Главные вкладки

    Рабочая программа по Родному( русскому) языку 3 класс
    методическая разработка по русскому языку (3 класс)

    Наталья Михайловна Лахова

    Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_rodnomu_russkomuyazyku_3_klass.docx28.58 КБ

    Предварительный просмотр:

                   Рабочая программа по Родному( русскому) языку разработана на основе :

    1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом  Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373 ;
    2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.15 года №1576 о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 года №373
    3. Примерной программы  начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 1 – 4  классы» (2015г.)
    4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ – Первомайской ООШ, утверждённая приказом от 28.08.2015 года №31

    Рабочая  программа  ориентирована на учебник «Русский родной язык» 3 класс. О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Л.А. Рябинина, О.В. Соколова; М.: «Просвещение», 2019 г.

    Учебник для общеобразовательных организаций соответствует ФГОС ОНО. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ.

    Срок реализации рабочей программы: 2019/2020 учебный год.

    В соответствии с учебным планом МБОУ-Первомайской ООШ рабочая программа рассчитана на 17 учебных часов в год (0,5 часа в неделю)

    Планируемые результаты освоения предмета

    Результаты изучения учебного предмета «Русский родной язык» на уровне начального общего образования должны быть ориентированы на применение знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях и отражать:

    1. Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа:

    осознание роли русского родного языка в постижении культуры своего народа;

    осознание языка как развивающегося явления, связанного с историей народа;

    осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского языка;

    распознавание слов с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, обозначающие предметы и явления традиционного русского быта; фольклорная лексика);

    понимание традиционных русских сказочных образов, понимание значения эпитетов и сравнений и особенностей их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы; правильное уместное употребление эпитетов и сравнений в речи;

    понимание значения фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта; уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

    понимание значений русских пословиц и поговорок, крылатых выражений; правильное их употребление в современных ситуациях речевого общения (в рамках изученного);

    понимание значений устаревших слов с национально-культурным компонентом (в рамках изученного).

    2. Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике:

    осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

    соотнесение собственной и чужой речи с нормами современного русского литературного языка (в рамках изученного);

    соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка (в рамках изученного);

    обогащение активного и пассивного словарного запаса, расширение объёма используемых в речи языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

    соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

    произношение слов с правильным ударением (расширенный перечень слов);

    осознание смыслоразличительной роли ударения на примере омографов;

    соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

    выбор из нескольких возможных слов того слова, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;

    проведение синонимических замен с учётом особенностей текста;

    выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

    редактирование письменного текста с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла;

    соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

    употребление отдельных грамматических форм имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных;

    употребление отдельных глаголов в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;

    выявление и исправление в устной речи типичных грамматических ошибок, связанных с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);

    редактирование письменного текста с целью исправления грамматических ошибок;

    соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе):

    соблюдение изученных орфографических норм при записи собственного текста;

    соблюдение изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;

    совершенствование умений пользоваться словарями:

    использование учебных толковых словарей для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;

    использование учебных фразеологических словарей, учебных словарей синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;

    использование учебного орфоэпического словаря для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;

    использование учебных словарей для уточнения состава слова; использование учебных этимологических словарей для уточнения происхождения слова;

    использование орфографических словарей для определения нормативного написания слов;

    3. Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма), соблюдение норм речевого этикета:

    владение различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

    владение различными видами чтения (изучающим и поисковым) научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

    чтение и смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определение языковых особенностей текстов;

    умение анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;

    умение соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста; составлять план текста, не разделённого на абзацы; приводить объяснения заголовка текста; владеть приёмами работы с примечаниями к тексту;

    умения информационной переработки прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица;

    уместное использование коммуникативных приемов устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;

    уместное использование коммуникативных приемов диалога (начало и завершение диалога и др.), владение правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

    умение строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

    создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации;

    создание текстов-повествований (например, заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

    создание текста как результата собственного мини-исследования; оформление сообщения в письменной форме и представление его в устной форме;

    оценивание устных и письменных речевых высказываний с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

    редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

    соблюдение основных норм русского речевого этикета:

    соблюдение принципов этикетного общения, лежащих в основе русского речевого этикета;

    различение этикетных форм обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.

    Требования к уровню подготовки учащихся

    К концу обучения во втором классе ученик научится:

    ∙ осознавать роль языка и речи в жизни людей;

    ∙ эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

    ∙ понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

    ∙ обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

    Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    ∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    ∙ проговаривать последовательность действий на уроке;

    ∙ учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

    ∙ учиться работать по предложенному учителем плану.

    Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

    Познавательные УУД:

    ∙ ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

    ∙ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

    ∙ делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

    ∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

    Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

    Коммуникативные УУД:

    ∙ оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

    ∙ слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

    ∙ договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

    ∙ учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

    Предметными результатами изучения курса «Родной  язык» является сформированность следующих умений:

    ∙ воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

    ∙ осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

    ∙ понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

    ∙ выразительно читать и пересказывать текст;

    ∙ делить текст на части, озаглавливать части;

    ∙ подробно и выборочно пересказывать текст;

    ∙ правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

    ∙ делить слова на части для переноса;

    ∙ правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

    ∙ писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

    ∙ обращать внимание на особенности употребления слов;

    ∙ ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится;

    ∙ составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

    ∙ составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

    Содержание учебного предмета

    Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (5 ч)

    Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).

    Слова, называющие предметы традиционного русского быта:

    1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ступа, плошка, крынка, ковш, решето, веретено, серп, коса, плуг);

    2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка калач, коврижки): какие из них сохранились до нашего времени;

    3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).

    Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки). Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму (например, ехать в Тулу со своим самоваром (рус.); ехать в лес с дровами (тат.).

    Проектное задание: «Почему это так называется?».

    Раздел 2. Язык в действии (6 ч)

    Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).

    Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарем ударений.

    Обогащение активного и пассивного словарного запаса. Проведение синонимических замен с учётом особенностей текста. Уточнение лексического значения антонимов.

    Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму.

    Практическая работа: «Слушаем и учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением».

    Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.

    Совершенствование орфографических навыков.

    Раздел 3. Секреты речи и текста (7 ч)

    Приемы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).

    Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.

    Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развернутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).

    Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.

    Создание текстов-инструкций. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.

    Создание текста: развёрнутое толкование значения слова.

                                    Календарно - тематическое планирование

    № п/п

               Тема урока

    Количество

    часов

    Дата по

    плану

    Дата по факту

    1.

    По одёжке встречают… Богатство языка как свидетельство высокой культуры народа.

    1

    2.

    Если хорошие щи, так другой пищи не ищи История языка.

    1

    3.

    Любишь кататься, люби и саночки возить Народный фольклор

    1

    4.

    В решете воду не удержишь Народный фольклор.

    1

    5.

    Устаревшие слова: архаизмы и историзмы

    1

    6.

    Ударение в словах. Логическое ударение. Где поставить ударение

    1

    7.

    Для чего нужны антонимы? Словарь. Виды словарей

    1

    8.

    Как можно объяснить значение слова? Словарь. Виды словарей. Определение лексического значения слова по словарю.

    1

    9.

    Как научиться читать стихи и сказки?

    1

    10.

    Общение как обмен смыслами. Построение предложений для выражения собственного мнения

    1

    11.

    Составляем развёрнутое толкование значения слова

    1

    12.

    Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Тема и главная мысль в тексте

    1

    13.

    Последовательность частей текста.

    1

    14.

    Особенности текста-повествования Упражнения в воспроизведении и создании текстов-повествования.

    1

    15.

    Особенности текста-описания

    1

    16.

    Особенности текста-рассуждения

    1

    17.

     Промежуточная итоговая аттестация. Проверочная работа

    1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...

    рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса

    Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....

    Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

    Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

    Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса

    Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...

    Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса

    Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...

    Рабочая программа по родному русскому языку 2 класс

    Программа расчитана на 1 час в неделю....