Спасибо за урок, до свидания!

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат.

-  Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола

- узнать  о правописании глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться.

УУРД:

осуществлять самоконтроль

УУКД:

слушать и понимать речь других

УУПД:

рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Проектор с презентацией


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» 3 класс

Предмет: русский языкКласс: 3-аТема урока: «Правописание частицы НЕ с глаголами»Цель урока: Ознакомление с ролью частицы НЕ и ее раздельным написанием с глаголами.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание частицы НЕ с глаголами» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тема урока «Правописание частицы НЕ с глаголами»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование навыка письма частицы «не» с глаголами, знакомство ...

Технологическая карта урока русского языка. "Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени." (3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Написание окончаний –ешь-, -ишь- в глаголах. Суффикс –л- в глаголах прошедшего времени.Цели деятельности учителя: знакомство с правописанием безудар...

Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.Цели деятельности учителя: формирование умений определять нео...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание частицы не с глаголами." 3 Класс.

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголами.Цели деятельности учителя: знакомство с отрицательной частицей не, правописанием этой частицы с глаголом.Планируемые результатыДи...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола» (УМК «ПНШ» 4 класс, 3 часть)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления умения различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания о глагол...