Доклад по теме: "Развитие умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка и исправлять речевые недочёты"
статья по русскому языку

Данный доклад посвящен проблемам культуры речи современной молодежи и роли литературного языка в современном мире. Рассматриваются такие вопросы, как: умения, которыми должен оваледь обучающийся школы, предлагается практический материал для изучения и закрепления синонимов и антонимов в языке, а также дан практический материал для занятия с детьми по развитию речи на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dostoinstva_russkogo_yazyka.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:

«Развитие умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка и исправлять речевые недочёты».

Подготовила: Анненкова Татьяна Георгиевна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ№2»

301 367 Тульской области,  

г. Алексина, ул. Дубравная, 32

                       

2017г.

   Велик и могуч русский язык!  Так почему же так беден словарный запас современной русской молодёжи, почему вместо прекрасных слов  мы часто слышим ненормативную речь и ужасные  слова – паразиты? А ведь культура речи в огромной степени определяет и культуру человека вообще.

  Литературный язык отличается от разговорного тем, что в нём существуют всеми признанные нормы, т. е. такие образцы речи, к которым должен стремиться каждый.

  Но учёные – языковеды с тоской и гневом заявляют о том, что наш выразительный звучный красивый язык переживает ужасный период упадка и что необходимы какие – то меры, чтобы вернуть ему былую величавую мощь.

  Когда младший школьник чаще всего сталкивается с проблемой составления точных, выразительных и образных высказываний? Это происходит при написании сочинений, описаний и сравнений заданных объектов. Бедность словарного запаса  ребёнка вызывает у него затруднения. Одна из задач учителя – работать над обогащением словаря учащихся. Знакомство с синонимами и антонимами является составной частью этой деятельности.  «Развитой литературный язык представляет весьма сложную систему более или менее синонимических средств выражений, так или иначе соотнесённых друг с другом», - говорил академик А. В. Щербаков.

  Синонимы нужно хорошо знать для того, чтобы сознательно выбирать из своего словарного запаса именно те слова, с помощью которых говорящий и пишущий может наиболее точно и ясно выразить свою мысль и чувства. Умелое использование синонимов позволяет избежать повторения в речи одних и тех же слов и тем самым устраняет однообразие и монотонность речи, делает высказывание разнообразным, точным, выразительным.

   Какими умениями должен овладеть учащийся?

  1. Различать в речи близкие по смыслу слова.
  2.  Подбирать к данным словам синонимы.
  3. Заменять в тексте то или другое слово соответствующим синонимом.
  4. Самостоятельно употреблять в готовом тексте подходящие по смыслу синонимическое слово.
  5. Самостоятельно выбрать из своего словарного запаса для выражения собственной мысли наиболее подходящий синоним.

     Одним из продуктивных способов толкования слов является подстановка к незнакомому слову соответствующего синонима. Изучение синонимов в начальных классах должно осуществляться путём разнообразных упражнений. Предлагаю вам ряд упражнений по теме: «Синонимы и антонимы».

I.Синонимы.

     1) Подбери синонимы.

              Тихая езда –( спокойная, медленная).

              Тихая ночь – (бесшумная, спокойная).

               Тихий голос – (беззвучный).

               Верный друг – (преданный).

               Верный ответ – (правильный).

               Крепкий чай – (сильно заваренный).

               Крепкая верёвка – (прочная).

               Крепкий организм – (здоровый).

               Старый дом – (ветхий).

               Старый охотник – (опытный).

               Смышлёный ученик – (сообразительный, смекалистый, умный).

               Занимательный рассказ – (увлекательный, интересный).

               Пасмурная погода – (ненастная).

               Бесстрашный лётчик – (смелый, отважный).

      2) Выпишите слова близкие по значению.

               Вежливый, преграда, шелест, вереница, шорох, обходительный,         цепочка, любезный, шуршание, граница, ряд, препятствие, здание,                                                      рубеж, тормоз, черта, линия,  дом, помеха.

II. Антонимы.

            1)Замени прилагательные антонимами.

                Лёгкая задача – (трудная).

                Лёгкая ноша  – ( тяжёлая).

                Мягкий диван – (жёсткий).

                Мягкий климат – (резкий).

                Слабый голос – (сильный).

                Слабые знания – (крепкие).

                Старый охотник – (молодой, неопытный).

                Старый дом – (новый).

            2) Из данных слов найдите и выпишите парами те слова, которые имеют противоположный смысл.

                Встречать, работать, ненастье, потушить, школа, мягкий, правда, ведро, можно, ложь отдыхать, урок, зажечь, жара, провожать, жёсткий, нельзя, холод, трактор.

            3) Замените в предложении выделенные слова антонимами.

                   Изменился ли смысл всего текста?

Опоздали.

   Вечером я с товарищем пошёл к поезду.  До станции было далеко.  Дул встречный холодный ветер и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходил. Как плохо, что мы опоздали.

   Работа над синонимами в начальных классах будет достаточно Эффективной при наличии условия: упражнения над синонимами должны проводиться систематически и планомерно.

   Эту работу я начала с того, что познакомила детей со словарём «Синонимы и антонимы».  А так как словарь может иметь далеко не каждый, мы решили с детьми завести свой словарик синонимов и антонимов. Детям давалось задание на дом подобрать к слову синонимы. Например:

дом:  здание, хижина, изба, избушка, сторожка. чум, жильё;                          

дорога: тропинка, шоссе, магистраль, тропка, путь, стёжка;

птица: птаха, пичуга, пичужка, пернатый друг, крылатый друг, перелётный гость и т.д.  

   Вы бы видели, с каким удовольствием дети отыскивали эти слова. Из беседы с ними я выяснила, что , выполняя эту работу, они спрашивали у взрослых, читали внимательно произведения, вспоминали прочитанное.

   Проверяя домашнее задание и сравнивая со словарём, какую огромную радость переживали дети, когда выяснялось, что они подобрали синонимов больше, чем в словаре.  Такая работа воспитывает интерес к русскому языку. Дети хорошо усвоили важность и необходимость  синонимов в речи.

   Подбирая материал к уроку по теме «Местоимение», в «Сборнике диктантов и творческих работ» авторов Л. И. Тикуновой и Канакиной я нашла тексты «Лиса» и «Ёжик». Предлагалось заменить подчёркнутые имена существительные местоимениями. Проанализировав эти тексты, я решила, что с ними можно провести более интересную работу, и решила их использовать на уроке по развитию речи, т.е. редактирование текста. К тексту «Лиса» детьми  были предложены следующие слова: зверь, животное, хищница, плутовка, охотница, мошенница, кумушка,   разбойница, рыжая птичница. Долго не могли подобрать слово птичница. Называли куровод, птицевод – вот вам  детское словотворчество.

    В ходе обсуждения отпали слова животное, зверь. С их использованием текст детям не понравился, объяснили, что «некрасиво» и «не звучит» . Коллективно вставив подобранные слова, получили следующий текст: «Про лису дурная слава ходит, будто плутовка кур таскает. Но на деле редко рыжей птичнице это удаётся. Чаще всего она охотится за мышами. У хищницы чуткий слух. Только пискнет мышонок, охотница уже тут как тут.»

   За урок мы успели отредактировать 2 текста. Второй текст назывался «Ёлка». Коллективно были подобраны следующие синонимы: зелёная красавица, зелёное диво, зелёный ёжик. дерево, лесная красавица. Текст редактировали самостоятельно. Все синонимы дети использовали, кроме зелёный ёжик.

   При изучении темы «Глагол» на уроке предлагается детям такой текст: «На уроке природоведения, - начал Коля, - учительница говорила о Мичурине. Она интересно говорила о его жизни, а потом говорила о выращенных им деревьях. Когда мы шли домой, мы говорили также о садах.  Миша говорил, что он поедет на Север и рассадит там сады.  «Бедный у тебя язык, - сказал папа. А ведь русский язык – один из самых выразительных языков мира».

Задание. Найдите в этом тексте глагол, который часто повторяется, и замените его другими более выразительными.    

   На эту же тему можно предложить другой текст:

   - Давайте играть в жмурки, - сказала Лена.                                                                                 – Согласны! Согласны! – сказали все остальные.                                                                                       – Только не убегайте далеко, - сказала маленькая Катя.                                                                – И не прячьтесь так, что вас и с открытыми глазами не найдёшь, - сказал Петя.

  Можно дать слова для справок: закричать, попросить, предложить, добавить, воскликнуть, прошептать.

   Не менее интересную работу можно проводить с архаизмами, фразеологизмами , с пословицами и поговорками. Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.

     Крылатые слова так же кратки и выразительны, что являются строительным материалом нашего языка.

     Знания, полученные на уроке русского языка, по возможности надо интегрировать на уроке литературного чтения.

     Через суффикс можно говорить о разном авторском отношении к герою.

    Сравните у Горького воробьишко, у Есенина воробышки игривые. Дети почувствуют выражение жалости и сострадания у С. Есенина и отрицательное отношение у Горького.

    Воробьишко как хвастунишка, зайчишка, а вот В.Медведев предпочёл третий вариант в рассказе «Как воробьёнок придумал голосами меняться». Сравните: мышонок, комарёнок, медвежонок. Ведь герой ещё мал, как ребёнок.

     Один и тот же суффикс в заглавии рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» несёт на себе идейно – смысловую нагрузку. Единый суффикс – ят – как бы объединяет персонажей рассказа в одну семью. Этому способствуют и звучащие как рифма одно и то же окончание – а. Ребята и утята звучит у автора в подтексте как старшие и младшие братья одной семьи. Вот почему это слово и включено в текст как опорное, выражающее гуманную позицию автора.

     Наряду с работой по развитию умения видеть, слышать и использовать достоинства русского языка, необходимо учить видеть, слышать и исправлять речевые недочёты.

      М – неправильное употребление местоимения. (Я выкинула книгу из сумки и положила её на стол.) (Книгу или сумку?)

      П – неоправданное повторение одного итого же слова. (Недавно прочла интересную книгу. В этой книге рассказывается о подвигах наших солдат.)

      Л – неправильное употребление слова не в свойственном значении. (Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать.)

      Р1 – нарушение лексической сочетаемости. (Пожилая лошадь, дешёвые цены, коричневые глаза.)

     Р2 – употребление лишнего дублирующего слова (плеоназм). (Прилетели пернатые птицы, молодой юноша, старый старик.)

     Р3 – употребление рядом однокоренных слов (тавтология).  (В рассказе «Муму» рассказывается.)

     Р4 – употребление слов другой стилевой окраски. (Земляника подлизывается к ревизору.)

     Р5 – неудачное употребление экспрессивного, эмоционально окрашенного средства. (У Олега Кошевого были дружки – Иван Земнухов и Серёжа Тюленин.)

     Р6 – неоправданное употребление диалектных и просторечных слов. (На пришкольном участке мы выращиваем картофель, морковь и бураки.)

     Р7 – смешение лексики разных исторических эпох. (На картине Васнецова богатыри одеты в кольчугу, брюки варежки.)

     Р8 – бедность и однообразие синтаксических конструкций. (Мужчина был одет в прожжённый ватник. Ватник был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью.)

     Р9 – неудачный порядок слов. (Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.)

      Г12 – пропуски необходимых слов. (Владик кое –как прибил доску и побежал    в волейбол.)

       Г13 – нарушение границ предложения. (Охотник положил ружьё, привязал собаку. И пошёл к зверю.)

Грамматические ошибки и слышимы и видимы.

Условные графические обозначения

        С – недочёты в содержании.

        Р – речевые недочёты.

         I – орфографические ошибки.

         V – пунктуационные ошибки.

         Г – грамматические ошибки.

     Выставление оценок: С – Р          0 -2              «4»

                                                I – V – Г    4 – 3 – 1      «3»

     В заключении хочется прочитать прекрасное стихотворение И.А.Бунина «Слово»:

                  Молчат гробницы, мумии и кости, -                                                              

                  Лишь слову жизнь дана:

                  Из древней тьмы, на мировом погосте,

                  Звучат лишь Письмена.

                  И нет у нас иного достоянья!

                   Умейте же беречь

                    Хоть в меру сил, в дни злобы м страданья,

                    Наш дар бессмертный – речь.

           И чуть попроще из В.Лифшица:

                    Русский язык могуч и велик!

                    Из уважения к предкам

                    Не позволяйте калечить язык

                    Эллочкам – людоедкам.

                                                                                                                                                   

                                                                     

   

ТЕМА

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время"

Обобщение опыта посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания русского языка - проблеме развития логического мышления младших школьников средствами учебного пред...

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Доклад на тему:Развитие речи у детей с ЗПР на уроках чтения и русского языка в начальной

План ВведениеГлава 1. Научно-теоретические основы работы над развитием речи на уроках чтения и письма.1.1. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка.1.2. Принципы и содержание словарной...

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»

Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...

Доклад на тему: " Развитие речи на уроках русского языка и литературного чтения"

Опыт работы с детьми на уроках русского языка и литературного чтения....

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка

Статья по теме: Развитие коммуникативных умений у младших школьников на уроках русского языка...

Доклад на тему: «Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка – одна из основных проблем формирования навыков грамотного письма....