урок русского языка 2 класс "Суффикс как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Светлана Овечкина

технологическая карта урока по русскому языку 2 класс 21 век Суффикс как часть слова"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: суффикс как часть слова

Цель урока:

  1. Воспитательные – привитие интереса к предмету, воспитание у учащихся чувства товарищества, культуры общения, воспитывать прилежание, активность.
  2. Развивающие – развивать творческую самостоятельность, соединяя игровую и обучающую формы деятельности, развития внимания и зрительной памяти, активность на уроке.
  3. Обучающие – познакомить с суффиксом как частью слова и его основными признаками: имеет значение, служит для образования новых слов, стоит за корнем, имеет значение.

Формируемые УУД:

  • Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству; применять правила делового сотрудничества.
  • Регулятивные: планирование, целеполагание, корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
  • Коммуникативные: уважительное отношение друг другу, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, планирование вопросов.
  • Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

Оборудование:

Проектор, презентация, раздаточный материал, учебник «Русский язык. Часть первая. 2 класс» авт. С. В. Иванов, А. О. Евдокимова и др., толковый словарь Ожегова.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, руководство работой учащихся с учебной литературой.

Формы деятельности: фронтальная, работа в парах, дифференцированная.

Вид обучения: проблемный.

Этапы урока

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты деятельности этапа урока

1. Организационный этап. 

Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества. Взаимное приветствие:

- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю:

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал...

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

- Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

- A тему урока мы сформулируем немного позже.

Взаимное приветствие. Слушают историю о Мудреце и показывают движением руки.

Подготовка к первичному восприятию материала

2. Каллиграфическая минутка

(СЛАЙД 1-3)

3.выявление причины затруднения и постановка цели деятельности подведение к теме СЛАЙД 4-5,6

Физминутка

Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети ставят цель на данном этапе урока.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

- Прочитайте слова.

«Школа, школьник»

- Что вы можете сказать об этих словах? Какая часть слова общая? Как называется? Выделите корень, окончание.

Дайте характеристику первого звука. Прописать прописную и строчную буквы «Ш,ш»

- Почему вы ни как не обозначили часть слова – ник-?

-Как вы думаете, чтобы вы можете узнать сегодня о той части слова, которая изменила состав слова?

- сегодня мы узнаем:

- как называется часть слова, которая изменила состав слова;

- какое имеет значение;

- где стоит?

 Отгадайте, как называется эта часть слова по следующей схеме, а поможет вам в этом алфавит.

Р..Т Т..Ф  У…Х  У…Х  З…Й  Й…Л  Р…Т

(СУФФИКС)

- Посмотрите на доску. На какие группы можно разделить эти знаки, встречающиеся нам на уроках русского языка?

.    !  ? 

- Какой знак вы не знаете куда отнести?

- Каким знаком обозначим часть слова –ник-  из предложенных знаков?

-встаньте из-за парт, покажите, как ходит львица, прыгает львёнок.- как жмурится от яркого света котёнок, как перебирает лапками кошка.

- Как вы думаете, сколько суффиксов в русском языке, которые помогают образовывать новые слова?

Читают, определяют родственность слов, определяют корень –школ-, выделяют. Разбирают слова по составу.

Дают характеристику, прописывают.

Ставят цель перед собою.

Определяют знак и ставят его.

Составляют слово «суффикс»

Разбивают на 2 группы: состав слова и знаки препинания в конце предложения

Решают проблемную ситуацию с помощью логического размышления.

Умеют найти корень слов и выделить его, определить родственность слов.

Смена вида деятельности.

Умеют определить характеристику первого звука[ш].

Выясняют, что появился новый знак.

Смена вида деятельности.

Вспоминают алфавит.

Умеют выделить знак для обозначения суффикса

Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала.

4.Построение проекта выхода из затруднения. Новая тема.

Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития

- Образуйте ряд слов, используя суффиксы: - иц-,–иц-, --их-, -онок-, -ёнок-.

Слон –слониха, слонёнок.

Ёж – ежиха, ежонок

Лиса- лисица, лисёнок

- Назовите суффикс, который помог образовать слова животное-мама, животное детёныш?.

-Где он находится? (поставить схемы по порядку)

- Имеет ли суффикс значение?

- Как обозначим суффикс?(выделим суффикс)

- откройте учебник на стр.108. прочитаем и сравним наши ответы.

Упр.2 учебник стр.108.

На доске

Дописать ряды слов по образцу самостоятельно.

- В каждом ряду вы образовывали формы одного  и того же слова или родственные слова?

Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили? (на доске суффиксы)

Образуют новые слова, используя данные суффиксы.

Находят ответы на поставленные вопросы. Выделяют суффикс в словах.

Фронтальная работа письменно в тетрадях, первые два слова на доске. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка по эталону, обсуждение и устранение разночтений.

Это родственные слова: они близкие по значению, их общее значение содержится в корне, но во 2-х и в 3-их словах есть свое дополнительное значение и содержится в суффиксе

Смена вида деятельности.

Умеют сравнивать, анализировать данные слова, улучшается понимание, осмысление и запоминание «суффикс»

Смена деятельности

5.физминутка

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка

Суффикс – важная часть слова,

Как крючок для рыболова,

Как для реченьки – водица

И как крылья певчей птице.

Им без суффикса так плохо,

Не красиво, одиноко…

Суффикс – это интересно.

Одинок принц без принцессы,

А король без королевы…

Девочка есть там, где дева.

Где есть кошка, там котята,

А у рыбок есть рыбята.

Как загадка, суффикс этот,

С ним волшебно на планете.

Он – в цветочке аленьком,

В ручеёчке маленьком…

Вот и тигр, а с ним – тигрята.

Заяц – зайка с ним, зайчата.

Суффикс есть и в слове – львята,

А ещё в каких, ребята?

Работа со словами учителя

Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию материала.

6.первичное закрепление «о чём говорят суффиксы»

Словарная работа.

- Какие суффиксы помогли образовывать животные детёныши, животные-мамы?

- Знаете ли, какое значение имеют эти суффиксы: -ан-, -ян-, -анин-, -янин-? (карточка на двоих).

-Поработаем в карточках(работа в паре)

-Выделить суффикс..

2 группы работают индивидуально

- отгадать загадку, найти правильное написание в словаре, определить опасное место, подобрать родственные слово так, чтобы появился суффикс. Назвать суффикс.

- отгадать о ком идёт речь. Найти правильное написание в словаре, определить опасное место, подобрать родственное слово с суффиксом.

Вспоминают и называют—ёнок-, -онок-, -иц-, -их-.

Помогают образовать слова-жителей планеты.

Работают с карточками, отвечают на вопросы.

Все записывают в тетрадь новые словарные слова, подчеркивают опасные места.

Умеют находить суффиксы.

Умеют работать в паре самостоятельно

Учащиеся учатся самостоятельно работать, анализировать, понимать, пополняют словарный запас слов.

7. Итог урока.

Рефлексия.

Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке.

- С помощью какой части слова образуются родственные слова?

- Для чего служит суффикс в русском языке?

- Где находится суффикс в слове?

- Как обозначаем суффикс в слове?

- Как вы можете оценить свою работу на уроке?

- Кого, на ваш взгляд, я не отметила за отличную работу?

- Покажите, на сколько сегодня вы:

     -были активны,

    -на сколько вы поняли новую тему,

    -хотите ли узнать какие ещё бывают суффиксы и какие значения имеют?

Закончим урок словами:

Я узнал..

Я понял…

Мне понравилось

Было трудно

Для меня было открытием, что..

Могу порадоваться успехам…

Рефлексия, самооценка, принятие оценки учителя

Учатся анализировать, оценивать полученные от успешной (неуспешной) деятельности.

8. Домашнее задание

Развивает самостоятельность

- рассмотрите в учебнике на стр.109 и 110 упр.4 и упр.5. в этих упражнениях похожее задание, вам предлагаются найти суффиксы в некоторых словах. – выберите сами упражнение по вашим сила и запишите в дневник.

Рассматривают упражнения, изучают задания. Записывают д.з.

Учатся выбирать задание по своим возможностям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова"

Презентация к уроку русского языка по теме "Части слова", проведенного в 3 классе по УМК "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Урок русского языка по теме "Части слова"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Части слова" ( по программе Л.В.Занкова). Цели: на уроке ученики научатся распознавать части слова, получат возможность применять полученные знания в нестандар...

Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")

Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...

Презентация к уроку русского языка на тему: "Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." 2 класс

...Данная презентация может быть использована на уроке русского языка во втором классе как проверочная работа по теме " Части слова. Корень. Суффикс. Приставка." Работу можно выполнять как устно, так ...