Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России", тема "Мягкий знак показатель мягкости согласного".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тимчишина Лилия Владимировна

Урок русского языка во 2 классе, УМК "Школа России", раздел программы Твёрдые и мягкие согласные звуки,  тема "Мягкий знак показатель мягкости согласного". Данный урок разработан с использованием приёмов ТРИЗ ("да- нетки" для изучения новой темы и создай "Паспорт героя".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, УМК  «Школа России» с использованием приёмов ТРИЗ («да - нетки» для изучения новой темы и создай «Паспорт» героя)

Класс: 2

Раздел программы: Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Тема урока: Мягкий знак - показатель мягкости согласного.

Тип урокаизучение и первичное закрепление новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.

Раздаточный материал: текст сказки «Хвастун» автор Г.Сорокин, карточки для работы в группах.

Цели: 

 учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком;

- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки;  

- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

УУД:

Регулятивные:

 - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске); фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные:

 - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные:

 – использовать простые речевые средства;

-  включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; - отвечать на вопросы учителя.

Личностные:

- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык», осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.

I Мотивационно - целевой

Солнце встало над землей

Разбудило всех детей

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

- У вас хорошее настроение?  Вы готовы к работе?  Тогда – в путь, за знаниями.

- Девиз нашего урока: думать, размышлять, доказывать.

В рабочих тетрадях запишем число, слова: классная работа.

Прочитаем предложение из упражнения 201 (вчерашнее задание)

– Как называли декабрь? Почему?

1.Чистописание 

на доске записаны гласные:   я   ю   и   е   ё.

- Что это за буквы?

- Какую одинаковую работу выполняют эти буквы в нашем языке?

Запишите их в тетрадь.

2.Орфографическая минутка

д…кабрь, …нварь, ф…враль, к…ньки.

- Давайте проговорим хором словарные слова орфографически правильно.

- Запишите самостоятельно словарные слова, поставьте ударение, безударную гласную подчеркните, составьте и запишите предложение.

- А сейчас сравните словарные слова с образцом.

II. Операционно - познавательный

Стадия вызова:  Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я буду вам подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет.

На доске: ночька, карандаш, стол, солнце

Выходим на слово ночька. Обговариваем написание данного слова, выполняем звуковой анализ.

- какую роль выполняет «ь» в слове? («ь» служит для обозначения мягкости согласных)

Работа по учебнику.

Чтение учащимися сказки «Хвастун» автор Г. Сорокин

- Кто же поставил на место хвастунишку?

-Отчего же согласные и без него стали мягкими?

Создадим паспорт нашему герою

Имя - Мягкий знак

Автор - Г. Сорокин

Прописка - Сказка

Где живет - в стране Грамматика

Кем служит - «ь» служит для обозначения мягкости согласных

Выполнение упр. 202 по заданию.

(дополнительно даю задание)

Вставь пропущенные буквы. Определи падеж всех имён существительных.

По ств…лам и суч…ям д…рев…ев п…стукивает м…роз. Хлоп…ями сыплется серебряный иней. В тёмном небе р...ссыпались яркие зимние звёзды.

III. Физкультминутка

Работа по группам

Помоги Диме собрать слова. Распредели их по столбикам

1 вариант - запиши слова с мягким согласным в середине слова

2 вариант - запиши слова с твердым согласным в середине слова

Чтение правила на стр 124

Выразительное чтение стихотворения о мягком знаке детьми

Он очень вежлив, мягкий знак,

Не любит споров он и драк.

Он в слове мать и в слове дочь,

И тихом лунном слове ночь.

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить.

Занимательные упражнения

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите (полка - полька)

-Как превратить галку в мелкий камень (гальку)

-Угол  в топливо? (уголь)

-Шест  в число (шесть)

Сравните эти слова:

- Сколько в них букв? Звуков?

- Почему?

- Зачем нужен «ь»?

Самостоятельная работа упр203  стр 124

III Рефлексивно - оценочный

Синквейн

1строка - ключевое слово (мягкий знак)

2 сторка - 2 слова, обозначающих признак (хитрый, мягкий)

3 сторка - 3 слова, обозначающих действие (не произносится, обозначает, указывает)

4 строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме (указывает на мягкость согласного звука)

5 строка - вывод (нет звука). 

- Какую тему изучаем сегодня?

-  Что знаем о мягком знаке?

Выставление оценок за урок.  Домашняя работа с.125, Упр.204

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок чтения в 1 классе с презентацией "Мягкий знак – показатель мягкости согласного"

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Буква Ь (мягкий знак)» курса литературного чтения в 1 классе по программе «Школа России».             ...

Разработка урока русского языка во 2 классе по теме: "Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине и в конце слов."

Данный конспект урока разработан для учащихся 2 класса по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого "Русский язык 2 класс" ("Школа России"). В конспект урока включены фрагменты презентации, таблицы для ...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучен...

презентация урок русского языка 3 класс школа россии ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ.

презентация к уроку по ШКОЛЕ РОССИИ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С УДВОЕННЫМИ СОГЛАСНЫМИ....

Открытый урок по русскому языку во 2 классе на тему: «Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука»

Составитель урока: учитель начальных классов Крысанова Т.И. МКОУ «Новогремяченская СОШ», с. НовогремяченскоеПредмет: Русский языкАвторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. ГорецкийКласс: 2Тема: ...

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»

Конспект урока обучение грамоте 1 класс школа россии, «Буква ь – показатель мягкости предшествующего согласного»...