Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся 7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе для умственно отсталых детей «Устаревшие слова»
методическая разработка по русскому языку

Внеклассное занятие по русскому языку

Тема: «Устаревшие слова»

Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.

Задачи: познакомить учащихся со словами- историзмами, словами-архаизмами, рассмотреть их значение и употребление в речи устной и письменной, определить причины исчезновения данных слов. Развивать и обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vneklassnoe_zanyatie_ustarevshie_slova.zip1.52 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по русскому языку для учащихся

7 класса, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе

для умственно отсталых детей  

«Устаревшие слова»

Разработчик:

Молоканова Людмила Николаевна,

МОУ СОШ № 9, учитель начальных классов,

г. Надым Ямало-Ненецкий Автономный округ.

2018 г.

Внеклассное занятие по русскому языку

Тема: «Устаревшие слова»

Цель: совершенствование навыков лингвистического анализа учащихся, повышение уровня языкового развития.

Задачи: познакомить учащихся со словами- историзмами, словами-архаизмами, рассмотреть их значение и употребление в речи устной и письменной, определить причины исчезновения данных слов.

Развивать и обогащать словарный запас учащихся, развивать логическое мышление.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к занятию, книга «Произведения А.С. Пушкина», словарь устаревших слов, интернет-соединение.

Ход занятия.

1. Актуализация знаний

Слайд 1

- В русском языке есть очень древние слова (мать, брат, сын, вода, хлеб, день, ночь, буря, клен), есть и совсем молодые слова (космонавт, компьютер, атомоход). Одни слова живут долго-долго, другие, послужив людям, исчезают.

- Расставьте слова в два столбика. Первый – древние слова, которые вошли в употребление очень давно и второй столбик – молодые слова.  Слайд 2

- Почему вы так считаете?

2. Постановка цели занятия

- Сегодня на занятии мы будем знакомиться с устаревшими словами. Это большая группа слов. Причём некоторые из устаревших слов отмирают навсегда и больше никогда не употребляются в речи. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-то предмет, вместе с ним уходит и слово.  А есть другая группа устаревших слов. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходит из жизни соответствующее понятие, а потому, что место этого слова заняло другое с тем же значением. Некоторые слова, исчезнув, могут опять появиться, изменив при этом своё первоначальное значение. Сегодня мы окунёмся в старину, познакомимся со словами, которые называют устаревшими, и проследим: какие слова исчезли, а какие к нам вернулись в новом значении.

3. Практическая часть

Слайд 3

- Посмотрите на изображение древнего русского воина и прочитайте те слова, которые называют его доспехи.

- Какие из этих слов сохранились до наших дней?

- Какие ушли из языка?

- Можете ли вы назвать другие предметы вооружения древнего воина?

- Почему эти слова не сохранились?

- Чем вооружен современный воин?

- Слова уходят из языка, если из жизни уходят предметы, явления, вещи. Современный воин не может быть вооружен копьем, мечом, луком, стрелами. Не нужны стали эти предметы, постепенно уходят из жизни и слова, называющие их. (закрыть красным цветом)

- Некоторые слова сохранились без изменения. Назовите их. (сбруя, стремя) (закрыть голубым цветом)

- Другие получили новое значение. Догадайтесь: какие? (копье у спортсмена, шлем у танкиста или космонавта, древко знамени, плащ-дождевик) (закрыть жёлтым цветом)

Слайд 4

- Выполните еще одно задание.

На доске записаны слова (по три слова): стрелец, солдат, красноармеец; ракетчик, пушкарь, артиллерист; винтовка, лук, автомат.

- Какие из этих слов появились раньше? Какие слова становятся устаревшими?

- Итак, устаревшими слова оказываются потому, что ушли из жизни предметы, которые этими словами назывались.

Слайд 5

- Но есть и такие слова, которые устарели, а предметы, называемые ими, остались.

- Вот перед вами рисунок человека. На рисунке указаны названия частей нашего тела. Скажите, как раньше назывались лоб, глаза, левая рука, правая рука.

- Что означали слова выя, ланита, перст, уста? Как видите, одни слова умерли и вместо них появились другие.

Слайд 6

- На рисунке изображены три предмета, которые раньше назывались кольчуга, щит, ветрило. Расставьте их под соответствующий рисунок.  Теперь эти слова устарели.

- Какие из этих слов перестали употребляться потому, что ушли из жизни предметы?

-  Какие предметы остались, а заменилось их название? Как теперь называется ветрило?

- А где мы можем встретить устаревшие слова? (в книгах, в художественной литературе)

- К некоторым текстам в книгах художественной литературы даны сноски, где объясняются непонятные вам слова и выражения. (Работа с книгами: рассмотрели сноски, прочитали значение слов)

- Как вы думаете, где ещё можно найти значение устаревших слов? ( Есть объяснения в словарях, в интернете «Википедия»)

- Найдите значение слов  прах, кичка, овин, перлы. (Работа со словарём, интернетом)

- Какие из этих слов устарели, потому что вышли из употребления, называемые ими предметы? А какие были заменены другими словами, какими?

Слайд 7

   - Некоторые слова уходят, из языка совсем, другие оставляют после себя слова, которые от них образовались.  Вот  несколько примеров. Слово окно было образовано от слова око. Око — орган зрения, и окно сначала делали круглым, как око. Теперь окна не круглые, а все-таки окна.  

-  От слова очи (множественное число от око) произошло новое слово. Какое слово произошло, догадайтесь?   (очки)

-  Вам, наверное, знакомы слова перстень, наперсток, перчатка. На что мы надеваем эти предметы? От какого слова они произошли? (перст)

- А от каких старых слов ведут происхождение слова челка, устный?(чело, уста)

Слайд 8

- Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина — это мясо теленка, свинина -~ мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый  скот: коров, быков, волов.

Или старое слово рех. Оно означало — дыра, отверстие. Теперь, вероятно, вам понятно, почему мы говорим прореха, решетка, решето. А вот старое слово лоп обозначало широкий лист. От него образовались слова лопух (растение с широкими листьями), лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист), лопасть (тоже внешне похожа на лист). Да и слово лопоухий теперь понятно: человек с большими, как лопы (листья), ушами.

4. Итог урока

- О каких словах мы беседовали? (устаревшие слова) 

- Что узнали о них?

- А какие устаревшие слова вы запомнили?

- Сейчас я прочитаю отрывок текста, попробуйте найти устаревшее слово:

Кем он будет?

В сказке М. Горького «Случай с Евсейкой» рассказывается о том, как мальчик однажды свалился в воду.

Рыбы долго оглядывали его, не понимая, на кого же он похож. Вот одна из них восклицает:

  • Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ая-я-яй!
  • Погодите, я, может, еще авиатором буду,— говорит Евсей...

■    Какое слово употребляется теперь вместо слова авиатор?

5. Домашнее задание

Дома выполнить задание на карточках:

Почему так говорят?

Если вы узнаете, что обозначали слова вершок и грош, то вам будет понятно, почему так говорят: от горшка два вершка, сам с вершок, а голова с горшок, грош цена.

- А где вы сможете узнать значения незнакомых слов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе по теме: "Мой родной язык"

Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса. Построено в виде игры «Своя игра»....

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе "Слова-друзья"

Цель: закрепить и расширить знания о синонимах;развивать речь, интерес к родному языку;расширять кругозор детей;развивать логику;формировать коммуникативные компетенции младших школьников....

"Русский - это весело!" Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе.

Внеклассное занятие по русскому языку. В конкурсах участвуют две команды "Точка" и "Запятая". За победу дети получают баллы. В игре школьники выполняют различные задания: собирают пословицы, вспоминаю...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"

В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе Устойчивые сочетания слов - фразеологизмы

Цель:        1. Подробное ознакомление с фразеологизмами.                   2. К...