Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Общее представление»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Цель: 

-формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте;

-умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать;

- развивать творческое  воображение,  орфографическую зоркость, речь, пополнять словарный запас;

- развивать навыки самоконтроля.

Приемы:«Эй Ар Гайд», «денотатный граф», синквейн.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx28.09 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ № 5», г. Усть - Илимск

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Общее представление»

Учитель Белоносова Валентина Васильевна

Дата проведения урока: 13. 10. 2023 г.

Учебно – методический комплект

«Школа России»

Класс

3 А

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Технология построения урока

Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тема урока

Имя числительное. Общее представление

Основные термины и понятия

Имя числительное, порядковые и количественные числительные,

Приемы

«Эй Ар Гайд», «денотатный граф», синквейн

Задачи урока:

Образовательные:

- формирование понятия о числительном как части речи, его грамматических и синтаксических признаках. Выработать умение находить числительные в тексте.

Развивающие:

- умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать,

- развивать творческое  воображение,  орфографическую зоркость, речь, пополнять словарный запас.

- Развивать навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Повышать  интерес к изучаемому предмету. Воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи.

Формируемые УУД:

Метапредметные:

Личностные УУД:

-устанавливать значимость познавательной деятельности, оценивать усвоение содержания материала;

-формировать способность к самооценке , оцениванию жизненных ситуаций и своего отношения к процессу обучения

Регулятивные УУД

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

-уметь работать по алгоритму;

-проводить контроль в форме самопроверки и взаимопроверки;

-давать самооценку; корректировать и дополнять план своего действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД

-сотрудничать в поиске и сборе информации, оценивать действия партнёра, уметь оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-учиться работать в группе и паре;

-учиться учитывать позицию собеседника  и формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД

-уметь формулировать познавательные цели, анализировать объекты, проводить классификацию по различным критериям;

-обобщать в виде правила;

-ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт и знания.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

индивидуальная; групповая

Компьютер;

проектор;

презентация PowerPoint;

раздаточный материал для работы в группах;

Ход урока

Этап урока,

его цели

Содержание учебного процесса

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I этап. Стадия вызова

1.

2.

Вводно-мотивационный  (организационный момент)

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством психологического настроя на урок.

Актуализация знаний.

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.

Вот опять звенит звонок.

Он позвал нас на урок.

Всех прошу вас сесть, друзья,

Ведь без знаний жить нельзя.

Мы начнём сейчас урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Здравствуйте, уважаемые путешественники по стране Лингвинии. (инструмент МЭНЭДЖ МЭТ) Поздоровайтесь с партнёром по плечу, улыбнитесь партнёру по лицу, дайте «пять»

 Мы с вами посетили уже много островов страны, сегодня нас ждут коренные жители ещё одного удивительного островка. Итак, в путь!

На(слайде) ряды слов:

пятый, пятерка, пятак, пятерня.

Тройка, троица, третий, трояк.

- Обобщите слова каждого ряда, найдите «лишние».

- Эти «лишние» в рядах слова – коренные жители одного из островов Лингвинии.

- Какие вопросы нам необходимо задать жителям-словам, чтобы узнать их получше.

Все слова в русском языке относятся к какой-то части речи.

- К какой из известных вам частей речи мы отнесем эти  слова?

- Выделенные  нами слова не попали ни в одну из известных нам частей речи.

- Какой вывод мы можем сделать?

(эти слова относятся к новой части речи).

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие.

Проводит актуализацию знаний.

Приветствуют учителя,

друг друга.

Выполнение задания, тренирующего отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.

Предлагают вопросы: - На какие вопросы отвечают эти слова?

- Что обозначают?

- Как изменяются?

- Чем являются в предложении?

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3.

Формулирование темы урока. Постановка задачи урока.

Цель: организовать

коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется тема урока и  его цель.

_ Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового.

- Как называется тема  урока?

Запись темы в тетрадь: «Имя числительное».

- Запишите слова оставшейся группы.

– Какие слова могут дополнить эту группу? Выберите из написанных на доске:

Двенадцать, ранняя, построен, весна, первый.

– Докажите, что они являются именами числительными.

– Где мы встречаемся с числительными? (в записи даты, в математике, при изучении истории, в чтении, при определении времени)

– Найдите ещё одно числительное, которое спряталось на доске и в вашей тетради. (дата)

– Допишите его в наш список.

Какие задачи мы поставим перед собой на урок?

 

Ведёт подводящий диалог, опираясь на логическое мышление учеников.

Высказывают предположения.

Формулируют учебную задачу урока через вопрос: Что я знаю об именах числительных

Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные: уметь формулировать мысли в устной форме.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено.

Прием «Эй Ар Гайд

(руководство предположения / реакции)

У вас на столах лежат таблички. Я предлагаю вам несколько утверждений. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждение. Поработайте над этим заданием самостоятельно. Чтобы принять решение, учитывайте свой личный опыт, знания и убеждения. (Приложение № 1)

- Давайте посмотрим видеофильм. - Используйте утверждения, чтобы сфокусироваться на основной идее видеофильма.

Слушание ответов обучающихся, корректировка выводов. Стимулирование деятельности.

Вызывает у учащихся уже имеющие знания об имени  числительном.

Систематизируют информацию об имени числительном в виде смысловых блоков.

Познавательные:

- постановка проблемы

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

- Теперь, по завершению просмотра фильма , еще раз прочитайте  все утверждения.

- В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением, или «–», если вы не согласны с утверждением.

- Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ», изменились ли ваши утверждения. Если изменились, то какие и почему.

- Какие из этих утверждений являются самыми главными для вас? Почему?

Давайте посмотрим, что у нас получилось:

- Вы назвали много утверждений, связанных со словом «числительное».

- Сделайте вывод, используя утверждения.

Слушание ответов.

Подводит учащихся к формулированию проблемы недостатка в знаниях  по теме урока с помощью вопросов.

Составление  определения  понятия части речи – имя числительное, озвучивание понятия.

II этап. Стадия осмысление содержания.

4.

Восприятие и переработка информации.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие.

- Можно на этом остановиться? (Необходимо,   чтобы наши знания были организованы и структурированы в систему).

- Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить  денотатный граф

- У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока.

- Какое? (Имя числительное)

- Посоветуйтесь друг с другом и подберите глаголы, которые нам помогут познакомиться с числительными (Приложение № 2)

 ( Работа в парах)         

- Нашим помощником станет учебник.

- Чтобы завершить строительство денотатного графа, прочтем статью о числительном.

- Как вы думаете, на что надо обратить внимание при чтении?

Работа с текстом статьи. (Учащиеся читают с карандашом, делая пометки в тексте)

- Прочитав текст, вы многое узнали о числительных.

- Чтобы запомнилось это лучше, надолго, давайте достроим денотатный граф, свяжем выбранные глаголы с самыми важными, ключевыми понятиями текста.

(Работа в группах)

- Если кто-нибудь хочет завершить работу индивидуально, он может работать один.

- Оценим проекты по листу взаимооценки

- Отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление графа стало самым ярким в речевом оформлении?

 - Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои денотатные графы. (Приложение № 4)

- Подведем итоги нашему предварительному знакомству с числительными.

-  Обобщите в одном предложении всё, что теперь вы знаете об этой части речи.

(Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения)

- Вы теперь многое знаете о числительных и можете сказать, почему «лишние» слова, найденные нами в начале урока, числительные? (обозначают порядок при счёте).

Консультирует группы, отвечая на возникающие у учащихся вопросы, не вмешиваясь в творчество детей.

Предлагает познакомиться с учебным и дополнительным материалом, который раздаётся каждому ученику

Все глаголы фиксирует на доске

Организует обсуждение

Предлагает  внести коррективы в  денотатные графы.

На каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять, чертить будут дети

Учащиеся предлагают глаголы

Работа в парах

На глаголы, которые нам помогут выделить главное в этой части речи.

Читают материал, ставят пометки.

Обмениваются информацией в парах.

Работают группами, завершая работу с денотатным графом

Учащиеся оценивают проекты по листам взаимооценки:  (3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме»)

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, осознание своих трудностей и стремление к их преодолению.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование своих знаний, самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью формулировать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

5.

Резервный материал

Цель: обеспечить качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. 

Самостоятельная работа учащихся

-  Спишите текст упр.345, подчеркнув все числительные, обращая внимание на их правописание.

- Назовите числительные из упражнения.

- Как можно убедиться, что вы не ошиблись и написали числительные правильно? (Обратиться к словарю)

Работают с учебником

Работа со словарём

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные:

проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Динамическая пауза, закрепление

«Хлопните в ладошки» (Подготовленный ученик читает стихотворение «Арифметика еды»)

- Когда прозвучит имя числительное – хлопните в ладошки:
Я на завтрак съел батон
Весом в 
двадцать с лишним тонн.
Один центнер сахара-песка,
Двести ведер молока,
Одну тонну пустяков:
Масла, сыру, колобков,
Зраз, азу, и шашлыков.
Съел цистерну щей в обед,
Больше 
тысячи котлет,
Больше 
тысячи бифштексов.
Ужин был куда скромней:
Полвагона овощей,
Грузовик блинов и сушек,
Два вагона вкусных сушек,
Три – различных пустяков:
Сдоб, оладий, пирожков.
Завтрак, ужин и обед
Продолжался 
сорок лет.

Организует отдых детей

III этап. Стадия рефлексия.

6.

Проверка полученных знаний, коррекция.

Цель:

Выведение знаний на уровень понимания и применения. Проверка сформированности общеучебных умений и навыков, самооценка результатов деятельности учащихся

Какую роль играет в речи имя числительное?

- Зачем нужно изучать имя числительное?

- Получилось ли у нас выполнить те задания, которые мы наметили выполнить в начале урока?

Вспоминали и считали,

Много нового узнали.

Что узнали, подскажи,

Всем ребятам расскажи!

- Продолжим знакомство с числительными, какие загадки нам они ещё преподнесут?

Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. (Приложение № 6). Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

. - Никто не может прочесть данный текст, правильно произнося числительные, без особой тренировки.

- Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

- Научиться правильно произносить числительные.

- Узнать, как правильно изменять числительные по падежам.

- Это мы запланируем на следующие уроки - путешествия по «Лингвинии»

Самооценивание

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Покажите на карточке, как вы оцениваете свою работу, свой уровень. Вы довольны результатом?

- Ребята, а теперь, в завершении нашей с вами работы, я предлагаю вам написать синквейн (Приложение № 5)

Домашнее задание.

1.Базовый уровень.

с.60 Упр.106.

2. Повышенный уровень.

Вспомните пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых встречаются числительные.

3. Составьте синквейн

Организация рефлексии.

Организует конкурс дикторов

Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия.

Ученики читают текст «про себя»

Выступают в качестве дикторов 2-3 ученика.

Самооценивание

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Познавательные:

определять границы знания и незнания, определять уровень усвоения материала.

Приложение № 1

Приём «Эй Ар Гайд  (руководство предположения / реакции)

«До»

Утверждения

«После»

1. Имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»

2. Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте

3. Числительные делятся – на 2 разряда: количественные и порядковые

4. Имена числительные изменяются по падежам

5. Все числительные можно записать цифрами;

6. Является – любым членом предложения

7. Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами

8. Можно прожить день, не встретив ни одного числительного

П

Приложение № 2

Глаголы, которые помогут познакомиться с числительными:

Обозначает…

Состоит…

Делится…

Изменяется…

Является…

Сочетается…

Включает …

Приложение № 3

Лист взаимооценки

Группа

Содержание

Логика

Речевое оформление

(3 балла – полно, 2 балла – есть дополнения, 1 балл – «могу ещё многое сказать по теме»)

Приложение № 4

Пример денотатного графа

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов при счёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?»,  « который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Приложение № 5

Синквейн

Имя числительное.

Порядковое, количественное.

Считает, определяет, измеряет.

Нас окружают всегда.

Слова-числа.

Приложение № 6

Конкурс дикторов

Текст

В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное. Простое, сложное, составное» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: формирование умения различать и правильно писать простые, сложные и составные числительныеЗадачи урокаДидактические:Ознакомление с простыми, сложными и составными числительными;Формировани...

Технологическая карта урока русского языка «Имя числительное» (УМК Школа России,3 класс)

Тема урока «Имя числительное»Тип урока:  «открытие» нового знания Цель урока:  создание условий  для ознакомления учащихся с особенностями имени числительно...

Технологическая карта урока русского языка "Текст-описание. Общее представление", 2 класс (УМК "Школа России")

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: создание условий для формирования знаний о тексте-описании. Задачи урока Дидактические: 1. Сформировать представление о понятии “текст...

Технологическая карта урока русского языка «Слово как общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов», 2 класс, УМК «Школа России»

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование знаний о предметах по тематическим группам, по однородным признакам и их классификацияЗадачи урокаДидактические:1) Уметь работать...

Технологическая карта урока Русского языка «Повторение и уточнение представлений о глаголе» (3 класс, УМК Школа России)

Технологическая карта урока Русского языка «Повторение и уточнение представлений о глаголе» (3 класс, УМК Школа России)...

Технологическая карта по русскому языку по теме "Общее представление о частях речи" (2 класс) УМК: «Школа России 2014», учебник Русского языка: 2 кл.: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий– Ч.2.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: формирование понятия «части речи»Задачи урокаДидактические:формировать у обучающихся понятие «части речи;формировать у...

Технологическая карта урока русского языка "Корень как общая часть родственных слов" (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)

Цель урока: систематизация знаний у обучающихся о корне как общей части родственных слов.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мягко...