Технологическая карта урока русского языка "Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме." 3 Класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.

Планируемые результаты

Дидактические: 

1)    задавать вопросы, на которые отвечает неопределенная (начальная) форма глагола;

2)    применять понятие неопределенной (начальной) формы глагола;

3)    правильно ставить глаголы в неопределенную (начальную) форму;

4)    подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.

Развивающие:

1)развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные:

1)    воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;

2)    воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.

3)    воспитание уважения к чужому мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Дата:                                                                                                                                  ФИО учителя: Седых Е.Ю.

Школа:        ОЦ №5                                                                                                            ФИ студента: Вишнякова А.А.

Класс: 3-7                                                                                                                

Кабинет: 3-49

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема: Неопределённая форма глагола. Общее представление о неопределённой форме как начальной глагольной форме.

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; знакомство с понятием неопределенной (начальной) формы глагола.

Планируемые результаты

Дидактические: 

  1. задавать вопросы, на которые отвечает неопределенная (начальная) форма глагола;
  2. применять понятие неопределенной (начальной) формы глагола;
  3. правильно ставить глаголы в неопределенную (начальную) форму;
  4. подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными.

Развивающие: 

1)развивать такие способности учащихся, как умение сопоставлять, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитательные: 

  1. воспитывать у обучающихся уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. воспитывать нравственные качества, чувство сплочённости и коллективизма.
  3. воспитание уважения к чужому мнению.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: презентация, экран, проектор, доска, раздаточный материал, Русский язык 3 класс. Ч 2  /  В.П. Канакина, В.Г. Горецский. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Словестный: беседа. Форма организации: фронт.

 

1.Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.Создание эмоционального настроя. Побуждение к высказыванию своего мнения.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Александровна, я сегодня проведу у вас урок русского языка. Давайте встанем, поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Молодцы, садитесь.

«Дерево знаний» 

Итак, а сейчас мы с вами проверим ваши знания. От вас требуется выбрать любой листочек на дереве и ответить на вопрос, который там размещён.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

- Из данных букв составьте слово. 

Охарактеризуйте слово весна 

1. Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте

2.Выполняют задание «Дерево знаний»

-в, н, а, е, с.

-Весна, навес

-сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.

Метапредметные: Р:самостоятельно организовывать свое рабочее место

П: отвечать на простые и сложные вопросы учителя

К:участвовать в диалоге

Л: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Экран.

Презентация.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: индивидуальная, фронтальная. Словесный:беседа.

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу. 2. Проверка знаний по предыдущей теме. 3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

- Давайте вспомним, что такое нач. форма существительного?

- Верно.

- Что такое начальная форма прилагательного?

- На какой вопрос отвечает начальная форма прилагательного?

- Сейчас найдите имена прил. и поставьте их в нач. форму.

- Ребята, как вы думаете, а у глаголов есть начальная форма?

Прочитайте следующий  фрагмент стихотворения.

 (С. Михалков «Если»)

Мы …   и  …  в окна.

Тучи по небу …   .

На дворе собаки … ,

Даже …   не    … .

-Слова какой части речи здесь пропущены? Вставьте пропущенные глаголы. Прочитайте полученный текст.

Мы сидим и смотрим в окна.

Тучи по небу летят.

На дворе собаки мокнут,

Даже лаять не хотят.

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

2.Отвечают на вопрос.

Предметные:

Уметь:

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П:осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающие социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Презентация. Экран.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный:беседа. Форма работы:фронтальная.

1.Мотивирование учащихся к проблемному учебному процессу.

2. Формулирование темы.

3. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

Найдите,  пожалуйста, глагол, у которого мы не можем  определить время действия.

сидим                             лаять

смотрим

летят

мокнут

не хотят

 -Что мы можем сказать о глаголах первой группы? Действие, происходящее в какое время, они обозначают? Мы можем по этим глаголам определить – одно лицо производит действие или несколько?

-Значит, эти глаголы обозначают и время,  и  число. (По этим  глаголам мы можем определить время действия лиц и число ).Мы можем то же самое сказать о глаголе ЛАЯТЬ?

Можно ли сказать, что глагол ЛАЯТЬ обозначает действие, происходящее в настоящем, прошлом или будущем? Можно по этому глаголу определить, сколько лиц производили это действие?

Этот глагол  не обозначает ни категорию  времени, ни  категорию числа. Как вы думаете, как называется такая форма глагола? В лингвистике (науке о языке) такую форму глагола называют неопределенной формой глагола. Какова тема нашего урока?

Назовите цель нашего урока?

Чему  будем  учиться   на  уроке? Зачем нам нужно познакомиться с неопределённой формой глагола? Можем мы с вами сразу ответить на этот вопрос? Нет, но в конце урока мы должны на него постараться ответить.

1.С помощью учителя отгадывают тему урока и ставят цели.

-Узнать, какая форма  глагола  является неопределенной, узнать её отличительные признаки: на какие вопросы отвечает и т. д.

-Находить  глаголы  неопр. ф.  в тексте, выявить отличительные признаки неопределённой формы глагола,  учиться ставить глаголы в неопред. форму.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К:отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л:проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества

Экран. Презентация. Рабочие тетради.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная,парная

1.Изучение нового материала.

2. Использование приёмов, способствующих активизации мысли учащихся в процессе освоения нового материала.

-Посмотрите внимательно на эту схему. Какой вывод вы можете сделать?

                         Лаять

         Пр. вр.                    Н..вр.    

            лаял                     лает

           лаяла                    лают

                                     

-Почему стрелочки идут от глагола ЛАЯТЬ? От какого слова мы образовали все эти формы? Значит, начальной формой является неопределенная ф. глагола.

Какой вывод можно сделать?

Неопределенная форма глагола является начальной  формой  глагола.

(Начальная форма глагола не обозначает ни времени действия, ни лица -  производителя действия).

 Обратите внимание на следующие строки из данного стихотворения:

«Если взять все эти лужи

И соединить в одну…»

Какие  слова здесь стоят в неопределенной, т. е. начальной форме?

На какой вопрос они  отвечают? (Что сделать?). Вывод.

Начальная форма глагола – неопределенная форма глагола, отвечающая на вопросы

что делать? /что сделать?

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

-Какими  сочетаниями  букв оканчиваются глаголы неопр.формы.

Эти глаголы оканчиваются на

  -ть, - ти,  -чь, (- ться).

-Систематизируем открытые нами сведения о неопред. форме глаг.

Составим опорную блок-схему из данных вам отдельных фрагментов.

          Н.Ф.= неопр. ф.

Что делать?  Что  сделать?

           - ть, -ти, -чь

- Давайте сравним наше открытие со сведениями о языке, которые нам дает учебник

3. Физминутка

1.Выполнение задания самостоятельно.

Метапредметные:

Р:учитывать выделение учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

Доска. Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный:беседа. Форма организации:фонтальная

Работа над правилом.

Организация работы в парах.

- Я предлагаю вам поработать в парах. Откройте учебник на странице 106, упражнение 181. Сейчас мы будем отрабатывать умение ставить вопросы к глаголам неопределенной формы. Это  очень важный навык.

-Прочитайте пары слов, найдите сходство и различия в значениях каждой пары глаголов (действие длится -  действие совершено),  опираясь на вопросы что делать? / что сделать?

Посоветуйтесь и вместе найдите пары, в которых слова отвечают на одинаковые вопросы.. Решите, кто из вас будет отвечать?

Выполним это упр. Выборочно:

I ряд – пары №1, 2, 3.

II ряд - пары №4, 5, 6.

II ряд - пары №7, 8, 9.

- Запишем каждую пару слов с новой строки.

-Какие орфограммы  встречаются в словах каждого ряда?

Что общего у этих слов? (Являются неопред.ф. гл.)

Вывод: неопред. форма глагола отвечает как на вопрос что делать?, так и на вопрос что сделать?

Предметные:

Уметь:анализировать и формулировать свои мысли

Метапредметные:

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

П:использовать знаково-символические средства;

К:формулировать собственное мнение и позицию;

Слайд.

Раздаточные материалы.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, создание ситуации успеха

Практический:упражнение.Форма:индивидуальная

1.Выполнение задания самостоятельно.

А теперь мы с вами поработает самостоятельно.

- Глаголы, данные в скобках, замените глаголами неопределенной формы и впишите  в карточку на место пропусков

                            На слайде

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

                             На карточке

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя … в постели. Надо сразу … и … зарядку. Между упражнениями необходимо  небольшие паузы для отдыха. Нельзя …  дыхание, надо …  спокойно.  Зарядку  нужно …   при открытой форточке.

                             

- Молодцы! Я вижу,  что вы справились с этим заданием 

1.Выполняют задание.

Предметные:

Уметь: работать в тишине

Знать: правила работы в парах

Метапредметные:

Р:планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К:допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

Л:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Слайд. Презентация. Раздаточный материал.

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение. Форма: фронтальная

1.Повторение изученного материала.

-Какова основная мысль этого предложения?

«Чтобы быть умным, нужно научиться правильно общаться с людьми, а общение состоит из умения слушать, спрашивать и отвечать». 

   Иоганн Каспар Ла́фатер — швейцарский писатель, философ,  богослов и поэт, писал на немецком языке.

- Найдите, пожалуйста, в этом предложении глаголы в неопределенной форме.

1.Выполняют задание

Метапредметные:

П:ориентироваться на разнообразине способов решения задач

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

Л:учебно-познавательный инетерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, применения нового знания

Словесный6беседа. Форма:фронт.

1.Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

-С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Почему она называется неопределенной?

- На какие вопросы отвечает?

- На что оканчивается?

- Какое открытие мы сделали  на уроке? (неопред. форма = начальная форма).

Чем она отличается от других форм?

Зачем мы познакомились  с неопред. ф. глагола?

 -Чтобы уметь образовывать разные формы глагола, чтобы грамотно писать глаголы.

неопр.формой глагола?

Если вам сегодня было всё легко, понятно и интересно, можете оценить наш урок на 5.

Если было интересно, но появились какие-то затруднения, поставьте нашему уроку 4.

Если вам было скучно, сложно и непонятно, то поставьте 3. А теперь покажите на пальчиках, на какой балл вы оценили наш урок.

Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу, до свидания!

1. Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Ответы детей

Предметные:

Уметь: формулировать чётко свой ответ

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя

П:строить речевое высказывание в устной и письменной форме

Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта по русскому языу 4 класс Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»

Технологическая карта по русскому языу. 4 класс . Тема "Правописание глаголов в неопределённой форме и в 3-м лице" УМК «Развивающая система обучения Л.В. Занкова»...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание. Общее представление", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о тексте-описании. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о понятии “текст...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта урока русского языка «Учимся различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола» (УМК «ПНШ» 4 класс, 3 часть)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для закрепления умения различать форму 2-го лица мн.ч. и повелительную форму глагола.Задачи урока:Дидактические:1. Актуализировать знания о глагол...

Технологическая карта урока русского языка «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола» (3 класс)

Тема урока «Написание частицы –ся. Написание Ь перед частицей –ся в начальной форме глагола»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о пр...

Технологическая карта урока по русскому языку "Определение спряжения глаголов по неопределённой форме" (УМК "Ритм", 4 класс)

Цель урока: создание условий для развития умения распознавать спряжение глагола по неопределённой форме, правильно писать безударные личные окончания.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающи...