Урок русского языка в 3 классе
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Яруллина Лилия Флюровна

Тема урока: Личные местоимения.

Цель: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока17.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Личные местоимения.

Цель: дать представление о местоимении как части речи; формировать умение распознавать местоимения

Задачи:

Образовательные:

- развивать умения находить в тексте личные местоимения, определять грамматические значения числа, лица личных местоимений;

- формировать навыки правильного употребления в речи местоимений

- совершенствовать навыки правописания и определении лица, числа местоимений;

Развивающие:

- развивать память, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь;

Воспитательные:

- формировать положительную мотивацию к обучению.

Планируемые результаты:

личностные:

- проявлять интерес к изучению русского языка;

- понимать, что правильная устная и письменная речь свидетельствует о культуре человека;  

метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- выделять группы слов по определённым признакам;

- обобщать сведения по изучаемой теме

предметные:

распознавать местоимения среди других частей речи;

определять лицо и число местоимений.

Ход урока

Мотивация учебной деятельности

- Посмотрите на себя, на свою парту. Всё ли в порядке, всё ли готово к уроку? Посмотрите друг на друга.

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте, дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Актуализация знаний

Учитель: - Ребята, давайте вспомним, какую большую тему мы начали изучать в 3 четверти?

Учащиеся: - Мы начали изучать части речи. Узнали, как изменяются части речи.

Проблемное объяснение новых знаний

Учитель: - На доске вы видите слова. Прочитайте внимательно. Ваша задача - распределить их на 3 группы по грамматическим признакам.

Слова на доске: Весна ,звонкий, я ,птицы, яркая, ты, она, ручей, весёлые.

Учитель: - Давайте сначала обсудим, как бы вы могли  это сделать .(дети предлагают разные варианты группировки).

Учащиеся: - Можно распределить слова по частям речи.

 (самостоятельная работа детей в паре)

 Проверка выполненной работы: на доске написаны слова по группам:

Весна ,птицы, ручей—сущ.

Звонкий, яркая, весёлые—прил.

Я, ты, она — ?...

Учитель: - Почему  вы так распределили слова.  Почему слова  я , ты ,она  вы отнесли в отдельную группу?

Учащиеся: - Слова 1 гр.— это имена существительные, т.к. обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?

- Слова звонкий, яркая, весёлые - имена прилагательные, потому что отвечают на вопросы какой? какая ? какое? какие? и обозначают признак предмета.

- Слова 3 гр. хотя и  отвечают на вопросы  кто? и что? , но не обозначают предмет.

Учитель: - Ребята, а кто из вас помнит, как называется эта часть речи?

Учащиеся: - Это местоимения.

Учитель: - Хорошо ли мы знаем эту часть речи? Что вы можете  сказать о ней? Тема сегодняшнего урока какая? Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

Учащиеся: - Мы должны узнать о местоимении, что обозначает, на какие вопросы отвечает. Как изменяется, как отличить её от других частей речи.

Первичное закрепление

Ролевая игра

Учитель: - Чтобы поближе  узнать, что такое местоимение, давайте послушаем один телефонный разговор.

 (Выходят  две  девочки.  В  руках  у  них  телефонные  трубки.)

- Алло! Здравствуй, Влада. Это я – Лера. Ты хорошо меня слышишь?

- Привет, Лера.

- Мне нужна Даша. Скажи, пожалуйста, она дома?

- Нет, она ушла в магазин.

- А Саша? Где он?

- Саша ушёл на секцию по футболу.

 -А они скоро придут домой?

- Не знаю.

Учитель: - Удалось ли девочкам  построить телефонный разговор без местоимений? Какие местоимения они использовали во время телефонного разговора?

Учащиеся: - Местоимения: она, я.  Ещё ты , он, они.

Учитель: - Скажите, как назвала себя Лера, начиная разговор?

Учащиеся: - Она назвала себя - я.

Учитель: - Это 1 лицо, участвующее в разговоре . А если бы Лера  назвала себя и Владу одним словом, какое бы местоимение она употребила?

Учащиеся: - Лера назвала бы  себя и Владу -   мы.

Учитель: - Как  Лера обратилась к  Владе,  ко 2-му участнику диалога?

Учащиеся: - Она сказала  ей – ты.

Учитель: -  А как она могла обратиться к нескольким участникам разговора?

Учащиеся: - Если несколько человек, то нужно обратиться к ним – вы.

Учитель: - Какими местоимениями воспользовались девочки , говоря о тех, кого не было рядом с ними?

Учащиеся: - Девочки употребили местоимения  он , она, они.

Учитель: - Сделайте вывод , о том , можно ли в разговорной  речи обойтись без местоимений?

Учащиеся: - Во время разговора мы часто пользуемся местоимениями. Без них трудно обойтись в нашей речи— будут повторы.

Работа по учебнику.

Учитель: - Откройте учебник  на стр.92. Найдите упр. 156. Рассмотрите  рисунки, назовите  местоимения.   (Учащиеся называют)

Выполните задание, обсудив выбор верного утверждения. ( Работа в паре.)

Кто считает правильным  1-ое утверждение? 2-ое? (дети поднимают руки)

Учитель: - Так что же такое  местоимение? В учебнике есть правило. Прочитайте его и скажите, что нового вы узнали об этой части речи из правила?

Учащиеся: - Местоимения имеют лицо. У местоимений 3 лица - это 1, 2, 3. Ещё у местоимений есть число: единственное и множественное.

Учитель: - Прочитайте  задание на стр.93 упр.157. Какие местоимения встретились в этом стихотворении?

Учащиеся: - Местоимения - я , ты.

Учитель: - Что вы о них можете сказать?

Учащиеся: -  Местоимение « я» 1л., ед. ч; местоимение «ты» 2л., ед. ч.

 Физкультурная пауза. (Услышав местоимения, дети хлопают в ладоши.)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет доброты,

И не будет красоты,

Если только я и ты,

Если мы сорвём цветы.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель: - На доске записан текст:

Ночью выпал снег.    …  покрыл землю пушистым ковром.     Налетела вьюга.             … подняла в воздух лёгкие снежинки.      … закружились в воздухе.

Учитель: - Как вы думаете, в чём заключается задание?

Учащиеся: - Нужно заменить подчеркнутые существительные местоимениями, которые подходят по смыслу.

Учитель: - Какие местоимения вы употребили?

Учащиеся: - Это местоимения 3-го лица ед. и мн. ч.

Рефлексия учебной деятельности

Выполняется по индивидуальным карточкам

Учитель: - Домашнее задание: рабочая тетрадь стр.57 № 124, стр.58 № 127.

Урок закончен. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...