статья "Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов"
статья по русскому языку

Шевчук Наталия Анатольевна

статья рассказывает о работе учителя начальных классов с обучающими, имеющими нарушения в развитии речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений у обучающихся начальных классов

Проблема развития речи детей - одна из наиболее важных проблем в общей и специальной психологии и педагогике, поскольку речь занимает особое положение  в формировании психических и эмоционально-волевых процессов. Речевое развитие ребёнка - это один из показателей готовности ребёнка к школе. Недоразвитие  речи является препятствием для усвоения обучающимися программного материала и часто проявляется в различных нарушениях устной и письменной речи.

Работа по устранению затруднений в усвоении навыков чтения и письма непосредственно относится к  сфере профессиональной деятельности учителя начальных классов. Начиная с первого  класса приходится уделять особое внимание детям, страдающим разными видами речевых нарушений. Таким детям свойственна и низкая познавательная активность.

Однако любому «нелогопедическому» ребёнку младшего школьного возраста принесут несомненную пользу специальные виды заданий и упражнений по преодолению вышеперечисленных речевых нарушений. На таких занятиях решаются важные вопросы профилактики речевых проблем.

Учителю начальных классов необходимо знать не только содержание коррекционной помощи детям, но и психологические подходы к изучению причин возникновения устойчивых ошибок при чтении и на письме.  Учителя, у которых в классе находятся так называемые «безграмотные» дети, для работы с ними осваивают и применяют в своей работе не только современные педагогические технологии, но и вынуждены включать в свой педагогический арсенал методы и приёмы  коррекционной педагогики, используемые логопедами. Необходимо включать в уроки русского языка дифферинцированные и индивидуальные  задания для неуспевающего ребёнка, уделять подобным детям особое внимание.

Сейчас  в  каждом  классе встречаются дети с нарушениями письменной речи. В медицинских документах у них нет диагноза, который не позволял бы обучаться в общеобразовательной школе. Однако учителя в отношении таких учеников настойчиво утверждают о существовании у них объективных  сложностей в процессе чтения и письма.

Не всегда  учебная  неуспешность  ограничивается только ошибками в тетради. Практика показывает, что при недостатках чтения  и письма у детей школьная жизнь может также не ладиться из-за эмоциональных и поведенческих нарушений.

Учащиеся на уроках неусидчивы, у них низкая мотивация к получению знаний, они непосредственны в эмоциональных и поведенческих реакциях.  При выполнении учебных заданий такие школьники безынициативны, «смолкают», переключаются на посторонние дела. Зато во внеурочное время «несозревший» ребёнок стремиться получить максимальную компенсацию за интеллектуальные усилия в классе. На уроках приходится спокойно воспринимать их двигательную  активность, которая  часто является попыткой   снять психическое напряжение. Для этих учащихся важна стабильная система требований и демонстрация со стороны взрослых  веры в успешность их  умственных усилий.

Проблемы усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения заданий на уроках. Без напоминания учителя подобные дети не могут себя  контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки. Для них характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточности в координации движений. В результате дети оказываются неготовыми к овладению письмом. У них формируется плохой почерк. Они долго не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клеточки. Отмечается также повышенный мышечный тонус, который мешает ребёнку писать на уроках, не отставая в выполнении письменных заданий от одноклассников.

Своевременное выявление имеющихся трудностей в обучении у каждого школьника, учет  особенностей формирования его навыков чтения и письма, всей учебной деятельности составляют  основу для поиска  приемов и определения содержания работы учителя на уроках  и логопедической работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Опыт применения метода биологической обратной связи при коррекции речевых нарушений у обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда»

   На современном этапе  развития образования большое внимание уделяется вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим идея внедрения...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НАРУШЕНИЯ РЕЧИ для занятий с обучающимися начальных классов (1-2 классы)

Рабочая программа составлена на основе методических разработок М.Е. Евлампиева, М.В. Черенковой, Т.Г. Ланиной по нейропсихологической коррекции нарушений онтогенеза общего и речевого развития детей в ...

Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...

ПРОЕКТ по теме: «Взаимосвязь логоритмических занятий и театрализованной деятельности в начальной школе при преодолении речевых нарушений у обучающихся с ОВЗ »

         Занятия логопедической ритмикой позволяют перевоспитать у обучающихся с ОВЗ отношение к своему дефекту, сформулировать новую, правильную установку на взаимоотн...

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития

Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у обучающихся 1-4 классов с задержкой психического развития...

Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушений у обучающихся с системным недоразвитием речи

Мастер - класс: "Использование нейропсихологических приемов при коррекции речевых нарушенийу обучающихся с системным недоразвитием речи"...